Выставка керамических работ мастера Анастасии Юрьевой открылась в Сыктывкаре. Экспозиция «Погружение» представлена в Зефирном зале Центра культурных инициатив «Югöр». В основном это изделия, созданные за последние два года, более двадцати работ.
Глина – древнейший материал, который сопровождает человека с доисторических времен. Для наших современников, окруженных продвинутыми технологиями и искусственными материалами, глина и предметы из нее служат напоминанием об истоках ремесла и традициях ручного труда.
Представленные изделия – это синтез разных, на первый взгляд не сочетаемых материалов: глины, металла, стекла и дерева. Однако, как отмечает Анастасия, стихия огня объединяет многое. Часть работ выполнена с помощью ямного обжига, в процессе которого предметы обретают неповторимые узоры, оставляемые на них огнем.
По словам Анастасии, наиболее интересная по технике работа – «Йора сюр» («Рога лося»). Она была создана в 2019 году на фестивале «Дым» в Белоруссии в древнейшей японской технике работы с глиной naked raku (обнаженное раку). На поверхность уже обожженного изделия наносится сырая глина, состав которой нужно подбирать опытным путем. Все это помещается в печь и нагревается докрасна. На обугленной поверхности изделий проступают удивительные узоры, и появляются замечательные произведения искусства.
Японская техника раку зародилась в XVI веке, когда керамисты этой страны уже достигли высокого уровня мастерства: работали на гончарном круге, имели в своем распоряжении мощные печи для обжига, экспериментировали с разными видами глазури. Однако киотский мастер Раку Тёдзиро намеренно отказался от использования круга и ярких декоративных мотивов. Его вылепленные вручную чаши с неровными краями и монохромной глазурью были не только утилитарными объектами, необходимыми для чайной церемонии, но и произведением искусства.
– Сложность работы с керамикой – это время и непредсказуемость результата, но в этом же и прелесть, – поделилась с «Республикой» художник. – Керамика – вообще занятие не для слабонервных, так как мало того что нужно слепить изделие, что получается далеко не с первого раза, потом его надо плавно высушить, чтобы оно не дало трещин, а чаще они есть, суметь их «залечить», сделать первый обжиг, который длится сутки. Затем достать изделие и покрыть его глазурью, что, наверное, самое сложное. А далее поставить на второй обжиг и ждать результата еще сутки. Это самое волнительное время, так как глазурь может повести себя непредсказуемо, скататься, вскипеть, стечь и приклеиться навсегда к печи, а может и просто само изделие расплавиться, потерять свою форму и даже лопнуть.
Как рассказала Анастасия, она родом из старинного купеческого села Черевково, которое находится в архангельской глубинке на берегу Северной Двины. В 2012 году художница окончила факультет искусств Сыктывкарского университета. С 2008 года участвует в зональных и всероссийских выставках, а с 2015 года – участник пленэра «Клюква». Работы Анастасии Юрьевой экспонировались в Третьяковской галерее.
С 2010 года она работает художником-декоратором в Академическом театре драмы имени Виктора Савина. Анастасия – автор костюмов к спектаклю «Щелкунчик», серии кукольных представлений по сказкам Пушкина в республиканской филармонии, концертной программы коллектива «Тагъя сур», уличного представления-клоунады «Жара» в Москве. В республиканском театре оперы и балета она работала над спектаклями «Подари мне детство» и «Волшебник Изумрудного города».
– Керамикой увлеклась с 2007 года, но мечтала об этом раньше, – рассказала собеседница. – Можно сказать, что даже вуз выбрала потому, что там можно было освоить это направление искусства. Сейчас изучаю и осваиваю многовековой опыт создания керамики, не изобретая ничего нового. А помимо глины меня привлекают металл, стекло и дерево. Я соединяю их в единые композиции.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "В соавторстве с огнем и глиной"