Не мусор, а вторсырье

В Сыктывкаре в контейнеры для раздельного сбора отходов вскоре можно будет опускать стеклянные банки и бутылки: один из городских сборщиков вторсырья намерен использовать стекло в производстве тротуарной плитки. Перечень отходов, которые берут на переработку, в столице Коми постепенно расширяется, экологически ответственные горожане сейчас могут сдавать все виды макулатуры, с десяток видов пластика, металлы.

Вопрос хранения, переработки и утилизации отходов в республике последние годы на слуху, и нынешней зимой эту тему активно обсуждают вновь в связи с планами строительства мусоросортировочного комплекса. На днях министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми организовало поездку журналистов на городские предприятия, где вторсырье принимают, обрабатывают для дальнейшей отправки на переработку или тут же перерабатывают.

Первой посетили компанию «Комиэковтор» в местечке Човъю, возглавляет которую Алексей Блещук. Бизнес по сбору вторсырья он организовал около 12 лет назад. Сейчас смеется, что работал себе тихо, а в последнее время стал популярен – общественники приезжают, чиновники, главы сельских поселений зовут приехать, научить, как организовать сбор макулатуры и пластика.

– Наши клиенты – продуктовые магазины, производственные комплексы, развлекательные центры, учебные заведения, офисы, любые организации. Сдают вторсырье и частные лица, – рассказал Алексей Блещук. – Мы принимаем пластик под маркировкой 1, в основном это ПЭТ-бутылки. Также «двойку», это различные бытовые флакончики, канистры. Берем «четверку» – это полиэтиленовая пленка и другие изделия. Больше всех сейчас «пятерки» – это полипропилен, тара для упаковки различных продуктов. Также берем любую макулатуру, гофроупаковку. В большинстве случаев отходы нам не привозят, а мы сами забираем. Но просим клиентов подходить цивилизованно к сбору вторсырья, сразу положить отдельно, например, гофрокартон и офисную бумагу. Выдаем мешки, чтобы они все разложили по ним.

Тем не менее без сортировки не обходится. Нужно, например, убрать металлические крепления из папок с бумагами, оторвать скотч и наклейки со штрихкодами с упаковочной пленки. Потом макулатура и пластик прессуются на пресс-компакторах и отправляются переработчикам в Кировскую область, Йошкар-Олу, Казань, Москву, Петербург, в другие регионы. Объемы – сотни тонн ежемесячно. Но и организаций, с которыми работает предприятие, уже тысячи, сбор идет не только в столице Коми, но и в Ухте, Емве, Печоре, Сосногорске, Визинге, ижемском Щельяюре.

Пластик частично перед отправкой дробят, но немного, процентов десять. Просто часть заказчиков дробленому сырью не доверяет, мало ли какой посторонний пластик другого типа туда мог попасть.

Главная проблема – кадровый голод. Люди, которым предлагают пойти на сортировку и переработку отходов, обычно брезгуют, считая, что работают в этой отрасли сплошь опустившиеся маргиналы, которым просто некуда податься, кроме как «в мусоре копаться». Однако на помойку цеха «Комиэковтора» совсем не похожи. Никаких неприятных запахов, гнили, все достаточно аккуратно, удобства для сотрудников созданы. И работают здесь совсем не маргиналы, что подтверждает хотя бы тот факт, что на работу сотрудники в основном добираются на личном транспорте.

Неподалеку от предприятия Алексея Блещука находится цех компании «ГринТехКоми», где не только собирают вторсырье, но и перерабатывают его. Пластик плавят, соединяя с песком, и штампуют из этой смеси разные виды тротуарной плитки, бордюр, черепицу, кровельный конек. Планируется и производство некой продукции, которая, по словам руководителя компании Анатолия Рубаняка, станет сюрпризом для дачников.

Пластик здесь собирают самостоятельно (участвуя в том числе в субботниках), закупают у сборщиков, часть привозят обычные граждане. На производство плитки идет полиэтилен высокого и низкого давления, то есть пластик с маркировкой 4 и 2, частично пропилен (5), а также пластик с маркировкой 7, который в России редко берут на переработку. В разного рода брошюрах, посвященных раздельному сбору, порой пишут, что «семерка» переработке вообще не подлежит. Понятно, что на предприятие часто попадает и широко распространенная «единичка», ее «ГринТехКоми» передает своим соседям – «Комиэковтору».

Как рассказал Анатолий Рубаняк, продукцию используют как частные лица, так и предприятия, организации. Например, летом произведенной здесь плиткой покрыли крыльцо у школы №24. Также ее можно увидеть на территориях у различных торговых центров, например – на лестницах у Дома быта, возле жилых домов. Плитка из Сыктывкара использовалась для благоустройства парка имени Володи Дубинина в Печоре.

Сам Анатолий Рубаняк живет в большом многоквартирном доме, периодически прямо во дворе организуется сбор вторсырья, которое потом используется в проекте «Народная плитка» – продукция передается для благоустройства территорий детсадов, школ. В ближайшем будущем «народная плитка» должна появиться у ветклиники в Выльгорте.

За месяц предприятие, работая круглосуточно, в среднем перерабатывает порядка 10-12 тонн пластика, летом больше, зимой меньше. Производство существует более шести лет. Анатолий Рубаняк отмечает, что за это время отношение людей к сортировке отходов, сбору вторсырья заметно изменилось в лучшую сторону.

