27 февраля поклонники советского кино отметили очередной день рождения знаменитого артиста Евгения Урбанского. Его звезда ярко зажглась на советском киноэкране в конце пятидесятых годов прошлого века – после выхода фильмов «Коммунист» (1957), «Баллада о солдате» (1959), «Неотправленное письмо» (1959), «Испытательный срок» (1960), «Чистое небо» (1961), «Пядь земли» (1964).
Но мало кто знал, что вырос будущий актер в небольшом северном поселке в Коми АССР – Инте (городом она стала только в 1954 году). И считал это место своей малой родиной, приезжал туда и часто вспоминал интинское чистое небо.
На Север поневоле
Евгений Урбанский родился 27 февраля 1932 года в Москве. Его отец Яков Урбанский был крупным комсомольским и партийным работником, а в начале 1938 года стал заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК компартии Казахстана. 10 июля 1938 года Яков Урбанский был арестован по оговору и в числе других работников партаппарата республики, проходивших по делу первого секретаря ЦК компартии Казахстана Мирзояна, взят под стражу. В течение многих лет семья не знала ничего о его судьбе. Только 18 января 1941 года он был осужден по знаменитой статье 58 УК РСФСР и получил срок – восемь лет исправительно-трудовых лагерей.
Пройдя несколько тюрем, Яков в 1946 году после Устьвымлага был направлен в Инту. Сначала работал на кирпичном заводе, затем стал начальником участка на шахте. За ударную работу был досрочно освобожден из лагеря, но права выезда не имел. Жена Якова – Полина после его ареста была уволена со службы. Вместо квартиры ей и двум сыновьям Володе и Жене в качестве жилья выделили подвал бывшего овощного склада. Так они и жили в Алма-Ате до 1946 года. А затем приехали в Инту. Вскоре глава семьи получил право выезда (реабилитировали его только в 1955 году), но ехать было некуда, и Урбанские остались жить в этом поселке. Так 14-летний Евгений Урбанский стал нашим земляком.
Его старший брат Владимир устроился на шахту, где работал отец, а Женя пошел учиться в школу №1. Сохранились воспоминания его одноклассника Н. Приходько. «1946-1947 учебный год уже начался, когда к нам в класс пришел новый ученик. Это был высокий, красивый парень по фамилии Урбанский, по имени Женя, – писал Приходько. – Он как-то сразу стал своим. Мы вскоре узнали, что он с матерью и братом приехал из Алма-Аты. Отец его был осужден по 58-й статье. После освобождения он не имел права выехать из Инты, но мог вызвать к себе семью. Яков Самойлович вместе с друзьями к приезду семьи построил маленький домик напротив шахты №9. Наш седьмой класс находился на втором этаже нового деревянного здания школы, построенного напротив одноэтажного, в котором учились начальные классы. В новом здании был даже небольшой спортзал, где проходили занятия по физкультуре и военному делу. По выходным дням бывали танцы под патефон. В этом спортзале мы узнали, что Женя в Алма-Ате занимался в кружке художественной гимнастики. Он прекрасно делал сальто с места, стойку на руках, выполнял различные кульбиты. В школе были кружки художественной самодеятельности, художественного чтения, хоровой, танцевальный, драматический. Женя быстро стал активным «кружковцем». Особенно его увлекало художественное чтение. Парень он был голосистый. Из поэтов Жене больше всего нравился Маяковский. Его стихи он читал буквально «по-маяковски»: громко, с жестами, даже мог запрыгнуть на парту».
Как вспоминает Приходько, к праздникам в центральном клубе готовились концерты художественной самодеятельности, и «кружковцы» активно в них участвовали. В частности, Женя Урбанский пел в сводном хоре, декламировал стихи, играл в сценках драмкружка. В то время в поселковом клубе работало много известных артистов, отбывающих срок на севере. Среди них и бывший солист Мариинского театра оперы и балета Николай Печковский. Знаменитый тенор некоторое время занимался с Женей. К сожалению, эти занятия были недолгими, так как Печковский вскоре был этапирован в другое место. К тому же он отметил, что певца из Урбанского не получится, но драматическим артистом школьник стать вполне может.
