Основоположник детской хирургии республики

Хирург Евгений Плаксин с больными детьми в послеоперационной палате.

Восьмого декабря исполняется два года, как не стало Евгения Дмитриевича Плаксина. Он был в числе первых хирургов, кто начал проводить операции больным детям в Сыктывкаре. До того, как в столице Коми появилось детское хирургическое отделение, маленьких пациентов были вынуждены отправлять для операций в столичные клиники.

Евгений Плаксин много лет заведовал этим отделением (с 1971 по 1991 год), был главным внештатным детским хирургом Минздрава Коми АССР, руководил интернатурой по детской хирургии. При его непосредственном участии открылись детские хирургические отделения в Воркуте и Ухте, во многих городах и районах в больницах были оборудованы детские хирургические койки. Плаксин лично подготовил 49 детских хирургов, которые сегодня составляют основу детской хирургической службы республики. Среди них главный врач РДКБ Игорь Кустышев, его заместитель Андрей Карманов, главный детский хирург – эксперт Минздрава РК Вячеслав Сварич и многие другие.

Путь к профессии

Путь к профессии, ставшей его судьбой, был у Евгения Дмитриевича непростым. Обо всем этом он очень честно и искренне, не стараясь себя приукрасить, рассказал в двух биографических книгах, последнюю из которых «Жили-были коми. Кое-что из моей родословной» задумал и написал в возрасте 85 лет.

Родом Евгений Плаксин из удорской глубинки. Здесь в деревне Усть-Кула в 1902 году родился его отец Дмитрий Ильич. В 1929 году Дмитрий Плаксин женился на Анне Алексеевне Тукоевой, уроженке села Выльгорт. Из семи детей, рожденных в их браке, четверо умерли в детском возрасте, а родившийся в 1932 году Евгений и две его младшие сестры Нина и Манефа выжили, вышли в люди и дожили до зрелых лет. В 1942 году отец ушел на войну, прошел ее с честью и вернулся домой живым. За мужество и героизм был награжден тремя орденами Боевого Красного Знамени. В послевоенное время работал председателем колхоза «Пламя», бухгалтером. Дмитрий Ильич умер в 1957 году в 55 лет. А мама прожила долгую жизнь, почти 91 год.

В 1947 году четырнадцатилетний Женя окончил Важгортскую неполную среднюю школу, и встал вопрос о выборе профессии. Как написал в книге воспоминаний Евгений Дмитриевич, подростки видели, как идут дела в колхозе: за трудодни колхозники почти ничего не получали, выживали в основном за счет выращенной на собственных огородах картошки, капусты и даров природы. Поэтому трое выпускников школы из деревни Усть-Кула решили податься в город. Кто-то им подсказал, что можно попытаться поступить в Сыктывкарскую фельдшерско-акушерскую школу. Из троицы успешно сдали вступительные экзамены и поступили двое – Эльза Бутырева и Женя Плаксин.

Первый год учебы был очень трудным – неурожай, голод, денежная реформа, морозы, доходящие до 50 градусов. Как признавался Евгений Плаксин, учиться было тоже непросто: «Мы в то трудное послевоенное время были очень задавлены повседневными заботами жизни, мало читали книг, слишком узок был наш кругозор». Поэтому педагогам приходилось буквально вдалбливать в головы учащихся знания и навыки. Несмотря на это, очень многие из выпуска фельдшерско-акушерской школы 1950 года поступили в медицинские вузы, стали блестящими специалистами-медиками и организаторами отрасли здравоохранения.

Первые шаги в профессии Евгений делал на родной Удорской земле, куда его отправили по распределению. Молодой фельдшер обслуживал три деревни: Острово, Кирик и Выльгорт. Но очень скоро его перевели в Кослан и направили в Сыктывкар учиться на рентген-лаборанта. Во время одной из командировок он заразился активной формой туберкулеза и оказался в Сыктывкарском туберкулезном диспансере.

