Перевозки по стандарту

Как изменится работа пассажирского автотранспорта в Сыктывкаре и муниципалитетах республики

Предприятия пассажирского автотранспорта республики смогут обновлять свой парк техники за счет федеральной субсидии, если на всех автобусных маршрутах тарифы станут регулируемыми, будут внедрены магистральные маршруты и введены единые проездные билеты, по которым можно бесплатно пересаживаться на все автобусы, например, по пути на работу и обратно. Речь об этом шла на рабочем заседании в бюджетном комитете Госсовета Коми, посвященном организации транспортного обслуживания населения региона.

Нерегулируемые тарифы и нелегалы

Как пояснил, открывая мероприятие, председатель комитета Степан Чураков, в адрес депутатов поступает много обращений от граждан по поводу организации перевозок пассажиров и багажа автотранспортом. Люди жалуются на автоперевозчиков, которые нарушают договорные отношения, например, меняют маршруты следования и расписание, из-за чего на остановках невозможно дождаться автобуса. Остаются также нерешенными проблемы с нелегальными перевозчиками, изношенности пассажирского транспорта, недостаточности бюджетного субсидирования за перевозку льготников, состояния дорог, по которым ездят автобусы.

Первый же докладчик – министр промышленности и строительства РК Евгений Пономаренко привел данные о соотношении маршрутов с регулируемыми тарифами и нерегулируемыми. В Коми действуют 34 межмуниципальных маршрута, из которых 20 – по регулируемым тарифам. Отдельно министр остановился на нелегальных перевозчиках. Они работают под видом заказных автобусов и такси и не имеют соответствующего разрешения и гарантий безопасности пассажиров. Тем самым нелегалы отнимают хлеб у легальных перевозчиков, которые в итоге вынуждены отменять маршруты из-за их нерентабельности.

– Деятельность нелегальных перевозчиков наиболее активна по направлениям Сыктывкар – Ухта, Сыктывкар – Киров, Сыктывкар – Ижма, – рассказал Евгений Пономаренко и сообщил о новой мере воздействия на нелегалов, которая начала действовать с прошлого года – арест транспортного средства, его транспортировка на стоянку до решения суда о наложении штрафа. С июля по декабрь 2022 года было произведено три ареста автобусов и три ареста легковых автомобилей. Такая практика будет продолжена и в этом году.

Чтобы поддержать легальных перевозчиков, работающих на межмуниципальных маршрутах (таких маршрутов в Коми 19), республика через муниципалитеты выделяет им субсидию. В прошлом году общая сумма поддержки составила 108 миллионов рублей. При этом, как напомнил министр, субсидия влечет за собой обязательства – перевозчики, ее получающие, обязаны соблюдать расписание движения автобусов, применять контрольно-кассовую технику и повышать качество пассажирских перевозок. Сейчас доля маршрутов по регулируемым тарифам в муниципалитетах составляет 68 процентов.

Новации в столице

В прошлом году администрация Сыктывкара заказала Российскому университету транспорта проведение обследования пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок. Работа велась в течение полугода, и по ее итогам научное учреждение выработало рекомендации по оптимизации маршрутной сети. Это необходимо для того, чтобы город смог соответствовать критериям участия в федеральной программе по обновлению подвижного состава общественного транспорта в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Участники программы получают федеральное софинансирование на закупку новых автобусов.

– Основной причиной неучастия Сыктывкара в «БКД» является наличие маршрутов по нерегулируемым тарифам, – пояснил Евгений Пономаренко. – Министерство подготовило и направило в администрацию города план мероприятий по повышению качества перевозок и участия в нацпроекте. В их числе строительство третьей объездной дороги; увеличение доли маршрутов по регулируемым тарифам; оснащение транспорта оборудованием безналичной оплаты проезда; предоставление безлимитного проездного билета на календарный месяц, дающего право неограниченного пользования всеми муниципальными маршрутами по регулируемым тарифам в течение всего срока действия билета; организация и оптимизация магистральных маршрутов автобусами среднего и большого класса с интервалами движения до десяти минут – аналог городского метро; контроль исполнения расписания движения, включение муниципальных маршрутов в Яндекс-карту, создание диспетчерской службы.

Первый вице-мэр Сыктывкара Александр Можегов сообщил, что сейчас в городе действует 39 маршрутов, их обслуживают шесть перевозчиков. Перевод маршрутов с нерегулируемых на регулируемые постепенно происходит, власти обсуждают с республиканским минпромом возможность финансовой поддержки. Перевод части маршрутов (речь пока идет о пяти-шести), по предварительным расчетам, потребует дополнительно 150 миллионов рублей.

То, что нарушаются графики и интервалы движения, вице-мэр объяснил выходом из строя автобусов. Все-таки технике много лет.

– Сломавшийся транспорт должны заменять резервные машины, это происходит, но не сразу, потому что автобус еще надо подготовить, – пояснил Александр Можегов.

Что касается перспектив, то городские власти будут поэтапно до 2030 года реализовывать рекомендации Российского института транспорта. Первое – это оптимизация маршрутной сети с 39 до 24 маршрутов и уменьшение количества машин с нынешних 263 до 124 автобусов. При этом класс автобусов должен стать выше. Все это потребует больших вложений.

Конечно, обязательно будет проведено общественное обсуждение и учтено мнение специалистов.

– Любое новшество вызывает общественный резонанс. И нам предстоит большая работа по разъяснению, подготовке общественности к этим изменениям. Мы надеемся убедить общественность, что эти изменения будут носить положительный характер, – сказал первый заместитель руководителя администрации Сыктывкара.

