Баланс тарифных интересов

Льготные цены на коммунальные ресурсы в Коми сохранят

В Коми продолжается практика установления льготных тарифов на коммунальные ресурсы и услуги. Но лучший способ снизить расходы – модернизировать систему ЖКХ. О тарифном регулировании, снижении расходов потребителей рассказала в ходе «Часа с министром» в Общественной палате Коми председатель регионального Комитета по тарифам Анна Тюрнина.

В начале встречи председатель комитета пояснила, что его специалисты в своей работе всегда стараются достичь компромисса.

– Мы – орган исполнительной власти, который отвечает за баланс интересов, и очень часто наша работа сопряжена с негативным восприятием со стороны граждан, организаций. Потому что в некоторых случаях неизбежно происходит повышение платы. Но при каждом таком повышении все факторы, связанные с ростом тарифов, детально взвешиваются, анализируются. Сложные ситуации обсуждаются, в том числе с общественниками, – предварила рассказ о работе ведомства Анна Тюрнина. – Мы всегда стараемся принимать такие решения, которые бы удовлетворяли все стороны – и потребителей, и ресурсоснабжающие организации.

Сейчас комитет занимается государственным регулированием цен в отношении 64 организаций коммунального комплекса, восьми компаний, работающих в сфере обращения с ТКО, пяти – в газоснабжении, 66 – в перевозках автомобильным, воздушным и речным транспортом, 103 – в снабжении лекарственными средствами, а также 45 – занимающихся поставками твердого топлива.

В прошедшем году органы тарифного регулирования в Коми получили 248 обращений от граждан, в 2021 году было 270. То есть наблюдается снижение, несмотря на то, что прошедший год для комитета был непростым из-за того, что тарифы на коммунальные услуги повышались дважды.

На декабрь прошлого года средний прирост платы граждан составил 8,5 процента.

– Хочу заверить наших граждан в том, что в 2023 году у нас роста тарифов больше не ожидается, и очередное повышение, как было обещано федеральными органами исполнительной власти, мы можем ожидать только с июля 2024 года, – напомнила Анна Тюрнина.

Существуют различные инструменты тарифного регулирования. Например, в Коми действуют льготные цены на электроэнергию для тех, кто получает ее с дизельных электростанций. Льгота эта установлена с 1 января прошлого года, применяется для ряда населенных пунктов, относящихся к территориям Воркуты, Инты, Усинска, Ижемского, Княжпогостского, Троицко-Печорского, Усть-Цилемского, Удорского и Усть-Куломского районов. Как правило, это отдаленные, изолированные от энергетических магистралей деревни и поселки. Субсидии республиканского бюджета на компенсацию выпадающих доходов производителям электроэнергии для таких населенных пунктов в прошлом году составили 365,4 миллиона рублей, на этот год заложено 373,5 миллиона. Существуют льготы и на другие виды ресурсов и услуг, практика их применения будет продолжена.

Анна Тюрнина объяснила, что уменьшение количества обращений граждан в комитет связано в том числе с применением подобного рода льгот – «заморозкой» тарифов.

В целом же, по ее словам, в Коми в этом году тарифы на электроэнергию для населения установлены на предельно низком уровне, установленном ФАС России.

– В этом году мы продолжили применение максимального возможного понижающего коэффициента – 0,7 на электроэнергию для жителей сельских поселений и населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами и отопительными установками, – рассказала председатель комитета. – Хотела бы обратить внимание, что не все субъекты РФ продолжили применение коэффициентов на таком уровне. Мы в республике, понимая важность данного направления деятельности для отдельных территорий Коми, продолжаем применение пониженного тарифа. Будем детально оценивать его эффективность на ближайшую перспективу, возможность его сохранения.

Комитет также продолжает практики утверждения льготных тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение.

Снижения финансовых расходов потребителей коммунальных ресурсов достичь, конечно, можно не только «заморозкой» тарифов. В идеале дешевле нужно делать производство этих ресурсов, снижая затраты. Для этого реализуются инвестиционные программы по обновлению инфраструктуры ЖКХ. Программы эти включают в себя строительство, модернизацию, перевод на новый вид топлива тепловых котельных; строительство и устройство водозаборных колонок, строительство и реконструкцию водопроводных сетей и водоочистных сооружений; техническое перевооружение, проектировку и строительство газопроводных линий, а также проектировку и реконструкцию существующих участков газовых линий.

В нынешнем году различные ресурсоснабжающие организации, а также те, кто занимаются водоотведением, планируют потратить на эти цели более 3,2 миллиарда рублей. Например, в сфере электроснабжения пройдет реконструкция воздушных линий в Воркуте, Ухте, Усинске, Сыктывдинском районе, реконструкция трансформаторных подстанций в Усинске, Сыктывдинском, Княжпогостском, Корткеросском, Усть-Цилемском районах.

По словам Анны Тюрниной, сейчас идет работа над тем, чтобы упомянутые организации могли активно привлекать на модернизацию средства различных источников, получать поддержку из федерального бюджета.

Говоря о том, чего удалось достигнуть в прошлом году, руководитель ведомства особо отметила снижение тарифа на тепловую энергию на 18,5 процента для жильцов ряда многоквартирных домов на улице Панева, получающих этот ресурс от «Сыктывкарской тепловой компании». А также тот факт, что прирост платы за услуги регионального оператора по обращению с отходами составил для граждан всего 4,5 процента, то есть в два раза ниже установленного индекса изменения платы граждан. Кроме того, установлен льготный размер платы за технологическое присоединение к системе теплоснабжения для потребителей с подключаемой нагрузкой не более 0,1 ГГкал/ч. Снижены и ставки на подключение к центральным системам холодного водоснабжения и водоотведения «Сыктывкарского водоканала», уменьшение составило от 14,1 до 54,3 процента.

Также по просьбам общественников, бизнеса утверждены нормативы накопления ТКО для новых категорий объектов, таких, например, как «специализированные непродовольственные предприятия торговли», «общеобразовательная организация», «склады». Поступают просьбы утвердить отдельные нормативы по ТКО для ряда других объектов, например, для домов со смешанными системами отопления, но председатель комитета подчеркнула, что к этому вопросу нужно подходить с осторожностью, изучая опыт других регионов, иначе можно добиться обратного эффекта – повышения платы.

В прошлом году впервые выданы единые экономически обоснованные цены на твердое топливо для Сосногорска, Княжпогостского, Прилузского и Сысольского районов, где они раньше были не установлены. Это позволило гражданам приобретать топливо по льготным ценам.

Еще одно направление деятельности комитета – содействие заключению энергосервисных контрактов. В прошлом году таковых на объектах бюджетной сферы заключили 21, их сумма превысила 95 миллионов рублей, плановая годовая экономия – 11,42 миллиона.

В ближайшее время комитет ожидает работа по переведению Республики Коми из неценовой зоны в ценовую в части электроснабжения. По словам Анны Тюрниной, это достаточно сложное мероприятие, характеризующееся структурными изменениями. Сейчас этот вопрос отрабатывается с Минэнерго России, опять же чтобы обеспечить баланс интересов ресурсников и потребителей. Также в приоритетах рассмотрение и утверждение инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций. И рассмотрение целесообразности установления тарифов на электроэнергию для населения на 2024 год с дифференциацией в зависимости от объемов потребления. В ряде регионов такая практика уже применяется, принцип тут такой – если гражданин может позволить себе тратить много электроэнергии, не экономя, значит, тариф для него должен быть выше.

Анна ПОТЕХИНА

Фото vk.com

Оставьте первый комментарий для "Баланс тарифных интересов"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.