На ошибках учатся

????????????????????????????????????

КСП отчиталась перед парламентом о проверках трех ведомств

Контрольно-счетная палата Коми представила депутатам Госсовета РК результаты трех проверок, завершенных в конце минувшего года. Всего в 2022 году КСП провела 11 проверок, в том числе проанализировала эффективность расходования бюджетных средств, выделенных Лизинговой компании РК, Центру спортивной подготовки сборных команд и республиканскому минздраву. «Разбор полетов» в бюджетном комитете республиканского парламента проходил при участии представителей проверяемых ведомств.

Особенности лизинга

Первыми были рассмотрены результаты проверки использования средств, выделенных АО «Лизинговая компания Республики Коми». На брифинге перед началом заседания председатель КСП Игорь Гурьев особо упомянул, что порядка 75 миллионов рублей, то есть почти половина уставного фонда «Комилизинга», находились на депозитных счетах. Проверяющие посчитали это ненормальным: деньги должны работать в интересах экономики, а не лежать «мертвым грузом». Однако в процессе обсуждения выяснилось, что все эти миллионы уже «в работе».

Проверялся период 2020-2021 годов и первое полугодие 2022 года. 2020 год компания закончила с убытком, но уже в 2021-м прибыль составила 1,1 миллиона, а за первое полугодие 2022-го – 3,7 миллиона рублей.

– Положительный финансовый результат в последние два года был достигнут в том числе за счет размещения свободных денежных средств под проценты в кредитных организациях. Суммы составили от 71 до 75,5 миллиона рублей, или почти 45 процентов уставного капитала. Мы в отчете указали, что все-таки денежные средства, которые выделяются из бюджета, должны быть направлены в экономику республики, для передачи коммерческим организациям. Тогда как почти 80 миллионов рублей находилось на депозитных счетах, – пояснил Игорь Гурьев.

В числе других замечаний КСП – малое количество обратившихся в компанию субъектов малого предпринимательства (СМП) из муниципалитетов. Всего за проверяемый период договор лизинга заключили 32 субъекта, то есть менее одного процента от общего числа зарегистрированных на территории республики СМП. В КСП сделали вывод, что так происходит из-за недостаточного информирования бизнеса.

В ряде случаев лизинг был предоставлен при отсутствии у заявителя отдельных обязательных документов. Одному заявителю такая поддержка была оказана на льготных условиях. Также Контрольно-счетная палата обратила внимание, что в лизинг было передано четыре легковых автомобиля общей стоимостью 13 миллионов рублей, которые не используются непосредственно в производственной деятельности лизингополучателей. Не предоставлено документов, как используется данное имущество.

Пояснения ко всем прозвучавшим претензиям дал генеральный директор АО «Комилизинг» Виктор Филипчук.

– Первое – почему не во всех муниципалитетах? Я принес с собой образцы продукции, которую производят лизингополучатели, и все эти организации зарегистрированы на территории Сыктывкара, но деятельность осуществляют в районах – в Усть-Куломском, Прилузском, в Печоре. Лизинг не получили всего лишь четыре района, но не потому что там он не нужен, а потому что есть другие лизинговые компании, федеральные. 40 процентов договоров лизинга оформляются в Сыктывкаре, но ведь 40 процентов бизнеса как раз в столице Коми и зарегистрировано. А в районах, куда мы приезжаем и рассказываем, что есть такой инструмент, как лизинг, нам говорят, что дело не в деньгах и даже не в потребностях, а дело в кадрах, их там нет.

По поводу предоставленных в лизинг легковых автомобилей Виктор Филипчук объяснил, что хотя по документам это легковушки, но фактически это микроавтобусы, предназначенные для перевозки людей.

– Закон о лизинге четко говорит: можно передать любое имущество, кроме самолетов, вертолетов и так далее. Например, основной вид деятельности у предпринимателя – распиловка древесины, но ему надо людей перевозить, как я ему буду отказывать? Или транспортная компания, которая оказывает клининговые услуги. Понятно, что ей легковой автомобиль нужен.

Далее руководитель лизинговой компании на конкретном примере пояснил, почему компания держит деньги на банковских счетах.