В начале июля 1954 года Евгений, который все еще лечился в тубдиспансере, узнал, что впервые в стране будет проводиться внеконкурсный набор абитуриентов из Коми в медицинские вузы. Молодой человек очень хотел стать врачом, поэтому подал документы, но при этом скрыл от приемной комиссии, что приходит на экзамены из больницы.

«Два экзамена я сдал на тройки, это проходной балл. Третий – по физике явно шел к провалу: решение задачи оказалось не по силам. На мое счастье, позади меня сидела симпатичная девушка (будущий блестящий врач-гинеколог Ася Романовна Шарыгина), которая помогла решить задачу. Мне выставили тройку. Это значит, что я буду принят вне конкурса в институт», – вспоминал Евгений Плаксин.

Но радость оказалась преждевременной: в списке зачисленных его фамилии не было. В деканате юноше объяснили, что отказано в приеме в связи с тем, что Удорский район остро нуждается в средних медицинских работниках. Другой бы опустил руки, но Евгений без всякой подсказки отправился с жалобой в Совет министров Коми АССР, где его выслушали и пошли навстречу: на следующий день его фамилия значилась в списках.

В течение нескольких лет учебы в Архангельске Евгений продолжил амбулаторно лечиться на базе городского туберкулезного диспансера. Поскольку никакой материальной помощи от родных он не получал, а стипендии как троечнику на первом курсе ему не полагалось, на занятиях с ним нередко случались голодные обмороки. От голода спасали товарищи по учебе, а в январе его приняли лаборантом на кафедру анатомии. На втором курсе Евгений устроился на полставки санитарным врачом Соломбальского треста столовых и постепенно стал забывать голодные дни. Ну а летом студент подрабатывал фельдшером в родных краях. По окончании учебы Евгений Плаксин был распределен в Прилузский район в качестве хирурга районной больницы.

Начало врачебной карьеры

В Прилузье молодой доктор проработал четыре года, и они, по признанию самого Евгения Плаксина, оказались очень плодотворными. Он много оперировал, был главврачом райбольницы, повышал квалификацию в Ленинграде в клинической ординатуре. Медики района постоянно получали благодарственные письма, почти ежемесячно о них писала районная газета. Добрые отзвуки об этой качественной самоотверженной работе продолжали поступать многие десятилетия спустя. Так, в 2004 году Прилузская районная больница отмечала вековой юбилей. Евгений Плаксин был приглашен на торжество, но приехать не смог. Участвовавшие в мероприятии коллеги-доктора ему рассказали, что на торжественном собрании слово для выступления попросила преподаватель музыкальной школы, которая поведала, что 42 года назад, в 1962 году, когда она была школьницей, во время уборки урожая с ней случилось несчастье – рука попала в молотилку. Руку ей спас врач-хирург Плаксин.

По окончании клинической ординатуры в Ленинграде 34-летний Евгений Плаксин прибыл в Сыктывкар, и в отделе кадров республиканского минздрава ему дали направление в хирургическое отделение Коми республиканской больницы. С этого момента в судьбе Евгения Плаксина началась новая страница.

Детский хирург

На базе Коми республиканской больницы Евгений Дмитриевич проработал 21 год, с октября 1966 года по август 1987-го. Именно здесь он начал специализироваться в области детской хирургии и принял самое активное участие в организации детской хирургической службы республики. С 1971 года Евгений Плаксин заведовал отделением детской хирургии.

«Мы, первые детские хирурги, все были выходцами из общей, взрослой хирургии, – вспоминал Евгений Плаксин. – Независимо от нашей квалификации, практического опыта, нам нужно было учиться, изучать особенности развития детского организма, тактику ведения детей с хирургической патологией, методы, доступы оперативных вмешательств, возможную реакцию на хирургическую агрессию, послеоперационное ведение больных детей».

Именно Плаксину было суждено внедрять в клиническую практику методику обследования и лечения детей с врожденными заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, с приобретенными заболеваниями легких, диафрагмы, с онкологической патологией. Нынешнему поколению врачей трудно представить, как их предшественникам удавалось выхаживать после сложнейших операций больных без дыхательной аппаратуры, без врача-интенсивиста. По воспоминаниям Евгения Дмитриевича, только детей, страдающих хронической пневмонией, бронхоэктатической болезнью, было прооперировано в таких условиях 118 человек, и не было ни одного смертельного исхода. Самые редкие и неординарные случаи врач описал в своей книге «Записки хирурга» (2009 год).

