Бесстрашный летчик Семен Кириков

Совсем скоро гражданская авиация России отпразднует свое 100-летие.К этой дате Министерство экономического развития и промышленности Республики Коми подготовило цикл материалов, посвященных предстоящему юбилею и рассказывающих о выдающихся жителях региона, которые связали свою жизнь с небом.

Семен Иванович Кириков родился в Ярославской области. После окончания сельской школы устроился слесарем в ростовский «Сельмашстрой». Родители, всю жизнь работавшие на селе, думали, что сын продолжит семейную традицию, но юноша мечтал стать летчиком. Эту мечту он не просто реализовал, а отдал авиации почти полвека.

В 1936 году, успешно окончив Батайскую школу летчиков, Семен Кириков получил направление в Таджикское управление гражданского воздушного флота. Свой короткий отпуск после окончания училища решил провести дома у родителей. Пошел проведать родню в соседнюю деревню и встретил там свою единственную любовь – Полину. Пара поженилась через год в Душанбе.

До Октябрьской революции Таджикистан считался краем абсолютного бездорожья. Молодому летчику пришлось прокладывать там сеть воздушных линий, летать в высокогорные районы, которые раньше являлись вообще недоступными, например, Памир. Памирская воздушная трасса – одна из труднейших. Она проходила по ущельям, меж тесно сомкнутых отрогов, над сверкающими ледниками. Погода в этих районах капризная, нередко меняется по нескольку раз в день. Нужно было обладать очень высоким летным мастерством, чтобы безаварийно водить самолеты на высоте 5500 метров среди гигантского нагромождения гор и сажать их среди гор на площадке очень ограниченных размеров.

Семен Кириков с этим успешно справлялся, и в 1939 году о нем написала газета «Коммунист Таджикистана»: «Народ Таджикистана полюбил своих крылатых сыновей, гордится ими. Семен Иванович Кириков не просто отличный летчик, налетавший 300 тысяч километров. Он новатор, первооткрыватель высокогорных воздушных трасс Сталинабад – Памир, Душанбе – Тавилд-Дару и многих других местных воздушных линий. Правительство Советского Союза высоко оценило заслуги С.И. Кирикова, наградив его в 1937 году орденом Красной Звезды. Летчик гражданского воздушного флота С.И. Кириков избран депутатом Верховного Совета Таджикской Республики. Эту почетную, высокую для гражданина советской страны обязанность сын крестьянина Семен Кириков заслужил своим трудом на благо Родины».

В том же году, когда вышла публикация, молодого летчика приняли в ряды членов ВКП(б).

Великая Отечественная война застала Семена Кирикова в Новосибирске, где он осваивал новую авиационную технику. С первых дней войны летчик написал рапорт с просьбой отправить его на фронт. Просьбу удовлетворили, и Кириков был направлен в Московскую особую группу командиром самолета Ли-2.

«Фашисты уже окружили плотным кольцом Ленинград. Нам приходилось туда летать по нескольку раз в день. В Ленинград везли грузы, обратно – эвакуированных людей. Полеты выполнялись под постоянным зенитным огнем и атаками истребителей противника. Днем выполняли перелеты под прикрытием наших истребителей, ночью – без прикрытия. В эти месяцы войны приходилось много летать в тыл противника. Снабжали продуктами и боеприпасами партизан и воинские части, попавшие в окружение. А оттуда… Как-то загрузили самолет ранеными. Собрались вылетать. А тут подъезжает еще повозка, человек семь. Самолет уже перегружен, что делать? На душе стало больно от мысли, что оставлять здесь раненых – верная им гибель. Загружайте, говорю, может, как-нибудь уместимся. А сам думаю, взлетим ли? К счастью, все обошлось. Я понимал, что выполняю очень нужную работу, обеспечивая армию всем необходимым. Но мне хотелось лично участвовать в уничтожении фашистских войск, а «извозчик» никогда не являлся ударной силой», – вспоминал позднее летчик в интервью своему коллеге, пилоту Сыктывкарского авиапредприятия Владимиру Макаренкову.

Семен Кириков настойчиво добивался, чтобы его направили в бомбардировочный полк. И наконец пришло разрешение. В мае 1942 года он стал командиром Ил-4 бомбардировочной авиации дальнего действия.

На служебном здании Сыктывкарского аэропорта установлена мемориальная доска Семену Кирикову. Ее торжественное открытие состоялось 2 ноября 2000 года. Автор – известный скульптор Анатолий Неверов.

Текст на мемориальной доске гласит: «Кириков Семен Иванович, начальник Коми управления ГА, 1952-1971. Заслуженный пилот СССР».