– В декабре 2021 года был заключен договор на два автомобиля MAN на общую сумму почти 20 миллионов рублей. Мы не оплатили сразу всю сумму, а выплатили аванс и ждали, когда придет техника. Техника пересекла границу Российской Федерации в апреле, все это время деньги лежали на несгораемом остатке нашей организации. С учетом всей сложной экономической ситуации техника пришла только в июне. И только когда мы подписали акт приема-передачи, заплатили остаток. Это только один пример. Сегодня у нас около восьми договоров. Мы же не оплачиваем сразу сто процентов бюджетных средств поставщику, поэтому деньги у нас лежат на счете. С другой стороны, если ко мне придет предприниматель с просьбой оплатить какое-то имущество на сумму 20 миллионов рублей, я скажу, что у меня сегодня нет таких денег, хотя на счете около 40 миллионов. С точки зрения финансов деньги как бы лежат, а по факту зарезервированы, – рассказал Виктор Филипчук, добавив, что отсрочка поставщика может длиться 90 и даже 180 дней.

Депутатов интересовало, почему одной организации предоставили льготный лизинг. Выяснилось, что предприниматель, который занимается торговлей, решил расширить сферу деятельности и приобрел оборудование для изготовления батончиков. Поскольку он начинает деятельность в производстве и заплатил аванс свыше 30 процентов, то имеет право на льготу.

По итогам обсуждения депутат Андрей Климушев предложил Контрольно-счетной палате при последующих проверках учитывать причину, по которой на банковских счетах хранятся деньги, и не считать это нарушением. Игорь Гурьев ответил, что это возможно, если будут предоставлены соответствующие документы о том, что средства зарезервированы за тем или иным учреждением и предприятием.

Как вернуть аванс

В ходе проверки Центра подготовки сборных команд выяснилось, что республика потеряла 33,2 миллиона рублей (350 тысяч евро) в связи с отменой чемпионата мира по хоккею с мячом, который должен был пройти в Сыктывкаре. Деньги были уплачены за исключительные права на передачу региону прав на центральные радио- и телепередачи, средства массовой информации. К сожалению, в договоре между правительством республики и международной федерацией бенди отсутствовал пункт о возврате аванса, если соревнования не состоятся.

Докладывая депутатам результаты проверки, Игорь Гурьев отметил, что перспективы взыскания этой суммы остаются неясными.

И.о. министра физической культуры и спорта РК Наталья Карина подтвердила, что, скорее всего, вопрос придется решать в международном арбитраже. Четыре месяца назад минспорта направило письмо в международную федерацию с просьбой вернуть деньги, но получило отказ. Сейчас к урегулированию вопроса подключилась российская федерация по хоккею с мячом.

– Все понимают, что это потерянные деньги, но работать с ними нужно. И вероятность вернуть деньги есть, – заявил руководитель бюджетного комитета Госсовета РК Степан Чураков.

Также КСП указала на неэффективное использование выделенных центру подготовки сборных команд средств на сумму более 17 миллионов рублей. За счет этой субсидии была приобретена различная техника, которая не использовалась в течение 11 месяцев.

Наталья Карина пояснила, что транспорт был приобретен для проведения чемпионата мира. Сейчас техника передана в спортшколу №1 и используется для подготовки массовых соревнований.

Еще одно замечание в адрес организации – неоднократные факты установления надбавок за интенсивность и высокие результаты работы в размере, превышающем типовое положение об оплате труда более чем в пять раз.

И.о. министра заверила, что этот вопрос также урегулирован, набран полный штат, прежний руководитель учреждения уволен.

Закупки в разгар пандемии

Минздрав Коми Контрольно-счетная палата проверила в части закупок медицинского оборудования, лекарств в период с января 2020 года по сентябрь 2022 года. Объем проверенных средств составил почти два миллиарда рублей.

На брифинге перед началом заседания и.о. министра здравоохранения Коми Татьяна Марунич сообщила журналистам, что за этот период было проведено закупок и заключено договоров свыше трех тысяч. Причем большая часть проверяемого периода выпала на период эпиднеблагополучия, когда свирепствовала эпидемия коронавируса. Вторым усложняющим фактором стала нестабильная ситуация в начале прошлого года, которая сопровождалась скачками курса валют. Несмотря на эти сложности, нецелевого расходования средств аудиторы не выявили.