В 1947 году в Инте было закончено строительство спортзала с бассейном, стадионом, беговыми дорожками и футбольным полем. На базе этого спорткомплекса открыли несколько спортивных кружков. Женя Урбанский играл в баскетбол, волейбол, занимался в легкоатлетической секции. Одноклассник даже запомнил, что стометровку Женя пробегал за 11,2 секунды и хорошо прыгал в длину.
«У нас в классе было несколько учеников (в том числе и я), которые любили рыбалку и охоту, – вспоминает Приходько. – Этим Женя не увлекался, но нам иногда удавалось его вытащить на два-три дня на рыбалку. Он стоически переносил все тяготы пути, получал истинное удовольствие от ловли рыбы и не жалел о том, что мы взяли его на дальнее озеро или реку. В 1950 году мы окончили школу и разъехались на дальнейшую учебу в разные города. На каникулах приезжали в Инту и встречались в родной школе. Будучи уже известным, Женя со своими друзьями-артистами приезжал в Инту. Мы, старые школьные друзья, обязательно с ним встречались, вспоминали годы учебы».
«В этом маленьком поселке и были истоки Жениной актерской судьбы, – писала в своих воспоминаниях первая жена Евгения педагог Ольга Урбанская. – В школе детям преподавали бывшие заключенные, в Инте имелся даже театр – помпезный, с колоннами, где ставили оперу. Там царила творческая атмосфера. Знаменитый тенор Печковский, сосланный в Инту, давал ему уроки вокала. После выпускного вечера Евгений, прихватив фибровый чемоданчик, сел на поезд и поехал в Москву. Денег на первое время Жене дал отец, он хорошо зарабатывал на шахте».
Роковые 33
В Москве Евгений Урбанский сначала поступил в автодорожный институт, а затем перевелся в горный институт. Но желание стать профессиональным артистом привело его в школу-студию МХАТ имени Чехова. Его однокурсник Олег Табаков вспоминал, что Евгений «был похож на шахтера, каким его тогда изображали на плакатах, в кино, в театре: здоровый, кудрявый, белозубый». В 1957 году Евгений окончил школу-студию МХАТ и на дипломном спектакле с блеском сыграл роль Лопахина в чеховском «Вишневом саде».
Еще студентом школы-студии Урбанский снялся в фильме Юлия Райзмана «Коммунист». На съемках он познакомился с актером Евгением Шутовым, и тот предложил ему после окончания школы-студии устроиться к ним в Московский драматический театр имени Станиславского. В день премьеры «Коммуниста» Урбанский играл свой первый спектакль на театральной сцене. После этого его актерская карьера пошла на взлет. Кинорежиссеры засыпали его новыми предложениями, но он не спешил соглашаться и набирался опыта в театре, где у него было до 25 спектаклей в месяц.
Роль коммуниста Василия Губанова, погибшего в схватке с бандитами, принесла молодому актеру известность. Картина вышла на экраны в 1957 году и была тепло принята публикой. Фильму и его герою «с харизмой» верили абсолютно. Например, на премьере фильма на Кубе в момент, когда бандиты убивают Губанова, один из зрителей в зале вскочил, выхватил автомат и с криком «Друг! Не сдавайся, мы поможем тебе!» выпустил по экрану очередь. Остальные зрители с криками «Амиго, не умирай!» пулями изрешетили экран. На международном Венецианском кинофестивале в 1958 году кинолента получила почетный диплом, а на Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1959 году – первую премию. Кроме этого, в 1959 году «Коммунист» был назван в числе трех лучших фильмов года по опросу читателей журнала «Советский экран». Кстати, сам Урбанский вступил в ряды КПСС в 1962 году.
