Новые общественно-экономические условия, сложившиеся в нашей стране, смена парадигм в образовании и воспитании подрастающего поколения, а также цифровизация, урбанизация, рост технологий, обновление содержания профессий и рынка труда привели к необходимости создания новых подходов к профориентации молодежи.
-Мотивация молодых людей к правильному выбору профессионального пути, обеспечение высокого качества профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений на рынке труда, снижения уровня безработицы среди молодежи – вот одни из многих задач, стоящих перед службой занятости. Минтруд разработал новые стандарты работы центров занятости по осуществлению полномочий для организации профессиональной ориентации граждан, обучения и профилирования. Так, услуга по профориентации будет доступна всем гражданам, в любом центре занятости, вне зависимости от места проживания или регистрации. В рамках услуги гражданин проходит мероприятия по содействию в выборе сферы деятельности, профессии, приобретению дополнительных знаний и умений. Набор мероприятий подбирается каждому индивидуально. По ее результатам граждане получат рекомендации по возможным вариантам профессионального обучения, чтобы повысить свои навыки для успешного трудоустройства, – отметил начальник Управления занятости Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми Алексей Ускирев.
В республиканской академии госслужбы идет реализация уникального для Республики Коми проекта «Кампус креативного предпринимательства: бизнес-классы».
В профильных бизнес-классах академии госслужбы обучаются школьники 10-х классов Сыктывкара и Эжвы. Результатом для каждого участника в идеале должен стать реализованный личный бизнес-проект. Лучшие из них будут представлены на выставке «Достояние Севера (ВДНХ)» в 2023 году. На одном из занятий побывал корреспондент «Республики».
– Мы во взаимодействии с Министерством труда, занятости и соцзащиты РК выстраиваем целую систему ранней занятости: от школы, колледжа. Дальше начинаются программы содействия занятости, например, в академии госслужбы уже много лет реализуется программа бесплатного обучения. И сегодня каждый, кто планирует стать предпринимателем, может пройти бесплатное обучение в рамках этих программ, – пояснила начальник центра управления проектами Коми республиканской академии государственной службы и управления (КРАГСиУ) Светлана Кривошапкина.
Занятия проходят в академии с сентября каждую субботу. Все ребята объединены по группам, у каждой группы свой бизнес-тренер.
Юноши и девушки постигают азы предпринимательства. В рамках работы профильных бизнес-классов школьники обучаются предпринимательской, финансовой, правовой и цифровой грамотности, а также созданию бизнес-страницы для продвижения своего продукта и бизнес-плана с готовым прототипом продукта или услуги.
Со школьниками работают не только бизнес-тренеры, но и тренеры по повышению личностной эффективности. Общая цель коучей и организаторов проекта – развитие у школьников предпринимательского мышления, содействие молодым предпринимателям в самореализации в бизнес-нише Коми.
– Самостоятельный и ответственный профессиональный выбор – ключевое звено в подготовке кадров для экономики республики. Осознанный выбор профессии существенно увеличивает производительность труда и уменьшает текучесть кадров. Человек, у которого сформирован необходимый набор компетенций профессионального самоопределения, готов к профессиональной мобильности в динамично меняющихся экономических условиях, в том числе и к изменению своей социально-трудовой роли – организации самозанятости. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми – один из основных партнеров данного проекта. Его сотрудники готовы оказывать консультационную поддержку начинающим бизнесменам в части возможности получения поддержки со стороны государства в виде получения социального контракта и регистрации в качестве самозанятого, – сказал Алексей Ускирев.
Приоритетной задачей социального контракта является стимулирование малоимущих граждан к активным действиям по преодолению ими трудной жизненной ситуации и созданию условий по раскрытию трудового потенциала путем выполнения различных мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
В одной из аудиторий КРАГСиУ преподаватель Сыктывкарского колледжа сервиса и связи бизнес-тренер Олег Пенин проводил занятие для группы учеников школы №16. На очередном занятии школьники учились разрабатывать бренд своего будущего продукта. «Тренировались» на условном мороженом: каждая креативная группа должна была выдумать свой сорт лакомства с какой-нибудь изюминкой, дать ему запоминающееся название и создать «продающий» логотип бренда.
Тренер объяснил, как важен легкий, но содержательный логотип для товара. Такой, чтобы покупатель, раз попробовав и оценив качество, искал на прилавках знакомый знак. Или, увидев этот знак на витрине, тут же вспоминал о понравившемся когда-то товаре. Школьники подошли к решению непростой задачи креативно. Кто-то решил обыграть национальные коми мотивы, кто-то, замахнувшись на международный бренд, разрабатывал логотип с названием на латинице, понятный и близкий даже англоязычному покупателю.
Олег Пенин убежден, что ему очень везет на учеников, все они замечательные и очень талантливые.
– Каждый из них способен создать успешный бизнес-проект. Я стараюсь не задавать шаблоны в работе. Если буду задавать шаблоны, они сделают так, как скажу я. Пусть проявят творчество, тогда можно получить хороший результат. Сейчас перед нами не школьники, а несколько отделов маркетинга, они должны разработать новый бренд. Они будут предлагать свои бренды, и совет директоров будет их утверждать. Это важно для того, чтобы они потом смогли по нашим проектам сгенерировать свои идеи. У ребят очень много идей, которые они пытаются реализовать. По окончании курса они будут готовыми специалистами, смогут разрабатывать проекты по международным стандартам. Это сложно, но реализуемо, – рассказал о перспективах будущих бизнесменов Олег Пенин.
Каждый юный участник проекта разрабатывает свою бизнес-идею. Один из будущих бизнесменов думает над выращиванием зелени – укропа, петрушки – на продажу под личным брендом. Замысел возник благодаря маме юноши, которая выращивает зелень для своей семьи на подоконнике. Если увеличить «объемы производства», то продукцию можно продавать. Но одной идеи мало – для личного бренда нужны и точки сбыта товара, и привлекательная упаковка. И затраты надо просчитать так, чтобы цена у товара никому пока не известного бренда не «кусалась», но и окупаемость производства не затянулась на долгие годы.
После первых занятий юные участники проекта делились восторженными отзывами в соцсетях. Иногда подключались и родители, которые не скрывали, что в чем-то завидуют современной молодежи – у сегодняшних юношей и девушек больше возможностей, в том числе и возможностей учиться.
– Бизнес-классы должны открыться в каждой школе, чтобы дать возможность ребенку попробовать себя в раннем трудоустройстве. В республике содействие занятости молодежи – это очень важный проект, учитывая миграцию молодых людей. Мы не скрываем, что из Коми молодежь уезжает. И предпринимательство со школьной скамьи может показать ученикам, что в нашей республике есть возможность развиваться. Чтобы процесс обучения был интересным, чтобы тема трудоустройства не была для школьников каким-то трудным вопросом, мы весь процесс образования выстроили на неформальных принципах. Каждую субботу ребят посещают предприниматели, делятся реальным опытом ведения бизнеса. Мы проводим различные экскурсии, планируем запустить систему наставничества. Каждый школьник сможет найти для себя наставника в лице действующего предпринимателя, узнать историю его успеха, а секреты его бизнеса применить для развития своего дела, – пояснила Светлана Кривошапкина.
Оставьте первый комментарий для "Профориентация: новый формат"