В республике предлагают региональные «бонусы» начинающим учителям
Исполняющая обязанности министра образования и науки Республики Коми Наталья Якимова встретилась с представителями общественности во время традиционного «Часа с министром».
В мероприятии приняли участие члены общественного совета министерства образования и города Сыктывкара, активисты регионального отделения Союза женщин России, члены и эксперты Общественной палаты, руководители молодежных и общественных объединений.
Приветствуя гостей, Наталья Якимова отметила, что уже не в первый раз участвует в проекте «Час с министром», отрасль образования всегда вызывала и вызывает много разнообразных откликов, это связано с неугасающим интересом к развитию, обучению и воспитанию детей.
По ее словам, летом, когда 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника, вся сфера просвещения оценила посыл президента страны. Подготовка к масштабным событиям началась уже с июля 2022-го. Именно поэтому темой очередной встречи были выбраны особенности Года педагога и наставника и, в частности, мероприятия, которые планируется реализовать на уровне Республики Коми и России в целом.
Миссия наступившего года – это признание особого статуса педагогов и наставников, ключевой фразой при этом, по мнению и.о. министра, является словосочетание «наставническая деятельность». Потому что каждый человек в той или иной мере постоянно выступает в роли наставника: для кого-то это профессия, а для кого-то образ жизни.
В своей речи Наталья Якимова выделила две отраслевые задачи, требующие решения. Первая связана с привлечением внимания к профессии, вторая – с вовлечением в команду молодежи, которая хочет работать в образовании, но по каким-то причинам сомневается в правильности выбора.
Главным документом года стал утвержденный 17 февраля федеральный план. Его подготовка, по словам спикера, была непростой, и особая роль в создании документа принадлежит общественности, к мнению которой обращались несколько раз.
План имеет три раздела. Первый посвящен мероприятиям и конкурсам профмастерства, призванным транслировать лучший опыт: «Учитель года», «Воспитатель года», «Мастер года». В рамках этого направления появятся новые конкурсы, марафоны, экспертные педсоветы и прочее. Впервые пройдет Всероссийская олимпиада учителей «Педагог – это призвание», Всероссийский форум молодых учителей.
Второй раздел связан с историей и сохранением памяти о выдающемся педагоге и ученом Константине Ушинском, чей 200-летний юбилей будут отмечать в наступившем году по всей стране. Всего план насчитывает 16 различных мероприятий, посвященных этой дате.
В третьем, оценочном разделе отражены показатели эффективности проведения всех мероприятий. Один из главных – рост числа выпускников школ, поступающих в педагогические учебные заведения.
– Перед нами стоит задача увеличить контрольную цифру приема в педколледжи и вузы на десять процентов, – отметила и.о министра. – Мы, безусловно, и так наращивали объемы, и на следующий год, можно сказать, исполним эти показатели.
Для реализации мероприятий к Году педагога и наставника был создан оргкомитет на уровне Российской Федерации, аналогичная структура появилась и в Коми. Она начала работать уже в январе, и вслед за общероссийским планом появился местный, который, по признанию Натальи Якимовой, содержит в себе даже больше разделов, чем основной документ.
Первый раздел регионального плана касается традиционных торжественных мероприятий. В их числе «День сельской школы», формат которого будет расширен и уже привычно пройдет 27 августа в новом учебном заведении – на сей раз в новой школе села Объячево. В рамках Дня учителя состоятся торжественные церемонии разного уровня и разного формата.
А осенью, в октябре 2023 года, на территории, прилегающей к Сыктывкарскому гуманитарно-педагогическому колледжу, откроется аллея памяти работников отрасли образования, награжденных государственными наградами Российской Федерации.
Второй блок документа также оказался посвящен конкурсным мероприятиям федерального и регионального уровня. Наталья Якимова акцентировала внимание на конкурсах «Педагогический дебют», «Классный классный», «Лучший директор школы», которые появились на свет для обобщения и распространения опыта и являются уникальной местной инициативой. Из новых планируется провести «Педагогический вернисаж», конкурс сочинений для школьников, в том числе и на коми языке «Мой учитель», республиканский конкурс «О тренере своем скажу я слово».
Третий важный раздел касается широкого распространения информации о представителях педагогической профессии в СМИ и на других площадках.
– Мы уже начали рассказывать о педагогических династиях и достижениях наших педагогов, не только опытных, но и молодых. У нас готовятся сюжеты об очень интересных молодых специалистах, которые уже добились результатов на российском уровне, – поделилась руководитель ведомства.