Игорь Гурьев в своем отчете перечислил замечания:

– По отдельным контрактам на поставку оборудования отводилось до 180 дней, что указывает на возможность и целесообразность применения конкурентных процедур. Всего нарушений при выборе способа определения поставщика при закупках оборудования было установлено на более чем 205 миллионов рублей. Допущено несвоевременное и нерезультативное расходование бюджетных средств на сумму более 14 миллионов рублей, связанных с закупкой отдельных боксов для изолирования больных в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции. Практически в самые первые дни пандемии было принято решение по приобретению четырех боксов для четырех больниц. Поставка была в августе, в разгар пандемии. Данный бокс размером с комнату, и в нем можно разместить одного-двух пациентов. На сегодня боксы не используются, находятся в законсервированном состоянии. Эти деньги можно было потратить более эффективно, например, на закупку аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ).

По некоторым закупкам КСП углядела признаки завышения начальной цены контракта. Единственный поставщик диктовал свои условия, но затем в процессе торгов цена на оборудование (например, на аппараты компьютерной томографии) снижалась на десятки миллионов рублей.

– Если бы цена не упала и недобросовестные поставщики были бы в сговоре, максимальная цена была бы сыграна. Сто миллионов или 45 миллионов – разница существенная, – отметил председатель КСП.

Татьяна Марунич пояснила, почему подчас не получалось играть конкурентные конкурсы.

– Перед осуществлением закупок всегда делается запрос коммерческих предложений, и минздрав направлял заявки в адрес от 10 до 50 поставщиков, но в период ковида, когда был ажиотаж, на рынке оборудования не было, поставщики просто не готовы были гарантировать, что они могут его поставить. Поэтому если у нас было хотя бы два-три предложения, принималось решение о заключении контрактов. Пандемия никого не обошла. Сотрудники, которые работают на закупках, выходили на больничный, и бывало, что отсутствовало больше половины отдела, а закупки ни в коем случае нельзя останавливать. И возникали ошибки.

Одна из таких ошибок, на которую указали депутаты, – неготовность помещений, чтобы установить в них закупленное оборудование. Выяснилось, что коммерческое предложение касалось только Сыктывкара и в него не была заложена стоимость логистики, поэтому медучреждения самостоятельно собирали медоборудование.

– Что касается неготовности помещений, в основном нам выделяется финансирование в рамках проектов на оборудование, а на капитальные ремонты, на проектно-сметную документацию деньги не выделяются. Согласитесь, что очень трудно получить финансирование в короткие сроки от минфина.

В целом Игорь Гурьев действия минздрава назвал правильными – в форс-мажорных обстоятельствах оборудование и лекарства были закуплены оперативно.

– Сейчас капремонты в больницах завершены, оборудование поставлено и функционирует, замечание устранено, – сообщила и.о. руководителя минздрава.

В завершение заседания спикер Госсовета РК Сергей Усачёв поблагодарил КСП за работу:

– Та система контроля, которая законодательно установлена, работает только тогда, когда ее осуществляют организации, где трудятся профессионалы. КСП сегодня показала, что ее проверки очень эффективны. Мы не ставим целью упрекнуть по пустякам, придраться к той или иной структуре. Организации все равны. Мы должны заверить, что все, что проверяла КСП, получит должную оценку в правоохранительных органах, будут приняты управленческие решения в правительстве республики. Мы исправляем ситуацию. Безусловно, в непростые годы не допустить ошибок и безупречно что-то делать было невозможно. Нужно понимать это. В целом проверки проведены очень качественно. Все, что необходимо выявить и исправить, сделано и поставлено на контроль, чтобы не допускать ненужных ошибок, которых можно было избежать. Бюджетные деньги надо беречь и принимать правильные управленческие решения.

Галина ВЛАДИС

Фото ksp.rkomi.ru

Оставьте первый комментарий для "На ошибках учатся"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.