Ветеран гражданской авиации Надежда Грошева

Надежда Константиновна в центре.

Принято считать, что авиация – это сугубо мужская профессия. Но и раньше, и сейчас в этой области трудятся представительницы прекрасной половины человечества, и трудятся безукоризненно. Один из таких примеров – Надежда Грошева.

На протяжении почти шестидесяти лет трудовой деятельности в гражданской авиации она прошла путь от кладовщика коммерческого склада до заместителя руководителя Коми межрегионального территориального управления воздушного транспорта. Участвовала в становлении и развитии лицензирования перевозочной деятельности, принимала участие в разработке и проведении мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей жителей, экономики Республики Коми и страны в авиационных перевозках и услугах, в развитии наземной инфраструктуры воздушного транспорта.

Служебный рост неслучаен: Надежда Константиновна всегда была трудолюбивой и принципиальной, имела непререкаемый и высочайший авторитет как среди специалистов, так и среди руководителей авиапредприятий региона, профильных министерств и ведомств Республики Коми.

Девятого февраля российской гражданской авиации исполняется сто лет. Вместе со всей страной знаменательный юбилей отмечает и Республика Коми. Министерство экономического развития и промышленности РК подготовило цикл публикаций, посвященных выдающимся жителям региона, которые связали свою жизнь с небом. В преддверии круглой даты «Республика» публикует истории ветеранов гражданской авиации региона.

Три года назад на страницах «Республики» был опубликован очерк о Надежде Грошевой. Ветеран отрасли рассказала, как старалась все испробовать и досконально изучить все аэропортовые специальности: была багажным кладовщиком, диспетчером по центровке самолетов, начальником смены, а по окончании академии гражданской службы стала работать инженером в Управлении гражданской авиации. Грамотного молодого специалиста заметили, и в 1978 году предложили возглавить службу организации перевозок. Сначала серьезная ответственность напугала женщину, и она наотрез отказалась, но после повторного предложения согласилась поработать временно, да так и осталась.

Это было время бурного развития авиации в Коми. В республику стали поступать «тушки», интенсивность полетов достигала 90 самолетовылетов в день, то есть каждые пять минут два самолета или садились, или взлетали. Важнейшей задачей являлась экономия топлива, а для этого загрузка самолетов всегда должна была быть полной. Надежда Грошева приходила на работу ранним утром, чтобы к восьми часам, началу разбора, подготовить информацию, сколько пассажиров перевезли, сколько тонно-километров сделали.

Надежда Константиновна на рабочем месте в Коми МТУ, 2019 год.

Возглавив службу перевозок, Надежда Константиновна смогла исправить ситуацию с пропажей почтовых отправлений – прежде во время транспортировки пропадали даже почтовые мешки с крупными суммами денег. Чтобы разобраться, почему так происходит, она организовала встречу с руководством отделения почтовой связи, и в результате была выстроена четкая цепочка приема-передачи почтовых отправлений, посылок и багажа. Каждый принимающий был обязан проверить и пересчитать весь багаж и только после этого поставить свою подпись и заверить личным штампом. Вопрос был поставлен так: если допустил оплошность, возмещать потери должен будешь из своего кармана. Для решения подобных вопросов создали претензионную комиссию, и люди стали ответственнее относиться к делу.

В 1970-1980-х годах курировала организацию обслуживания пассажиров и коммерческой клиентуры в вводимых в эксплуатацию новых аэропортах и аэровокзалах – в Сыктывкаре, Ухте, Усинске, Вуктыле, Инте, Ижме, Усть-Цильме, Воркуте. Везде по республике открывали агентства воздушных сообщений, и Надежда Грошева только успевала ездить в командировки на эти открытия.

В период пикового освоения на территории республики новых нефтегазоносных месторождений и лесных богатств организация вахтовых авиаперевозок была сферой ответственности именно Надежды Грошевой. Под ее непосредственным контролем были организованы первые международные рейсы в Болгарию: Сыктывкар – София и Сыктывкар – Варна.

В наше время ведущий эксперт отдела аэропортовой деятельности и воздушных перевозок Коми МТУ «Росавиации» передает свой богатейший опыт молодым коллегам, к ней постоянно приходят советоваться сотрудники разных отделов и аэропортов.

Помимо наград и грамот Надежда Грошева имеет звания «Отличник Аэрофлота», «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР» и «Заслуженный работник транспорта России».

Лина ПЕРОВА

Оставьте первый комментарий для "Ветеран гражданской авиации Надежда Грошева"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.