Многие режиссеры предлагали роли начинающему актеру. Однако тот только в 1958 году вернулся в кино. В фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате» Урбанскому досталась роль Васи-инвалида, которого главный герой Алеша Скворцов встречает в поезде. В 1960 году Евгений снова снялся у Григория Чухрая. В фильме «Чистое небо» он сыграл главную роль – летчика Алексея Астахова. По сюжету картины тому пришлось пережить успех на службе, любовь, вражеский плен, изгнание из партии, неверие в людей и, наконец, обретение веры в себя и в любимого человека. Картина вошла в сотню лидеров среди отечественных кинолент за всю историю советского проката с показателем в 41,3 миллиона зрителей. В том же году актер собрал целый урожай призов на фестивалях в Москве, Мехико и Сан-Франциско. По опросу журнала «Советский экран», эта лента была признана лучшим фильмом 1961 года и стала популярна в эпоху хрущевской оттепели.
В 1959 году Евгений Урбанский стал лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за мужскую роль». В 1962 году – заслуженным артистом РСФСР.
На съемках фильма «Большая руда», где Урбанский сыграл главную роль солдата-шофера Виктора Пронякина, ему предстояло сесть за руль самосвала. По технике безопасности это должен был сделать профессиональный водитель, но актер настоял на том, чтобы это доверили ему. Водитель-дублер помог ему освоить навыки вождения, и уже после нескольких занятий Урбанский хорошо управлялся с машиной. Но в финальной сцене ему все же пришлось уступить место дублеру для выполнения опасного трюка – по сюжету машина должна была опрокинуться с высоты. Герой Урбанского в финале погибал.
Всего в фильмографии артиста десять киноролей. И, как правило, это положительные и мужественные герои – летчик, начальник уголовного розыска, чекист, командир батальона. Неудивительно, что советские девушки хранили открытки с его портретом и украшали стены афишами фильмов с его участием. Порой звонки поклонниц не давали спать актеру и его жене.
Через год ему предложили главную роль в фильме «Директор», сценаристом которого выступил писатель Юрий Нагибин. В основу сюжета легла история о создании в СССР нового автомобильного завода и об испытательном автопробеге по пескам среднеазиатских пустынь. Директор завода Зворыкин, которого предстояло воплотить Урбанскому, лично участвовал в рейде. В сорока километрах от Бухары снималась сцена проезда автоколонны по пескам. По сценарию машина героя Урбанского должна была промчаться прямо через барханы, обогнать колонну и возглавить ее. Наиболее сложный кадр в этой сцене – прыжок машины с одного из барханов. Среди песков соорудили специальный трамплин, замаскировав его под бархан. Первый дубль сняли нормально, но второй режиссер Николай Москаленко, который вел в тот роковой день съемку, предложил сделать еще один дубль. И на втором дубле машина неожиданно перевернулась. При сильном толчке голову Евгения Урбанского отбросило назад, и шейные позвонки не выдержали. От полученных травм он скончался по пути в больницу.
Камера оператора зафиксировала этапы аварии машины. Подборка этих кинокадров была включена в материалы уголовного дела, открытого в связи со смертью актера.
Евгений Урбанский трагически погиб 5 ноября 1965 года. Ему было 33 года, но он уже считался одним из ведущих актеров советского кино. После гибели артиста председатель Госкино распорядился остановить дальнейшие съемки этого фильма, а съемочную группу распустить. Режиссера Алексея Салтыкова отлучили от режиссуры на полтора года. Только в 1967 году он снял фильм «Бабье царство», а в 1969 году добился разрешения завершить «Директора». В роли Зворыкина снялся Николай Губенко. В 1968 году на экраны страны вышел документальный фильм режиссера Екатерины Сташевской-Народицкой «Евгений Урбанский», куда были включены отснятые эпизоды первой версии фильма «Директор».
