Сотовые связи

Пчеловодам Коми предложили скооперироваться

В учебно-деловом центре Торгово-промышленной палаты Коми прошел семинар «Пчеловодство как идея для фермерства», в котором участвовали пасечники Сыктывкара и шести сельских районов республики. Встреча стихийно превратилась в мини-форум, где опытные «медовики» делились секретами с начинающими, представители минсельхоза региона отвечали на вопросы о господдержке.

Житель Усть-Куломского района Александр Антонов – священник. Пару лет назад ему пришла идея заняться пчеловодством в свободное от церковного служения время. Обучился на пчеловода-техника, получил соцподдержку на личное подсобное хозяйство, а в 2021 году подал заявку на грант «Агростартап», чтобы обустроить помещение для зимовки пчел, закупить необходимое оборудование. Получил 1,2 миллиона рублей, и теперь у него есть своя, пока небольшая пасека.

Как признался отец Александр, сомнений по поводу организации пасеки у него хватало. Основательно перелопатив интернет, понял, что в медовом деле очень много подводных камней. Обратился за помощью к опытному пчеловоду из Ыба Андрею Полуэктову, который 35 лет держит пасеку, и потом все же рискнул завести своих пчел.

Андрей Полуэктов в день семинара приехал в город торговать медом, так что в Торгово-промышленную палату пришел тоже. Планировал заглянуть на несколько минут, чтобы задать пару вопросов специалистам минсельхоза, а в итоге фактически «дуэтом» с Александром Антоновым и провел семинар. Усть-куломский священник-пчеловод рассказывал о медоводстве с точки зрения новичка, который только-только начал свое дело, но уже успел набить в нем некоторое количество шишек и совершить самые распространенные ошибки, а пасечник из Ыба комментировал все это с точки зрения многолетнего опыта. Получилось довольно познавательно.

К примеру, Александр Антонов рассказал о неудачном опыте утепления ульев мягким вспененным материалом – к его удивлению, пчелы его буквально сгрызли в короткие сроки. Андрей Полуэктов в свою очередь пояснил, что дело в генетической памяти пчел, которые в дикой природе живут в дуплах деревьев и, чтобы расширить жизненное пространство, выгрызают гнилую древесину. Таким же образом они реагируют на любой мягкий материал на стенах своих ульев – если поддается, надо грызть.

Также Александр Антонов поведал о «пчелиных войнах», когда пчелы из одной семьи проникают в улей другой, более слабой, убивают охрану, затем матку и забирают мед. По словам Андрея Полуэктова, внимательный пчеловод, если заметит, что сильная пчелосемья уж слишком заинтересовалась ульем слабой, уменьшит во втором «домике» леток, чтобы охране было проще держать оборону, тогда вероятность разбоя с грабежом будет куда ниже. А в целом, если хочешь, чтобы пчеловодческое хозяйство работало как часы, приносило много меда, на пасеке нужно буквально дневать и ночевать. У Андрея Полуэктова летом рабочий день длится по 18 часов. Зимой проще, конечно, но и это не означает, что делать в хозяйстве вовсе нечего. Вот сейчас уехал в город, а дома оставил воск топиться. Участники совещания по этому поводу вспомнили случай с одной опытной пасечницей, которая сразу после операции сбежала из больницы, потому что пчелиных маток нужно было срочно обиходить.

Андрей Полуэктов на ярмарке.

Но в Коми большинство пчеловодов – это «пасечники выходного дня», любители, которые заводят несколько ульев, чтобы был мед для собственных нужд, больших «урожаев» они и не ожидают, иногда продают излишки. Но однажды пчеловод-любитель решает, что его хобби вполне может стать бизнесом. И тут понимает, что наработанного опыта по-прежнему недостаточно, а финансовый вопрос встает остро.

