От товарища прокурора до народного комиссара

Слева – здание, в котором размещался комиссариат юстиции.

Инициативная группа проекта «Пешком по Усть-Сысольску» провела очередную экскурсию по Сыктывкару. На сей раз темой познавательной прогулки стало развитие юстиции в Коми крае, а точнее, сохранившиеся в архивах примечательные эпизоды истории, связанные с представителями этой среды. Экскурсанты узнали три ярких истории из далекого прошлого.

Жалоба от «судейки»

Первое упоминание о представителях судебной системы в Коми крае относится к 1655 году. Этот примечательный казус обнаружил и описал в своей книге об истории Сыктывкара известный в республике историк Михаил Рогачёв. Благодаря прежде всего тому, что в Государственном архиве Российской Федерации сохранилась жалоба из погоста Усть-Сысольск от судейки Якова Семеновича Куликова.

Дело происходило весной 1655 года, когда усть-сысольский житель Вавила Савин пожаловался судье на Кирилла Митрёхина, укусившего его за палец. Земский судейка вызвал истца и ответчика в избу, где проходило судейское разбирательство, но Кирилл пришел не один, а с братьями Борисом и Логином. Те сели на лавку и стали наблюдать за процессом. Судейка, выслушав Вавилу и Кирилла, вынес вердикт о виновности Митрёхина, чем вызвал бурное возмущение ответчика. Тот начал орать на судью, а затем все три брата кинулись бить Вавилу.

Помимо судейки на процессе присутствовал целовальник. Должность эта называлась так потому, что человек, наделяемый полномочиями целовальника, должен был поцеловать крест в знак того, что обязуется быть честным. Целовальник собирал налоги (если налогов недобрал, его наказывали битьем батогами) и в том числе выполнял функции полицейского.

Целовальник кинулся разнимать дерущихся, и в этот момент кто-то из братьев Митрёхиных хватанул его за бороду и вырвал из нее клок. После этого хулиганы испугались, убежали и скрылись в своей избе.

Судейка с целовальником собрали крестьян и двинулись к дому Митрёхиных, стали ломиться в избу, но те заперлись и не впустили представителей власти. И тогда судейка написал жалобу в Москву. Несколько месяцев жалоба добиралась до стольного града и наконец была рассмотрена. Там постановили: вытащить братьев Митрёхиных из избы и выпороть публично, чтобы уважали судейскую власть.

Это говорит о том, что даже в те далекие времена контроль за судебной властью был. Судейка и целовальник являлись выборными должностями, на эти посты выбирали уважаемых людей, причем плату за свою работу они не получали и исполняли обязанности за свой счет. И поскольку это было весьма обременительно, на судейской должности обычно находились год-два, не больше.

Визит товарища прокурора

В конце 19 – начале 20 века в Российской империи появилась должность товарища прокурора, в чьем ведении находился контроль за судебными органами, тюрьмами и военными командами на местах. Один из визитов товарища прокурора в Усть-Сысольск состоялся в 1898 году, когда город посетил великий князь Сергей Романов, пятый сын Александра II, дядя правящего в то время императора Николая II.

Представитель царской фамилии в сопровождении большой свиты приплыл по реке на пароходе «Цесаревна». На пристани его встречала огромная толпа горожан. Специально к приезду монаршего родственника на берегу была построена беседка.

В числе сопровождающих великого князя был и товарищ прокурора Вологодской губернии, курировавший Яренский и Усть-Сысольский уезды. Его звали Викентий-Фелициан Мокржецкий – представитель известного литовско-польского дворянского рода, служившего верой и правдой российскому императору.

В архивных документах говорится, что Викентий Мокржецкий как главный сопровождающий великого князя сел вместе с ним в бричку купца Инкина, и они от пристани направились в город. Побывали в соборе, в уездном собрании, а затем осмотрели подведомственные товарищу прокурора учреждения – тюрьму и помещения инвалидной команды, после чего вернулись на пароход и отчалили.

Кстати, приезд монаршего родственника стал причиной обнищания Инкина. Великий князь подарил купцу перстень, и под этот перстень Инкин стал занимать деньги, пока в конце концов не разорился, потому что не смог заплатить по долгам.

Товарищ прокурора – сменяемая должность. Эти чиновники жили в Вологде, но регулярно наведывались в Усть-Сысольск с инспекционными поездками. Именно по их решению принимался вопрос о финансировании,скажем, ремонта тюрьмы и попечительского заведения

На протяжении своей службы Мокржецкий занимал разные должности, например, являлся попечителем тюрем, занимался сиротскими приютами. А его предшественником на посту товарища прокурора был барон Георгий Фитингоф, представитель древнего невельского баронского рода.

 Дмитрий Репин.

Человек с фальшивой биографией

В здании на улице Бабушкина, где ныне располагается администрация Сыктывкарской и Коми-зырянской епархии, до революции было подворье Ульяновского монастыря. В 1918 году здание было реквизировано, и сюда въехала уездная ЧК. В 1921 году, когда была образована Коми автономная область, здесь разместился только что созданный областной народный комиссариат юстиции. Вскоре он вместе с прокуратурой переехал в другое здание – на перекрестке улиц Бабушкина и Ленина в изъятый у купцов деревянный двухэтажный дом.