Похоронен артист на Новодевичьем кладбище в Москве. Поэт Евгений Евтушенко написал на смерть Евгения Урбанского «Балладу о совершенстве», которая заканчивается словами: «Так ты упал в пустыне, Женька, как победитель, а не жертва, и так же вдаль – наискосок – тянулись руки к совершенству – к недостижимому блаженству, хватая пальцами песок…»
В Инту – за северным сиянием
Уже став известным артистом, Евгений Урбанский не раз приезжал в Инту, встречался с рабочими коллективами, учащимися и учителями родной школы. В феврале 1962 года Урбанский в последний раз приезжал в Инту с женой Дзидрой Ритенберг и другом – артистом Евгением Леоновым.
Дзидра была второй женой артиста. А с первой женой Ольгой Евгений познакомился, когда был еще студентом автодорожного института. Уже через пару месяцев после знакомства Урбанский повез девушку в Инту смотреть северное сияние. Родители Евгения не слишком обрадовались приезду сына с невестой. Отец и мать будущего актера считали, что он обязательно должен вернуться в Инту и работать на шахте, как его отец и старший брат. Впрочем, родители Ольги тоже были не в восторге от стремления дочери выйти замуж в девятнадцатилетнем возрасте. В результате после росписи молодые люди продолжали жить по отдельности, пока мама Ольги случайно не увидела штамп в ее паспорте. Родители Евгения Урбанского смирились и даже поздравили молодоженов, прислав деньги на подарок. Отец Евгения помогал его семье до последнего дня, после его смерти эту обязанность взял на себя старший брат актера. В семье родилась дочь Ольга. Евгений сам назвал дочь в честь любимой, при этом и жену, и дочь дома звали Алёнками. Но всего через несколько лет Ольга и Евгений развелись. У него был роман с актрисой Татьяной Лавровой, но женился он на известной латвийской актрисе Дзидре Ритенберг.
После поездки в Инту в 1974 году Булат Окуджава написал песню, которую посвятил Евгению Урбанскому: «И если в какой-нибудь вечер январский Инта предо мной замаячит, маня, Пусть давний приятель мой Женя Урбанский Приедет на станцию встретить меня».
Знакомство двух кинознаменитостей состоялось летом 1960 года. В Москве проходил Международный кинофестиваль, и Ритенберг вместе с Вией Артмане представляли на нем Латвию. «В один из дней, – вспоминала впоследствии Дзидра, – в гостиничный номер вошел русый парень и направился ко мне. Никогда ни у одного человека я не видела такой потрясающей улыбки: доброй и ласковой. «Евгений Урбанский», – представился он». Буквально на следующий день Евгений сделал Дзидре предложение стать его женой. Но молодой актрисе предстояла серьезная операция на сердце, и она попыталась объяснить Урбанскому, что в ее ситуации глупо строить планы на будущее. «А мы подождем! – воскликнул кандидат в мужья. – Только уговор: из больницы – сразу же в загс». Операция прошла удачно. И прямо из больницы Дзидра и Евгений отправились в загс. Поклонницы Урбанского мириться с тем, что их кумир теперь человек семейный, не собирались. По словам Дзидры, дома то и дело раздавались телефонные звонки, в которых неизвестные дамы просили передать Жене, что они ждут его в условленном месте или что столик в ресторане уже зарезервирован. Женившись на Дзидре Ритенберг, Урбанский привел молодую жену в свою шестиметровую комнату в общежитии. И только через два года семья перебралась в однокомнатную квартиру. Дзидра родила дочь через несколько месяцев после гибели мужа. В память об отце ее назвали Евгенией.
«Борис, ты не прав!»
Не только имя Евгения Урбанского связывает Инту с кинематографом. В начале 1958 года в советских кинотеатрах прошла премьера художественного фильма «Случай на шахте восемь». Его в 1957 году снимали в Инте режиссер Владимир Басов и оператор Павел Лебешев. В Инте с 1950 по 1954 год отбывали срок по 58-й статье, а затем были определены на поселение (до реабилитации в 1956 году) сценаристы фильма Валерий Фрид и Юлий Дунский. За основу своего сценария «Комиссар шахты» они взяли реальную аварию 1952 года на интинской шахте «Восточная». Фрид и Дунский, написав сценарий фильма и отправив рукопись на «Мосфильм», загадали, что если их работу примут, то они получают расчет и перебираются в Москву, а если нет – остаются в Инте и до конца дней своих работают по вольному найму на шахте. Сценарий приняли.
