Зырянский котильон

В Сыктывкаре возрождается традиция городских балов

Гранд-марш, полька, краковяк, падеграс, бранль, котильон – эти, казалось бы, устаревшие слова по-новому зазвучали в большом читальном зале Национальной библиотеки Коми. Вечером 25 января здесь впервые прошел городской бал, посвященный студенческому дню и покровительнице российского студенчества святой Татьяне. Бал был выдержан в лучших традициях пушкинской эпохи, звучали мелодии и ритмы позапрошлого века.

Сегодня балы возвращаются в нашу жизнь, становятся популярными и востребованными. Они отличаются от обычных танцев и дискотек повышенной торжественностью, строгим этикетом и классическим набором танцев, среди которых – марши, бранли, кадрили и вальсы. А среди игр – фанты, ручеек, жмурки и шарады. На балу, как правило, никто не сидит, все танцуют.

Распоряжаются на балу опытные ведущие. Организатором нынешнего бала выступил столичный Центр досуга и кино «Октябрь», а режиссером и ведущим мероприятия стала его художественный руководитель Марина Афонасенко. Напомним, ранее она неоднократно и успешно проводила студенческие балы в пединституте.

– Мы хотим возродить культуру, чтобы бал стал не только развлечением, но и традицией, – отметила она. – Постараемся сохранить ее для наших детей и внуков.

Одно из требований к участникам бала – регистрироваться и приходить парами. Партнера можно было найти с помощью администраторов посвященной мероприятию группы в соцсети «ВКонтакте». Также для участников обязателен дресс-код: дамы в вечерних платьях и перчатках, кавалеры в костюмах.

Мероприятие собрало более сотни участников. Накануне проходили вечерние репетиции, во время которых можно было освоить старинные танцы.

Благословить участников бала пришел архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим, который порадовался возрождению традиции.

Гости отведали безалкогольный теплый напиток «Сбитень северный», который заменил популярную в прошлом среди студентов медовуху. В числе кавалеров-танцоров был первый замминистра культуры, туризма и архивного дела Коми Константин Баранов, а среди гостей – вице-спикер республиканского парламента Валентина Жиделева.

В фойе библиотеки развернулась книжная выставка «Итак, она звалась Татьяной», героями и авторами стали Татьяны в русской литературе и культуре.

Начался бал с гранд-марша по залу, затем последовал вальс-знакомство. В этом танце дамы и кавалеры менялись партнерами, и в итоге все смогли познакомиться. Среди танцев были полька-галоп, официальный бранль, галоп Гибсона, краковяк, падеграс, вальс с отхлопыванием, марш эрцгерцога Карла, вальс Людовика XV, полька «Дежавю», крабовая полька, кадриль «Вирджиния» и другие. Показательными танцами стали «Русская кадриль вальсом» и «Гуарача».

В перерывах между танцами устраивали бальные игры – жмурки, зирон, ручеек. Дивертисментом прозвучали романсы, песни и музыкальные номера в исполнении участников мероприятия и приглашенных музыкантов.

Завершился бал за три часа до полуночи.

– Гости не хотели расходиться, – рассказала «Республике» Марина Афонасенко. – Просили повторить некоторые танцы, а фаворитами стали вальс и русский марш. Многие просили проводить балы чаще, мы думаем над этим.

Напомним, что ассамблеи, ставшие прообразом дворянских балов, появились в России при Петре I. При Анне Иоанновне и Екатерине II балы прочно вошли в обиход. Здесь молодые девушки начинали выходить в свет, знакомились с потенциальными женихами. Были балы придворные, семейные и общественные. Особенной популярностью пользовались балы-маскарады – атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

 

Среди правил бального этикета для дам и кавалеров есть и такие: «Смотрите на даму во время танца, в конце концов, для этого вы ее и пригласили. Если вы увидите, что какая-то дама сидит у стенки уже который танец, то верхом галантности будет пригласить ее на танец». А дамам, наоборот, не советовалось первыми приглашать кавалеров, за исключением «белого танца». Им тоже рекомендовалось смотреть на кавалеров и поддерживать светскую беседу. А неприглашенные на танец дамы не должны были выдавать «разочарования и дурного расположения духа».

 

Традицию проводить балы в Усть-Сысольске зародила известная русская писательница, переводчица и издатель Александра Ишимова. Пятнадцатилетняя дочь ссыльного Осипа Ишимова не только привила провинциальным ровесницам столичные вкусы и моду, но провела в 1819 году первое в Усть-Сысольске любительское театральное представление и обучила местных девушек столичным танцам.

В автобиографии, опубликованной в 1923 году в журнале «Голос минувшего», она вспоминала, что, приехав в уездный городок, была до глубины души поражена тем, что провинциальная молодежь не знает современных танцев, а по старинке водит на балах народные хороводы.

«Мне это показалось очень странным зрелищем, – отмечала писательница. – В Петербурге я слышала, что играют в хороводы только крестьяне и крестьянки в деревнях».

Столичная девушка рассказала провинциальным ровесницам, что на таких вечерах нужно не хороводы водить, а современные танцы танцевать. Те посетовали, что танцам не обучены, да и музыки подходящей в городе нет. Александра пообещала зырянским девушкам обучить их танцам. И музыка нашлась – у ее отца служил сын кухарки Егорка, который умел играть на скрипке. Александра быстро обучила девушек полонезу, вальсу, мазурке и другим танцам, и народные хороводы, на беду любителям старины, канули в прошлое. Затем Александра «навела порядок» и в нарядах уездных барышень, которые носили платочки, повязанные «по-купечески». Девушки начали завивать локоны и выписывать из Архангельска модные тогда черепаховые гребенки. Фасоны платьев скопировали с тех, что были у Александры и ее мамы. После этого осмелевшие уездные девушки решились на постановку первого спектакля.

«Сначала оно шло довольно плохо: непривычные к затейливым па ноги иногда досаждали нетерпеливой учительнице, но мало-помалу неутомимое старание с ее стороны и сильное желание выучиться – с другой преодолело все затруднения, и вскоре кадрили, вальсы, экосезы, прежде тайком заучиваемые в задних комнатах, появились в гостиных и залах», – вспоминала Александра Ишимова в повести «Зырянка».

Оставьте первый комментарий для "Зырянский котильон"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.