Рекомендации ученых

Участие в рабочем совещании принял представитель Российского университета транспорта – директор по науке Центра развития транспорта общего пользования РУТ Александр Морозов. По видеоконференцсвязи он представил результаты обследования пассажиропотока, которое заказала администрация Сыктывкара.

– Мы установили датчики обследования пассажиропотока, изучили все маршруты города и каждый график движения, и таким образом у нас есть видеоподтверждение количества пассажиров, которое было на каждом рейсе. Все эти данные переданы заказчику, – начал свое выступление Александр Морозов.

По итогам обследования ученым предстояло выработать предложения исходя из стандартов качества перевозки. В частности, одна из задач – гарантировать каждому жителю, что в 500 метрах от любого многоквартирного дома есть остановка и регулярное автобусное сообщение.

По данным Комистата, за январь-ноябрь 2022 года в республике автобусами было перевезено 38,6 миллиона пассажиров, а перевозчики называют цифру в 40 миллионов человек. Как отметил министр промышленности и строительства РК Евгений Пономаренко, на увеличение пассажиропотока влияние оказала миграция населения внутри региона по причине закрытия воздушного сообщения с традиционными местами проведения летнего отдыха. В Сыктывкаре пассажиропоток составляет примерно 120 тысяч человек в сутки, то есть порядка 43 миллионов в год.

– Оказалось, что в городе есть многоквартирные дома, например, на улице Лесопарковой, где до ближайшей остановки не меньше двух километров. Каждый такой дом мы адресно выявили, и если там не было автобусных маршрутов, мы эти маршруты прокладывали, как этого требуют социальные стандарты, – продолжил докладчик.

Был проведен анализ наполнения автобусов. Если на каком-то из маршрутов автобусы переполнены, это означает, что надо увеличить вместимость или частоту рейсов, чтобы каждый житель гарантированно мог добраться утром на работу без давки в салоне.

– Для того чтобы это обеспечить, перевозчики должны быть заинтересованы этот стандарт выполнять, – подчеркнул Александр Морозов. – К сожалению, система с нерегулируемыми тарифами не предусматривает никакой ответственности перевозчика: хочет – едет, хочет – не едет. Он просто собирает выручку с пассажиров. Никаких средств воздействия органов власти на такого перевозчика не существует. Грубо говоря, даже отменить такой маршрут можно, если только он три дня не сделает ни одного рейса. Фактически это частная лавочка, которая мало того что не дает гарантии пассажирам, но еще и изымает выручку из транспортного бюджета по регулируемым тарифам.

Специалист объяснил, к чему это приводит:

– В отличие от других сфер, поездки не совершаются сами по себе. Поездки происходят вынужденно, их не будет ни больше, ни меньше. Если вы запускаете маршрут по нерегулируемому тарифу, это не значит, что стало больше потребителей. Пассажиры те же самые. Каждый пассажир, который ушел в нерегулируемый тариф, не заплатил «Комиавтотрансу», не заплатил перевозчикам, которые двигались по регулируемым тарифам. Образовалось пустое место вместо пассажира, выручки нет, а расходы по-прежнему идут. Федеральной политикой предусмотрен постепенный отказ от нерегулируемых тарифов.

Следующая рекомендация, озвученная Александром Морозовым, – внедрение магистральных маршрутов:

– Пассажир заинтересован в надежной работе транспорта, чтобы автобус работал, как метро: пришел на остановку и сразу же сел в автобус нужного маршрута. Сейчас ситуация такая, что бывает по 15 маршрутов, но они ходят с интервалом 27-39 минут. И неизвестно, чего ждать, какая-то игра в рулетку. А должно быть так, что человек пришел на остановку, и у него есть один магистральный маршрут, автобусы ходят через 5-7 минут, максимум 8 минут в час пик и 10 минут в межпик. Это такой ориентир, простая понятная сеть, где пришел и сразу же уехал.

И еще один крайне важный фактор – проездной безлимитный билет.

– Сейчас пассажир, когда он принимает решение поехать на машине или на общественном транспорте, он понимает, что ему придется платить за каждый вход в транспорт, за каждую пересадку. А на машине такого нет. Мы должны эту картину перевернуть. Он купил проездной на месяц и понимает, что каждая следующая поездка для него будет бесплатной, пересадка для него будет бесплатной. Конечно, проще машину оставить дома, чтобы не изнашивать и не платить за бензин. Более того, пассажир с проездным не станет садиться в автобус по нерегулируемому тарифу. То есть мы естественным путем приходим к тому, что перевозчики откажутся ездить по нерегулируемым тарифам, потому что просто их услугами никто не будет пользоваться. Мы таким образом обеляем выручку, видим доходы, видим пассажиропоток, есть полная отчетность. В итоге боремся и с нелегальными перевозчиками, и с безбилетными пассажирами: тот, кто купил проездной, уже не может быть безбилетником, он заранее все оплатил, – рассказал Александр Морозов, подчеркнув, что стоимость проездного не должна быть дороже 40 разовых поездок. Человек должен понимать, что проездной выгоднее, чем разовый тариф.

Пока все сказанное – только рекомендации. Чтобы их реализовать, власти города должны разработать план и предусмотреть финансирование. Причем, как выяснилось в процессе обсуждения, то, что годится для Сыктывкара, пока невозможно внедрить в муниципалитетах. Большинство городов и районов республики не соответствуют критериям, озвученным московскими специалистами, и войти в федеральную программу по обновлению парка автобусов не могут. Поэтому, как заверили на совещании специалисты министерства промышленности и строительства Коми, республика будет оказывать разовую поддержку – закупать транспорт для пассажирских перевозок и передавать в те муниципалитеты, которые больше всего в этом нуждаются.

Галина ВЛАДИС

Фото из архива «Республики»

Оставьте первый комментарий для "Перевозки по стандарту"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.