Пилот первого класса Петр Краюшкин

Экипаж Петра Краюшкина был первым, кто в начале 1970-х открыл в Коми АССР международный авиарейс Сыктывкар – София.

Родился будущий авиатор в 1931 году в казачьем курене на хуторе Ново-Кузнецов станицы Милютинской. В 1949 году по окончании школы поступил в Троицкое авиатехническое училище в Челябинской области. Правда, пареньку пришлось добиваться того, чтобы сельсовет выдал паспорт. В колхозе рабочих рук не хватало, поэтому паспорта детям колхозников не выдавали. За ученика ходатайствовали учитель математики и директор школы, так что документ все-таки выдали, но пришлось до самого отъезда потрудиться в колхозе.

В авиаучилище военный цикл преподавал бывший военный летчик – командир полка ночных охотников Миронов. Он сообщил, что после выпуска можно будет переучиться на летчика. Так впоследствии Петр Краюшкин и некоторые его однокурсники и поступили. До Сыктывкара, куда распределился выпускник училища, он добирался через Котлас на пароходе с гребными колесами, который «шлепал» против течения трое суток.

В 1952 году Петр начал свою трудовую деятельность авиатехником в аэропорту Сыктывкара. Летал с экипажем выполнять аэрофотосъемку лесов по республике. Во время командировки в Троицко-Печорск познакомился с будущей женой Галиной. В 1954 году по решению командования Сыктывкарского авиапредприятия был направлен на учебу в Сасовское летное училище. Получил диплом с отличием и вернулся в свой 75-й летный авиаотряд в Коми в 1956 году, хотя был выбор направления в любое авиапредприятие, включая Москву, Ленинград, Киев. В 1957 году Петр и Галина поженились, у них родились дочь и сын. В Троицко-Печорске Петр начал летать сначала на По-2 (около 1000 часов налета), затем на Як-12 и Ан-2 в качестве командира авиазвена. По требованию руководства прошел переобучение на вертолет Ми-2, но летать на нем практически не пришлось.

В 1965 году пилота из Троицко-Печорска перевели в Сыктывкар. Здесь Петр освоил Ил-14, Ан-10, Ан-12 и Ту-134. В качестве командира экипажа облетал весь Советский Союз – в его пилотном списке более 130 аэропортов. В 1974 году Петру Краюшкину был присвоен 1-й класс пилота гражданской авиации. Первым в авиаотряде он освоил и открыл международный маршрут Сыктывкар – София. За весь период летной работы у Петра Краюшкина не было ни одного замечания, а тем более летного происшествия. Был только «особый случай», когда на Ту-134 на высоте 9000 метров отказал левый двигатель. Но благодаря работе экипажа пассажиры даже не узнали о неполадке.

После выхода на пенсию Петр Краюшкин работал в Коми управлении гражданской авиации в должности инженера по подготовке и переподготовке летных кадров и позже в учебно-тренировочном отряде. В 2010 году переехал с женой поближе к детям, внукам и правнукам в Нижний Новгород. 26 января этого года на 92-м году он ушел из жизни.

Артур АРТЕЕВ

2 Комментариев для "Пилот первого класса Петр Краюшкин"

  1. Краюшкина Г., Гарины | 05.02.2023 в 22:09 | Ответить

    Сердечно благодарим автора за статью, очень содержательно и интересно. Это память!

  2. Галина Белякова | 11.02.2023 в 21:00 | Ответить

    Я чту за честь, что была знакома с таким замечательным человеком. Я подруга его дочери Ирины. Прекрасная, дружная и очень порядочная семья. Вечная память

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.