Из промзоны Сыктывкара журналисты отправились в промзону Эжвы, где базируется ООО «ПВС», возглавляемое Александром Неськиным. Большая часть синих и желтых баков для раздельного сбора отходов обслуживается именно этим предприятием. Первый контейнер был установлен восемь лет назад. Но если сначала предприятие принимало только пару видов пластика, картон и бумагу, то сейчас список заметно шире. Пластик здесь берут с маркировкой 1, 2, 4, 5, 6, а также ABS-пластик от оргтехники, автомобильные бамперы и подкрылки, пластик из ПФХ (PVC) – это изделия из поливинилхлорида: плинтусы, окна, оконные рамы, подоконники, панели, все виды макулатуры, а также тетрапак – упаковки от молока, соков и прочего, алюминиевые и жестяные банки. Стеклянные зеленые и белые бутылки и банки тоже указаны в списке принимаемого сырья на странице ООО «ПВС» в соцсети «ВКонтакте», но пока приемщик широко это не афиширует. Уже закуплено оборудование, на котором стекло будут дробить практически до состояния песка, чтобы потом использовать его (вперемешку с пластиком) для производства дорожных плит, плит закрытия кабелей, полимерно-песчаной плитки и другой подобной продукции.

Сырье из контейнеров, стоящих на улицах Сыктывкара, Эжвы, Зеленца, а также различных учреждений привозят в цех, где его сортируют по огромным мешкам-«кубовикам» (биг-бэгам). «Единичка», например, разделяется на относительно чистую (от минералки, пива и так далее) и ту, где было растительное масло. В отдельный мешок летят упаковки от тортов и пирожных (еще недавно их на переработку в Сыктывкаре не брали), но при условии, что они чистые. Коробка, к которой намертво присохли остатки бисквита или крема, увы, на переработку не пойдет, ее слишком сложно отмыть. Так что Александр Неськин порекомендовал экологически ответственным гражданам такую тару сразу споласкивать от остатков еды, прежде чем кидать в контейнер для пластика. Желательно также слегка сполоснуть и тару от молока, хотя бы ради того, чтобы потом девушкам на сортировочной линии не вдыхать малоприятные запахи от скисшего продукта.

– Когда накапливается определенный объем того или иного пластика, мы его прессуем, складируем, а потом отправляем на переработку на разные предприятия в нашем регионе или за его пределами, – рассказал Александр Неськин. – Точно так же сортируется макулатура: книги – отдельно, офисная бумага – отдельно, отдельно коробочки тетрапака.

По словам руководителя предприятия, контейнерами для раздельного сбора граждане пользуются все активнее. Бывает, едва успели забрать сырье из той или иной емкости, как через несколько часов она уже переполнена. В таком случае гражданам стоит позвонить по телефону, указанному на контейнере, или отправить СМС.

Есть виды бытового пластика, которые в отверстие на дверце контейнера не влезают. В будущем, по словам Александра Неськина, планируется устанавливать сетки для сбора пластика, чтобы решить эту проблему.

Примерно десять процентов отходов, которые получают сборщики вторсырья, идет на полигон. Что-то неподходящее граждане кидают в емкости для раздельного сбора по ошибке, что-то из хулиганства (по словам Алексея Блещука, могут и дохлую кошку подбросить), что-то – естественный побочный продукт сортировки, вроде того же скотча.

Сборщики вторсырья развеяли некоторые мифы, касающиеся раздельного сбора. В частности, крышки от пластиковых бутылок, тетрапака, откручивать и сдавать отдельно, как настоятельно рекомендуют некоторые экообщественники, не надо. Ассоциация переработчиков ПЭТ просто уговаривает граждан этого не делать, поскольку вторсырье с открученной крышкой сильнее загрязняется, внутрь той же бутылки могут попасть посторонние фракции. Перед прессовкой пластика крышки отвинтят сами приемщики. Средства от продажи крышек переработчикам традиционно идут на благотворительность. Алексей Блещук, например, переводит деньги фонду «Сила добра».

Алексей Блещук также указал на то, что зачастую в листовках, брошюрах, по которым детей учат правильно разделять отходы, немало ошибок. Например, часто пишут, что нельзя перерабатывать бумажные упаковки от яиц, втулки от туалетной бумаги. Еще как можно! Да, после нескольких циклов переработки структура сырья меняется в худшую сторону, но современная химическая промышленность уже давно придумала, что можно добавить, чтобы эту структуру улучшить.

Сборщики вторсырья отметили, что отрасль нуждается в помощи государства. Например, когда остро встала проблема древесных отходов, были поддержаны производители пеллет и топливных брикетов. Теперь нужна целенаправленная поддержка и для тех, кто собирает и перерабатывает бытовые отходы. И, конечно, сортировка отходов, их прессовка должна производиться на местах, в муниципалитетах. Большого мусоросортировочного завода региону не нужно, у нас просто столько отходов нет. «Комитекс», перерабатывающий «единичку», вынужден закупать ее за сотни и тысячи километров от нашей республики, поскольку для его нужд количество пластика, которое образуется в регионе, – капля в море. А вот сеть маленьких пунктов сбора и сортировки в райцентрах, например, уже необходимость. В разных регионах России есть организации, которые не просто принимают вторсырье, а сразу забирают твердые бытовые отходы из обычных баков и везут к себе на базу, там отсортировывают нужное, а то, что переработке не подлежит, брикетируют и отправляют на полигон.

– Мы готовы стать опорным предприятием на этом рынке в регионе, – заявил Александр Неськин. – Мы достаточно открыты, учим людей из других регионов, консультируем. Кроме того, нужно убеждать граждан сортировать отходы, если получится – мы очень сильно продвинемся вперед. С предприятиями же это удалось.

– Нам еще далеко до того, чтобы большинство граждан сортировало отходы дома. Должна быть мотивация, которой сейчас нет. Тарифы ведь для тех, кто отходы сортирует, не уменьшаются. Мы покупаем отходы и так мотивируем их сортировать, грамоты клиентам выдаем, – рассказал Алексей Блещук. – Но пока раздельный сбор у нас все еще на зачаточном уровне. ↓

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Не мусор, а вторсырье"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.