– Я два раза уходил с работы, чтобы заниматься только пчеловодством, и только с третьего раза это получилось – в 2006 году. А у меня к этому моменту уже 18 лет стажа в пчеловодстве было. Но все равно в предыдущие попытки было так: плохой год, значит, плохой результат, меда мало, продавать нечего, а кушать хочется. Идешь, устраиваться на работу снова. А вышел на работу – приходится уменьшать пасеку, потому что ты ее не сможешь обслуживать, – поведал Андрей Полуэктов. – Чтобы пасека была самоокупаемой, нужно получать три-три с половиной тонны меда в год у нас в Коми. Допустим, пчеловод-любитель имеет пасеку в сорок пчелосемей. Чтобы перейти в разряд пчеловода-фермера, начать зарабатывать на меде, нужно увеличить пасеку где-то до ста пчелосемей. Стоимость этого перехода довольно существенная. Потому что и пчелоинвентарь нужно докупать, и оборудование совсем другое требуется, хотя бы для откачки меда. Надо построить помещение для откачки и фасовки меда, для зимовки пчел, еще многое другое может понадобиться. Стоимость перехода из любительского пчеловодства в профессиональное будет стоить миллионов пять. У нас вообще выделяют такие гранты? Миллион-два – это на создание любительской пасеки. А в большое хозяйство нужно по миллиону вкладывать ежегодно.

Андрей Полуэктов рассказал, что однажды он решил ознакомиться с условиями получения грантов, но обнаружил, что обязательными условиями являются наличие специального образования и создание рабочих мест. А у него, несмотря на стаж работы и солидную пасеку – до 180 пчелосемей, специального образования в этой области нет. Идти на специальные курсы? Благо есть и бесплатные. Так там основы преподают, которые он и так знает на отлично, а терять время исключительно ради «корочки» жаль. Что касается создания рабочих мест…

– Я кормлюсь с пасеки, если я возьму еще работника, мне нужно нанимать и бухгалтера, и ежеквартальные отчеты писать – нагрузка для меня лишняя. Значит, нужно кратно увеличивать производство, чтобы прокормить еще одного-двух человек. Я просто физически такое не потяну, – пояснил пчеловод. – Да и кто согласится работать в таком же режиме, без выходных, когда летом спишь по шесть часов в сутки, вскакиваешь и сразу бежишь на пасеку? У меня был опыт, брал помощника, но получалось фактически, что всю работу с пчелами делал сам, а помощник для «подай-принеси».

Поэтому пока Андрей Полуэктов на гранты заявляться и не решается. Специалисты минсельхоза Коми, присутствовавшие на семинаре, впрочем, настоятельно зазывали его к себе в гости, обещая подобрать подходящую для его случая меру поддержки.

Руководитель центра компетенций при министерстве сельского хозяйства и потребительского рынка Коми Ирина Розанова пояснила, что в случае с Андреем Полуэктовым и требование о «корочках» тоже уже значения не имеет. По отдельным видам поддержки условия таковы, что либо нужно специальное образование, либо опыт работы на земле. Тут даже подтверждения из сельсовета, что вы имеете личное подсобное хозяйство, достаточно бывает. И условие о создании рабочих мест тоже вполне выполнимо. Если грант до двух миллионов рублей, его получатель просто сам себя на работу устраивает.

Также один из участников семинара поднял вопрос продажи меда. Он любитель, пасека для него не основной доход, но излишки есть, а сдать на реализацию их некуда.

Ирина Розанова рассказала, что для решения многих вопросов пчеловодам целесообразно объединиться в кооператив, формы его могут быть разные: сельскохозяйственный, сбытовой, потребительский, перерабатывающий, обслуживающий или микс всех этих вариантов. Главное, что это будет юридическое лицо, которое может сообща решать вопросы с реализацией товара, его сертификацией, покупкой тары крупным оптом ради экономии, выходить на торговые площадки. С мелкими производителями сети действительно работать не хотят, поскольку он не может гарантировать регулярных и достаточных поставок, а вот кооператив – это уже сила. Кооператив может претендовать на разного рода субсидии, гранты. Например, есть формы господдержки для самого кооператива, для приобретения неделимого имущества – общего трактора, который будет распахивать поля для посева медоносов, общего зимовника. Можно получить 50 процентов возмещения расходов. И отдельные члены кооператива тоже могут претендовать, например, на покупку сельхозживотных за полцены. А пчелы – это тоже сельхозживотные. Также есть субсидия на реализованную продукцию для кооперативов.

