Дон Жуан нашего времени

Сыктывкарская публика увидела новую версию оперы Моцарта

От бурного восторга до резкого неприятия, – так разделились мнения сыктывкарских театралов по поводу новой постановки классической оперы Моцарта «Дон Жуан». Одно из величайших мировых творений впервые появилось в репертуаре республиканского театра оперы и балета. Премьера оперы с аншлагом прошла 18 ноября, и разделила зрителей на два лагеря.

Уже стало привычной картиной, что у зрителей в руках сегодня зачастую не театральные бинокли, программки и веера, а сотовые телефоны. Правда, перед началом спектакля гаджеты просят отключить. Но сотовые телефоны в руках у артистов на сцене – для нашей публики пока еще в новинку. Во время представления солисты и артисты хора активно делают селфи, видеозаписи, ведут переписку, лайкают посты друг друга. При этом виртуальное общение, список соблазненных женщин, фото и профили героев оперы отражаются на большом экране за их спинами. Костюмы и декорации также вполне современные.

Дон Жуан – это молодой компьютерщик, которой знакомится и общается с девушками только через Tinder (популярное приложение для мобильных платформ Android и Apple iOS, предназначенное для романтических знакомств в соответствии с заданными параметрами и с учетом геолокации). Он, как истинный хикикомори, не выходит из своей каморки, предпочитает спортивный стиль в одежде, питается пиццей, которую доставляет разносчик. В программке указаны два исполнителя этой партии. Один (Никита Одалин) ведет активный флирт в интернете. Чтобы воплощать в жизнь свои фантазии он нанимает красавца-аватара (Андрей Ковалев), который встречается с дамами в реальности, и убивает отца Донны Анны – Командора. Убитая горем дочь ведет прямой эфир сразу после смерти отца. Донна Эльвира ищет пару на сайтах знакомств. Мазетто – игроман, а драка Дон Жуана и Мазетто – это всего лишь сражение в компьютерной игре.

Месть невинно убиенного Командора – это компьютерный вирус, который уничтожает все учетные записи и контакты Дон Жуана, тем самым повергая его в пучину отчаяния и бездну виртуальной смерти.

При этом текст вокального материала не изменился. Синхронный перевод с итальянского зрители могли прочитать на больших экранах, расположенных рядом со сценой. Речитативы звучали на русском языке и были современными. Например, были угрозы удалить из друзей или внести в «черный список».

Со своей современной оригинальной идеей постановки «Дон Жуана» в конкурсе оперных проектов во Франции участвовала режиссер Ольга Полякова. В Сыктывкаре ее трактовку прочтения великого творения Моцарта воплотила постановочная команда: главный дирижер Роман Денисов, режиссер Николай Глебов, художник из Екатеринбурга Дарья Бочкарева, художники видеоконтента Михаил Смолко и Александр Бондаренко, хормейстеры Ольга Рочева и Алла Швецова, художник по свету Нелли Сватова.

Оперу планировали представить в прошлом театральном сезоне, но премьеру пришлось отложить из-за пандемии коронавируса и геополитической ситуации.

Благодаря гению Моцарта история испанского героя-любовника Дон Жуана получила воплощение на оперной сцене в 1787 году и с тех пор не перестает радовать зрителей. Определив жанр своего сочинения как «веселая драма» (drama giocoso), композитор расширил жанровые рамки оперы. Он представил резкое столкновение смешного и трагедийного, житейского и мистического, открыл своим сочинением новый оперный жанр – психологическую музыкальную драму. История создания самой таинственной и дерзкой оперы Моцарта окружена многочисленными слухами и легендами. Якобы в процессе создания текста участвовал сам Казанова, а увертюра сочинялась уже в ночь перед премьерой.

Новый спектакль получил поддержку федеральной программы «Малые города-2022», помогающей уделить особое внимание городам России с уникальной культурой. ↓

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Дон Жуан нашего времени"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.