Девять километров истории: от аэропорта до железнодорожного вокзала

Вышла в свет третья часть исторического путеводителя по столице Коми «Сыктывкар: от и до» (1960-1980-е годы). Богато иллюстрированный историческими фотографиями буклет подготовили и издали сотрудники Национального музея РК совместно с активистами группы «Дорогие товарищи. Архивные фото Сыктывкара» в социальной сети «ВКонтакте».

Маршрут путеводителя начинается в историческом центре города, ведет от аэровокзала через Юбилейную (ныне Стефановскую) площадь и продолжается в верхней части Сыктывкара. Путь выстроен таким образом, чтобы экскурсанты могли увидеть большую часть исторических достопримечательноей: памятники, «хрущевки» с национальным декором на стенах, театр, универмаг, университет, железнодорожный вокзал и другие строения, возведенные в ту эпоху. Протяженность маршрута – от аэропорта до железнодорожного вокзала – почти девять километров, которые можно преодолеть примерно за четыре часа. Текст дополняет небольшая карта, вложенная в кармашек, вклеенный в обложку издания. Кстати, в описываемое время от аэропорта до железнодорожного вокзала ходил самый популярный в городе автобус – «пятерка» (маршрут №5).

В путеводителе изложена краткая история Сыктывкара 1960-1980-х годов, есть описание сохранившихся достопримечательностей, история городской повседневности. Описанные объекты, воспоминания горожан, выдержки из газет помогут узнать, как столица вытягивалась в сторону железной дороги. Сыктывкар благоустраивался в основном силами горожан. Проводились регулярные воскресники и субботники.

Открывает книгу цитата из рассказа «Новый аэропорт Сыктывкара», автор которого эмигрировавший в Германию наш земляк Райнгольд Шульц. Он родился и вырос в столице Коми, куда вторично были высланы из Карелии его родители, житомирские немцы-колонисты. До перестройки Шульц работал в управлении гражданской авиации, а в 1990 году переехал с семьей в ФРГ, где стал одним из самых известных русскоязычных писателей. В литературных кругах он известен как папа Шульц. В рассказе про Сыктывкар он с ностальгией вспоминает «необыкновенно вкусный, густой, хвойный, заповедный воздух, которым дышать одно наслаждение».

Здание нового аэровокзала в Сыктывкаре открыли в декабре 1963 года. Поначалу перед зданием стоял памятник Ленину – вождь указывал правой рукой на небо. Позже здесь был установлен другой памятник – человек в малице с чайками. В 1970-1980-х годах самолеты из столицы Коми АССР летали в разные города страны и даже зарубежья (прямые авиарейсы связывали Сыктывкар с Москвой, Ленинградом, Кировом, Пермью, Минводами, Сочи, Симферополем, Софией, Варной, Бургасом) и во все районы республики. Малая авиация активно работала и внутри районов – из райцентра на самолете можно было добраться до сел и деревень. В сутки совершалось до 90 вылетов. В 1981 году началось строительство нового аэропорта в Соколовке. Но оно так и не было завершено, поэтому Сыктывкар остается одним из немногих городов, где аэродром расположен практически в центре города.

В феврале 1964 года в столице Коми открыли здание нового железнодорожного вокзала и «выпрямили и вытянули» улицу Коммунистическую. 12 августа того же года состоялась торжественная закладка главного корпуса Сыктывкарского ЛПК. Началось строительство музыкального театра на площади Ломоносова. Рядом с Юбилейной площадью стали готовить место для строительства ЦУМа. Его открыли 16 апреля 1970 года. Главную площадь города переименовали в честь 40-летия Коми АССР (с 1918 года она называлась Красной). В честь первого космонавта назвали часть улицы Мичурина (ныне Октябрьский проспект от «кольца» в сторону Орбиты). В 1963 году на месте питомника лесотехнического техникума началось обустройство парка имени Мичурина с танцплощадкой на 700 мест. В 1970-м здесь появились аттракционы, в том числе «Колесо обозрения» высотой 25 метров и открытый бассейн на месте русла ручья Ворон-шор.

В 1968 году достроили музтеатр, в январе 1969 года его открыли премьерой балета «Лебединое озеро». 20 августа 1981 года состоялось открытие памятника «Вечная слава». Мемориал возвели на том самом месте, где в годы Великой Отечественной войны находилось здание сыктывкарского горвоенкомата.

20 августа 1971-го в связи с 50-летием автономии Коми АССР была награждена орденом Октябрьской революции. Это второй из трех орденов на флаге республики (а также на металлической стеле в центре Сыктывкара). В январе 1966 года Коми АССР награждена орденом Ленина, а 29 декабря 1972 года в связи с 50-летием образования СССР – орденом Дружбы народов.

В путеводителе представлены редкие фотоснимки и репродукции из фотоальбомов описываемой эпохи, а также картины сыктывкарских художников – Григория Кудяшева, Станислава Торлопова, Валентина Полякова, Александра Безумова из собрания Национального музея Коми.

В марте этого года вышла первая часть путеводителя «Сыктывкар: от и до», посвященная истории города конца XIX – начала XX века. Летом состоялась презентация второй части, охватывающей период 1920-1950-х годов. 20 декабря презентовали третью часть.

Напомним, что проект «Сыктывкар: от и до» появился летом 2021 года. В течение 14 месяцев жители города, участники сообщества «Дорогие товарищи. Архивные фото Сыктывкара» в соцсети «ВКонтакте» совместно с историками и краеведами встречались в нацмузее, погружались в историю Сыктывкара, чтобы совместно разработать путеводители, маршруты пешеходных экскурсий и новые выставочные проекты по истории и современности города.

Своеобразным дополнением к путеводителю можно назвать открывшуюся в музее выставку «Люди города». На ней представлены фотографии Сыктывкара и его жителей 1960-1980-х годов из коллекции музея, личных архивов, а также из сообщества «Дорогие товарищи».

Чтобы почувствовать себя сыктывкарцем шестидесятых-восьмидесятых годов прошлого века, по мнению авторов путеводителя, нужно уметь определять время по взлету и приземлению самолетов, собирать дафний и плавунцов в болотцах за железнодорожным вокзалом, посмотреть индийский фильм «Танцор диско», заказать в ресторане песню «Яблоки на снегу». И даже послать друзьям мешок туалетной бумаги по почте.

Авторы-составители путеводителя – сотрудники музея Анна Мельникова и Наталья Хозяинова, руководитель проекта – Дмитрий Кошелев. Дизайн и верстка Анелии Лянцевич, иллюстрации Полины Туркиной. Над проектом работали: Национальный музей Республики Коми, АНО «Инфоцентр», Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Национальная галерея Республики Коми.

Автор фотопроекта «Дорогие товарищи. Архивные фото Сыктывкара» Дмитрий Кошелев открыл его в соцсети «ВКонтакте» летом 2019 года. Сегодня проект набирает миллионы просмотров, а в группе состоит почти 13 тысяч человек. Практически под каждым снимком множество комментариев. Люди описывают запечатленное место и вспоминают связанные с ним истории из своей жизни. В основном проект посвящен советскому периоду истории Коми. Дореволюционные фото используются только для сравнения улиц с советским и нынешним временем. У проекта появились и постоянные авторы, чьи старые снимки регулярно печатаются. В группе размещаются фотографии из семейных и музейных архивов.

Проект «Сыктывкар: от и до» стал победителем первого конкурса президентского фонда культурных инициатив и издан при поддержке этого фонда. ↓

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Девять километров истории: от аэропорта до железнодорожного вокзала"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.