Фильм рассказывает о том, как выпускник института геолог Володя Батанин приезжает работать на угольный комбинат в Заполярье. Он проявляет себя хорошим специалистом и становится секретарем парткома шахты №8. У Батанина возникает производственный конфликт с начальником комбината Егором Краевым, который осложняется тем, что Володя влюблен в дочь Краева Аллу. В фильме наряду с известными актерами Николаем Боголюбовым, Георгием Куликовым дебютировали начинающие Наталья Фатеева и Анатолий Кузнецов. Именно в данном фильме прозвучала фраза «Борис, ты не прав!», которая спустя тридцать лет была адресована Борису Ельцину.
На общих планах кроме шахт «Интаугля» в кадрах видны мост через реку Инту и главная достопримечательность города – водонапорная башня. В Инте Владимир Басов знакомится с молодой актрисой Натальей Фатеевой, которая становится его женой. Сам Басов исполнил одну из ролей в этом фильме.
Съемки фильма, проходившие на улицах города, в поселках и на шахте, оказались значимым событием: многие интинцы стали участниками его массовых сцен и эпизодов, а также получили возможность своими глазами понаблюдать процесс создания кинокартины. Съемочная группа довольно долго пробыла в Инте, не только работая непосредственно над фильмом, но и проводя творческие вечера – встречи с жителями Инты и трудовыми коллективами предприятий. В составе группы были и Фрид с Дунским, успеху которых многие интинцы особенно радовались. Горняки помогли режиссеру и актерам своими советами и замечаниями, касавшимися конкретных реалий шахтерского труда, а на прощание даже подарили по комплекту спецодежды.
В мае 1964 года на экраны страны вышла кинодрама Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой». Сценарий к нему написали уже знакомые по «Случаю на шахте восемь» друзья-кинодраматурги Юлий Дунский и Валерий Фрид. События этой картины также проходят в Инте. Здесь же и снимали фильм. Лента рассказывает о двух стариках Гусаковых, которые потеряли после пожара кров и поехали в далекое Заполярье к непутевой дочери Нине. В ролях были заняты Иван Марин, Вера Кузнецова, Людмила Максакова, Галина Польских, Николай Крючков. Кстати, именно Урбанский и предложил Григорию Чухраю снимать фильм «Жили-были старик со старухой» в Инте.
Память в Инте
Инта помнит и любит Евгения Урбанского. Школа, где он учился, с мая 1991 года носит его имя. Еще при жизни Евгения в школе был создан музей артиста, а на здании школы висит мемориальная доска, выполненная сыктывкарским скульптором Анатолием Неверовым. В 2005 году материалы школьного музея были переданы в краеведческий музей города. До 1990-го в Инте проводился турнир по боксу, посвященный памяти Урбанского. В марте 2007 года по инициативе спортивной общественности города турнир по боксу был возобновлен.
В Интинском краеведческом музее есть постоянная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Урбанского. Как рассказала «Республике» заместитель директора музея Галина Артеменко, этот комплекс входит в экспозицию «Город и судьбы».
– В содержании выставки отражены основные этапы, оказавшие наибольшее влияние на становление личности и жизнь актера, – отметила Галина Артеменко. – В экспозиции представлены фотографии из школьной жизни, его фильмография и фото из спектаклей. Когда Урбанский в детском возрасте приехал в Инту, то здесь, несмотря на бытовые неудобства и моральный гнет лагерей, «била ключом» культурная и интеллектуальная жизнь. В такой среде формировалось дарование будущего артиста. Будучи на пике славы, Урбанский никогда не забывал свой родной город Инту и интинцев. При любой возможности приезжал в Инту, проводил встречи, беседы, выступления.
Артур АРТЕЕВ
Фото из открытых источников
Оставьте первый комментарий для "Интинское небо Евгения Урбанского"