В один из боевых вылетов бомбардировщик Кирикова был подбит. Шли тяжелые бои под Тамбовом и Воронежем, фашистская армия стремительно продвигалась к Сталинграду. Разведка докладывала о скоплении бронетанковых войск на различных узловых железнодорожных станциях. Наши Илы наносили внезапные удары по скопившимся бронетанковым частям на железнодорожных узлах, переправах, а также по тылам противника. 29 октября 1942 года поступил приказ блокировать и уничтожить аэродром под Смоленском. По данным разведки, туда поступило много авиационной техники и ГСМ. К тому же этот аэродром находился в выгодном стратегическом положении для нанесения бомбовых ударов по Москве и Ленинграду.

Летчик вспоминал: «Вылетели ночью, несколько самолетов Ил-4 с полной бомбовой загрузкой. Только стали подлетать к аэродрому, фашистская зенитная артиллерия открыла сильный заградительный огонь. Выполнение приказа любой ценой не дало бы результата. Через такой шквальный огонь до цели не долетел бы ни один Ил. Согласовав действия, наша группа развернулась на 180 градусов. Фашисты успокоились, посчитав, что мы отступили. У нас же возник новый план нанесения бомбового удара. Для этого необходимо было скрытно обойти с севера этот оборонительный рубеж и атаковать уже с тыла противника. Все получилось. Противник не ожидал такого маневра.

Когда полетели первые бомбы на цель, началась хаотическая стрельба зениток. Но с каждой минутой плотность огня увеличивалась, и снаряды начали разрываться вблизи наших самолетов. Фашистский аэродром засветился от пожара. Было видно, что на взлетной полосе находилось несколько горящих самолетов, не успевших взлететь. Разрывы на аэродроме усиливались, видимо, взрывались склады с боеприпасами.

Только я успел подумать о том, как трудно будет нам выйти из этого пекла, как впереди справа с огромной силой и ослепительной вспышкой разорвался зенитный снаряд. Я какое-то время не видел даже приборной доски в кабине самолета. От ударной волны самолет сделал «клевок» и накренился. Осколками снаряда был подбит правый мотор. Скорость самолета начала падать. В кабине запахло гарью, появился дым. Интенсивно разворачиваю самолет на курс к своей территории. Вблизи разорвалось еще несколько снарядов. Появились «мессеры», видимо, с соседних аэродромов. Во что бы то ни стало надо дотянуть хотя бы до линии фронта. Слышу голос штурмана: «Командир, горим».

Засветились пунктиры трассирующих пуль стреляющих фашистских автоматчиков. Значит, пересекаем линию фронта. Пожар усиливался, языки пламени появились в кабине. Еще мгновение, и даю команду штурману и стрелку-радисту покинуть самолет. Парашюты помогли ребятам удачно приземлиться. После того как штурман покинул самолет, через оставшийся открытым люк поступающая струя воздуха сбивала пламя, уменьшая температуру в кабине. Вот и земля. Произвожу посадку на «живот». Рядом проходят оборонительные траншеи наших войск. Подоспевшие солдаты спасли меня, вытащили из кабины самолета. Своими силами я бы не смог покинуть самолет. Через полчаса я уже лежал на операционном столе. У меня сильно обгорели кисти рук: ожоги 3-й и 4-й степени левой кисти и 2-й степени – правой. Пришлось ампутировать части основной и ногтевой фаланги. Так для меня закончилась война».

В 1943 году по состоянию здоровья Семен Кириков был демобилизован из Красной армии и назначен на прежнюю работу в Таджикское управление ГВФ на должность командира отряда. Упорство и труд, твердость характера, помощь и поддержка товарищей победили недуг. На медицинской комиссии он доказал, что и при таком состоянии рук пилотировать самолет возможно. Сначала на По-2, а затем на Ли-2 снова зазвучала фамилия пилота Кирикова.

В 1952 году начинается новая страница в жизни Семена Кирикова, его назначили начальником Коми управления гражданской авиации. Учитывая большой опыт организаторской работы, ему было доверено дальнейшее развитие гражданской авиации нашей республики. Авиация играла важнейшую роль в освоении новых месторождений Севера и создании новых отраслей промышленности.

Правда, летать на новой должности приходилось уже не так часто. К тому же полеты ему были разрешены медицинской комиссией только в качестве проверяющего. Два раза он летал в экипаже на самолете Ил-14. Летчики отмечали, он всегда был простым и доброжелательным в общении.

Под руководством Семена Ивановича в Коми АССР изменился облик аэропортов, были построены аэровокзалы, гостиницы, бетонные взлетно-посадочные полосы. Сыктывкар был связан прямым воздушным сообщением с 40 городами нашей страны.

Начальник Коми управления гражданской авиации, заслуженный пилот СССР Семен Кириков был отмечен высокими государственными наградами – орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета».

Подготовила Лина ПЕРОВА

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Бесстрашный летчик Семен Кириков"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.