В тогдашнем «минюсте» работали всего восемь работников вместе с прокурорскими. У них были четыре основные функции: контроль за соблюдением законодательства, за работой судов (все жалобы на суды направлялись в наркомат юстиции), за тюремной службой (городской исправительный дом находился на перекрестке нынешних улиц Кирова и Домны Каликовой) и, наконец, за отделением церкви от государства. Важно было отследить, чтобы ни один священник не поступил на работу в государственные органы и школы, А если такое обнаруживалось, дело этого человека тут же передавали в наркомат внутренних дел, чтобы его осудили и наказали.

Первым областным народным комиссаром стал Дмитрий Репин.

Его мать, в девичестве Шишкина, была сестрой известного русского художника Ивана Шишкина, а Дмитрий, стало быть, приходился живописцу племянником. Но самое интересное в этом человеке отнюдь не почетное родство, а его биография, причем не настоящая, а выдуманная им самим.

В официальной биографии Дмитрия Репина указано, что он родился в Елабуге в купеческой семье, в 1903 году решил стать революционером, познакомился с Лениным и Троцким. Закончив реальное училище, поступил в Томское техническое училище, там занялся революционной деятельностью, за что был посажен и отсидел в «царских застенках» семь месяцев. Вышел из тюрьмы, окончил Казанский юрфак, и когда произошла революция, был готов служить новой власти как юрист. В 1918 году он – член исполкома Северо-Двинской губернии и один из основателей ЧК. Это официальная версия, которую Дмитрий Репин рассказывал всем. В Усть-Сысольск он прибыл в 1921 году и тоже всем говорил, что лично общался со всей большевистской верхушкой – Лениным, Троцким, Сталиным. Неудивительно, что человек с такой биографией стремительно поднялся по карьерной лестнице.

Однако после того, как недавно один из пермских сайтов опубликовал биографию некоторых местных чиновников, вскрылась реальная история Дмитрия Репина. Сыктывкарских историков очень смутило, что в этом списке оказался его полный тезка, но с совершенно другой биографией. Хотя некоторые факты абсолютно совпадают. Пермский чиновник тоже родом из Елабуги и тоже заканчивает реальное училище, но ни в какое томское училище не поступает – тем более, что техническое училище в Томске появится намного позже, чем в нем «учился» будущий народный комиссар юстиции Коми АССР. А «пермский» Репин спокойно поступает в Казанский университет, получает там юридическое образование и устраивается чиновником в Пермском крае – сначала на железной дороге, а потом дослуживается до коллежского ассессора (звание, дававшее до 1845 года дворянство). В 1913 году Дмитрий Репин награжден юбилейной медалью в честь 300-летия дома Романовых, а такой награды удостаивали только самых усердных чиновников. Когда появились земства, Репин становится начальником одного из уездных земств. После Февральской революции он возглавил временное правительство в Архангельске, а когда свершилась Октябрьская революция, «его благородие» вдруг «вспомнил», что всегда был большевиком.

Сомнения историков, что это один и тот же человек, развеяли сведения о семье – имена жены и детей полностью совпадают.

В 1921 году, когда Дмитрий Репин из Архангельска переехал в Великий Устюг, он бросил свою жену Елизавету и женился на молодой, на 17 лет его младше, красавице-актрисе великоустюжского театра Феоне. В первом браке у Репина было пятеро детей – один мальчик и четыре девочки, а во втором – трое мальчиков.

В 43-летнем возрасте Репин получил должность народного комиссара юстиции в Усть-Сысольске, куда вскоре перебрался со второй женой. Но уже через год, в 1922-м, его неожиданно «вызвали» в Москву. Во всяком случае, он всем об этом сообщил. В Коми уважаемому товарищу устроили торжественные проводы. Однако в Москве он почему-то не появился, а стал прокурором в Орле. Ровно через год переехал в Хабаровск и там занял должность комиссара юстиции, через два года уехал в Алма-Ату, где устроился на такую же должность. Словом, Репин начинает метаться по всей стране. Скорее всего, он понимал, что прошлое его догонит, и поэтому с женой и детьми переезжал из региона в регион. Опасался, что все узнают его происхождение. Ведь он происходил из очень богатой елабужской семьи, его отец был в числе главных жертвователей в городе, устроитель учебных заведений. Сын купца, придумавший себе биографию пламенного революционера, боялся, что его ложь рано или поздно вскроется, и выяснится, что никакого отношения к революционному движению он не имеет.

Впрочем, его потомки рассказали, что в 1945 году, когда семья возвращалась из эвакуации, в поезде якобы у них украли альбом с фотографиями и подписями Ленина, Сталина, Троцкого. Но правдой это быть не может уже хотя бы потому, что любой, у кого хранились портрет и автограф Троцкого, был бы немедленно расстрелян. Видимо, этого альбома никогда не было, либо была изготовлена подделка.

В конце концов Репин перестал занимать высокие должности, устроился простым юристконсультом на железной дороге и умер от инсульта в 1937 году в Чите.↓

Галина Владис

Фото oldsyktyvkar

Оставьте первый комментарий для "От товарища прокурора до народного комиссара"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.