В марте 1995 года в отделение плановой хирургии ДРБ поступила 12-летняя девочка с хронической пневмонией. До этого она многократно проходила лечение, но безрезультатно. Обследование выявило, что правое легкое у пациентки уменьшено в размерах, серо-красного цвета и слабо участвует в дыхании. Операция была необходима, так как легкое уже не дышало. Вставал вопрос об удалении всего легкого, но в процессе операции вскрылась еще одна проблема – фиброзирующий альвеолит. И только хладнокровие, быстрая реакция и решительные действия оперирующего хирурга позволили остановить кровотечение, прошить легочную вену и спасти жизнь ребенку. Евгений Плаксин вел динамическое наблюдение за пациенткой до 2002 года. В 17 лет девушка устроилась на работу продавцом, в 19 вышла замуж.

Практически в то же время из района в хирургическое отделение ДРБ поступил семимесячный ребенок, у которого рентгенограмма выявила в грудной полости огромное воздушное образование, заполненное жидкостью. Исследование показало, что в правой половине грудной полости располагается желудок. Потребовались титанические усилия, чтобы переместить желудок в кишечную полость, зафиксировать пищевод к диафрагме. Правое легкое расправилось, проходимость пищевода восстановилась. Учитывая исключительно редко встречающийся случай и хорошие результаты операции, ребенок для более тщательного обследования планово направлялся в Санкт-Петербург в специализированную клинику, где дали заключение: клинически здоров.

Довелось врачу оперировать и детей с таким редким заболеванием, как повреждение двенадцатиперстной кишки при закрытой травме живота. У Евгения Плаксина было три подобных случая.

«Чтобы правильно ориентироваться в редких, неординарных ситуациях, которые встречаются на пути хирурга, оперирующему врачу необходимо, на мой взгляд, не только иметь теоретические знания и практический опыт, но и постоянно воспитывать в себе такие черты характера, как быстрота реакции, мужество, собранность, хладнокровие, твердость характера, умение не «терять головы» в критических ситуациях. И при этом помнить главные заповеди врача: «здоровье больного превыше всего» и «не навреди», – отмечал в своих мемуарах Евгений Плаксин.

Вдова Евгения Дмитриевича Надежда Зосимовна Панева считает книгу воспоминаний «Записки хирурга», которую он начал писать в 75-летнем возрасте, когда еще работал в ДРБ, по-своему уникальной.

– Возможно, это первая и единственная попытка создать летопись рождения и развития одной из областей здравоохранения республики, предпринятая самим врачом – непосредственным участником и организатором этого процесса, его свидетелем и современником, – подчеркнула она.

Заслуги Евгения Плаксина неоднократно отмечены на государственном уровне: почетные грамоты, благодарственные письма, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Ему присвоено звание «Заслуженный работник науки и культуры Коми АССР».

Еще одной заслугой Евгения Плаксина является то, что в 1987 году он вместе с первым главврачом ДРБ Ильей Кельнером начал создавать музей: выделили комнату, заказали оборудование, стеллажи, стенды, столы с операционными материалами, собрали медицинскую литературу, медицинский инструментарий. Но, к сожалению, в 1990 году работа была свернута, в помещении музея открыли магазин. И только нынешний главный врач Игорь Кустышев вернул музею новую жизнь. Сейчас он называется музей Республиканской детской клинической больницы.

Соратники и родственники Евгения Плаксина предлагают установить на фасаде здания больницы мемориальные доски двум замечательным врачам и организаторам, стоявшим у истоков рождения РДКБ, – Илье Абрамовичу Кельнеру и Евгению Дмитриевичу Плаксину. Безусловно, они этого заслуживают. ↓

Галина ВЛАДИС

Фото из личного архива Евгения Плаксина

Оставьте первый комментарий для "Основоположник детской хирургии республики"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.