В четвертом разделе можно найти информацию о форумах, конференциях и чтениях, всего он включает 14 мероприятий, как уже знакомых, так и новых.
Народному учителю, педагогу и воспитателю Александру Католикову, который внес неоценимый вклад в развитие трудового воспитания и формирование жизненных ценностей детей, будут посвящены масштабные «Католиковские чтения». На мероприятие пригласят гостей из других регионов. Они соберутся, чтобы встретиться и обсудить наследие, оставшееся после деятельности великого педагога.
А в декабре пройдет завершающее торжественное и красивое мероприятие – Форум педагогов и наставников.
Пятый раздел касается образовательных мероприятий для самих педагогов. По объективным причинам какое-то время они проводились онлайн, но сейчас система полностью вернулась к очному формату. Поэтому наших учителей ждут незабываемые встречи и масса личного общения.
– Мы все формируем непрерывную систему педагогического образования. И постоянно учимся и совершенствуемся сами. В педагогической деятельности это обязательная история: не будешь учиться и развиваться – не будешь интересен детям, подросткам и молодежи, – отметила и.о. министра.
Шестой раздел – это профессиональная ориентация на педагогические профессии. Наталья Якимова озвучила, насколько важно подтянуть сегодняшних школьников к осознанному выбору педагогической профессии:
– В этом году в Коми открылось 40 психолого-педагогических классов, в которых обучаются почти 500 десятиклассников. И одна из задач – сделать все, чтобы эти ребята связали свою жизнь с педагогикой.
Сейчас в республике профессию педагога можно получить в Сыктывкарском государственном университете и в двух колледжах: Сыктывкарском гуманитарно-педагогическом и в частном Ухтинском педагогическом колледже.
Реализация озвученного плана началась с «Большой учительской недели», в рамках которой с 27 января по 3 февраля в республике провели порядка 30 мероприятий. В них приняли участие более пяти тысяч педагогических работников. В этот период впервые прошел и цикл «Золотых лекций» с участием федеральных экспертов.
Что касается мер поддержки педагогов, в регионе выдерживаются целевые показали по зарплате, производится ежегодная индексация зарплат. Четыре года подряд в Коми реализуется программа «Земский учитель». За этот период в сельскую местность приехали работать 43 молодых педагога со всей России. Они получили выплату в размере одного миллиона рублей. Благодаря программе решилась кадровая проблема, которая оставалась актуальной много лет. Наиболее остро она стояла в Троицко-Печорском районе, где не хватало специалистов сразу по нескольким дисциплинам.
Большие надежды профессионального сообщества по поводу привлечения новых кадров также связаны и с реализацией целевых программ обучения. По их условиям молодые специалисты после окончания учебы обязаны отработать три года в учреждениях образования республики. В среднем в год заключается 200 таких договоров.
Сейчас по программам среднего профессионального образования педагогической направленности в наших колледжах обучается 1253 человека, высшее образование получают 2356 человек.
– Только в этом году 710 выпускников по педспециальностям выйдут из стен учебных заведений. И наша задача, чтобы все 710 пришли работать к нам в отрасль в том или ином статусе, – заявила Наталья Якимова.
Что касается вакансий педагогов, если три года назад на 1 сентября их в республике было около 400, то к этому учебному году цифра ожидается в пределах 250. Вакансии образуется по нескольким причинам, в основном после выхода учителей на пенсию или их переезда на другое место жительства.
Наибольший процент вакансий сегодня приходится на Сыктывкар, Ухту и Печору, речь идет об учителях математики, русского языка и литературы, английского языка и педагогов начального образования.
В этой связи на региональном уровне были предложены две новые меры поддержки. Первая – единовременная выплата для молодых специалистов в размере 500 тысяч рублей. Предложение направлено на бюджетную комиссию и в данный момент ожидает рассмотрения.
Еще одна возможная мера поддержки – частичная компенсация по договорам аренды жилья для педагогических работников. 149 педагогов в Республике Коми сегодня проживают в арендованных помещениях, а 187 остро нуждаются в улучшении жилищных условий. Ходатайство по инициативе также направлено на бюджетную комиссию.
Зашла речь и о малокомплектных сельских школах, которых у нас немало. Практически все они находятся далеко: иногда за две, три водные преграды – и дают образование всего 4-10 школьникам одновременно. Об их рентабельности было много дискуссий, тем не менее о важности работы этих объектов спорить не приходится. И решения, принятые в конце прошлого года, по словам Натальи Якимовой, позволили не только сохранить их, но и определить пути для развития в дальнейшем.
Екатерина ЖВАНЬКО
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Поддержка для молодого педагога"