Ложки от Фаберже

Более двухсот ложек представлено на новой выставке в Национальной галерее Коми. На экспозиции «Шедевры эмальерного искусства XIX–XX веков. Ювелирные ложки» можно увидеть не привычные столовые приборы, а настоящие произведения искусства. Выставка знакомит с частной коллекцией ложек, выполненных выдающимися российскими и зарубежными мастерами ювелирного искусства в одной из самых трудоемких и оригинальных техник – горячей эмали.

Главным украшением выставки стали произведения дореволюционных российских ювелиров – Карла Фаберже, Ивана Салтыкова, Игнатия Сазикова, Ивана Хлебникова, Федора Рюкерта и других. Также представлены ложки, выполненные зарубежными ювелирами ХIХ–XX веков из Дании, Норвегии, США, Германии и других стран.

Русские ювелиры довели до совершенства художественные эмалевые росписи по металлу. «Русский стиль» – это яркие цвета, ажурная вязь и цветочные мотивы. В зарубежном разделе привлекает внимание серия ложек норвежского ювелира Акселя Хольмена, расписанная эмалями в технике гильоше с изображением моря, скал, лося и других северных образов.

Как рассказала «Республике» куратор выставки Татьяна Дубинина, самая большая коллекция – «Рождество», она состоит из 57 ложек, которые произведены в датской мастерской Антона Михельсона, поставщика Датского королевского двора. С 1910 года именитый производитель серебра ежегодно выпускал ложки для традиционных рождественских подарков. На экспозиции ложки разложены по годам выпуска: 1910-е, 1920-е, 1930-е и так далее. Заканчивается коллекция рождественских ложек 2001 годом, но это не означает, что выпуск ложек этой серии остановлен. Работы из серебра мастерской Антона Михельсена сохраняют высокое качество исполнения и в наше время.

Современное развитие эмальерного искусства представлено в работах мастерской Евгения Бутенко (начало деятельности 1996), гравера-ювелира, заслуженного художника России Сергея Квашнина (1955-2021). Одна из созданных им ложек посвящена столетию Республики Коми.

– Спектр эмалевых рисунков на ложках разнообразен: от традиционных витражных узоров до живописных изображений соборов, портретов, животных, птиц, природы, – отметила Татьяна Дубинина. – Выставка не только позволит увидеть в ложках неповторимую красоту узорной эмали, но и познакомит с различными художественными эмальерными техниками: перегородчатая эмаль, гильоше, эмаль по скани, витражная, выемчатая эмаль. Выставку дополняют информационные плакаты о выдающихся ювелирах, истории возникновения и развития искусства эмали и многое другое.

Эмальерное дело зародилось в Древнем Египте и Византии и лишь к началу XII века появилось в Европе. Однако из-за технической и технологической трудоемкости пришло в упадок и возродилось уже в XIX веке в эпоху господства стиля «модерн» в Европе. В России развитие эмальерного дела относится к XVI–XVII векам, а широкое становление его как искусства связано с Сольвычегодской (усольской) расписной эмалью. С XVIII века это ремесло получило развитие в Ростове Великом, то есть появилась «ростовская финифть», где изготовлялись иконы и другие изделия в технике эмали уже на основе эмалевых красок из отечественных материалов, которые разработал Ломоносов. Все виды художественных эмалей назывались «финифть», только в XIX веке старинное название «финифть» сменилось на новый термин «эмаль».

Конец XIX – начало ХХ века искусствоведы называют «золотым веком» русской эмали. Москва и Петербург становятся законодателями моды изделий из эмалей: крупные ювелирные фирмы открывают собственные эмальерные школы и выпускают изделия самых разнообразных стилей – от древнерусских образцов в фольклорном стиле до барокко и арт-нуво.

Ложка как столовый прибор была известна еще в Древнем Египте в пятом тысячелетии до нашей эры. С тех пор появилось множество разновидностей ложек, их изготавливают из самых разнообразных материалов, и некоторые из них – это уже произведения искусства.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Ложки от Фаберже"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.