Производители молока, мяса в Коми давно кооперируются, видимо, пора этим заняться и пчеловодам. Ирина Розанова сообщила, что создание кооператива пасечников планируется в Корткеросском районе. В этом же муниципалитете министерство в текущем году планирует провести форум пчеловодов, чтобы они могли поделиться опытом, обсудить насущные вопросы. Ну и, если вопросы возникают сейчас, можно не ждать форума, а сразу прийти в центр компетенций.

– Все наши услуги бесплатные, бизнес-планы можете приносить к нам, посмотрим, поможем исправить ошибки. У нас есть специалисты по животноводству, маркетингу, работе с сетями, банками. Мы находимся в здании минсельхоза, в 106-м кабинете, заходите, не стесняйтесь, – пригласила пчеловодов руководитель центра, напомнив, что параллельно можно претендовать на помощь и по другим направлениям. Например, пройти обучение в центре «Мой бизнес» как социальный предприниматель и получить грант на развитие дела. Или написать проект по линии «Народного бюджета».

Модератор встречи, и.о. вице-президента ТПП Андрей Кривошеин напомнил о таком перспективном направлении в сельском хозяйстве в целом и пчеловодстве в частности, как агротуризм. Ирина Розанова отметила, что по этой линии тоже есть специальные гранты. Например, можно получить поддержку на приобретение оборудования, на благоустройство территории, покупку микроавтобуса, чтобы возить туристов, на строительство гостиницы и многое другое. Главное в таких проектах, что они помогают фермерам наладить сбыт своей продукции, расширить производство.

Кстати, наши пчеловоды к агротуризму присматриваются весьма активно. У Александра Антонова рядом с полями, где собирают мед его пчелы, есть святой источник, куда часто приезжают, чтобы набрать воды, умыться. Он считает, что неплохо было бы оборудовать рядом место, где гости могли бы отдохнуть, попить чаю с медом. Есть подобные идеи и у пчеловодов Сыктывдинского, Усть-Куломского районов.

Сотрудник Национальной библиотеки Коми Олеся Шаглеева также предложила свою помощь начинающим пасечникам – раз в месяц в стенах этого учреждения собираются члены клуба пчеловодов, можно присоединиться.

Общение на семинаре было достаточно неформальным, обсуждали пасечники буквально все: от растений, с которых пчелы предпочитают собирать нектар (в холодное дождливое лето, к примеру, охотно садятся на борщевик, который в другое время недолюбливают, и мед получается очень интересный по вкусу), до характера самих пчел. Один из участников, только планирующий завести пасеку, патриотично высказался, что намерен завести русскую пчелу. Он верит, что именно она не подведет, чем вызвал шутки более опытных пасечников, признавшихся, что и они ровно на эти же грабли наступали.

– Почему-то все начинающие пчеловоды берут среднерусскую пчелу. И вот так у нас и происходит естественный отбор пчеловодов, остаются только самые стойкие, которые потом берут другую породу. А начинали бы сразу с других пчел, может, и больше у нас в Коми пчеловодов было, – засмеялся Андрей Полуэктов, посоветовав взять лучше пчел породы бакфаст или карника. Они хоть и иностранки, но в наших краях себя показывают куда лучше, чем среднерусская пчела, отличающаяся к тому же агрессивностью.

Вспомнив заодно, кого и сколько за один раз кусали пчелы (одному пасечнику досталось как-то порядка четырех десятков укусов за считанные минуты), пчеловоды утвердились во мнении, что медовое дело – это в первую очередь не бизнес, а любовь. Без любви тяжелейший труд на пасеке, да еще в компании таких своенравных созданий, как пчелы, невозможен.

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Сотовые связи"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.