В селе Мыёлдино и поселке Тимшер Усть-Куломского района ввели в строй две новые фермы, каждая на 50 голов крупного рогатого скота. Оба хозяйства – семейные, оба в первую очередь работают на обеспечение молоком местных жителей, созданы не так давно – еще и десяти лет не отработали. И в обеих семьях растут по четверо детей.
И в Мыёлдино, и в Тимшере новые животноводческие помещения построены с использованием грантовых средств от минсельхоза Коми при поддержке главы региона Владимира Уйба. И даже строила их одна и та же фирма из Удмуртии, специализирующаяся как раз на такого рода объектах. При этом, несмотря на то что требования по площади, оборудованию к фермам были одинаковые, объекты получились разные. Если в Тимшере уже довольно привычное для нашей глубинки каркасное сооружение с сэндвич-панелями, то в Мыёлдино для размещения коров и телят установили полукруглый ангар.
– Такие фермы, как в Тимшере, для нас не в диковинку, они себя хорошо зарекомендовали. А та, что в Мыёлдино, впервые построена в республике в таком конструктиве. Нам самим интересно, как она себя будет вести в эту зиму, что с ней будет лет через пять. По деньгам разница небольшая, ферма в Мыёлдино чуть-чуть дешевле, но главный плюс – она очень быстро возводится, – рассказал министр сельского хозяйства и потребительского рынка Коми Алексей Буткин. – Сейчас будет еще строиться ферма в Носиме на 30 голов. Проекты изучают также фермеры из Усть-Цилемского и Ижемского районов, будут принимать решение. Так что очень хорошо, когда есть разные варианты. А этот подрядчик уже получил заказы в Корткеросском районе в селе Нившера, в 2023 году у них есть планы на строительство в Усть-Куломском районе.
Первой открывали ферму в Мыёлдино. Главой КФХ там является Евгения Кузнецова, но показывать гостям «обновку», рассказывать о хозяйстве она откомандировала своего мужа Ивана. Тот сначала поблагодарил всех, кто так или иначе участвовал в процессе: подрядчиков, руководство района, минсельхоз, вручив всем благодарности в рамочках.
– Я сам постоянно фермерам благодарности вручаю, но чтобы они мне – такое в первый раз, – расчувствовался министр.
Алексей Буткин заявил, что он очень рад, что в Мыёлдино есть такая семья, которая возрождает сельское хозяйство, пусть масштабы пока далеко не такие, как были здесь лет 30-40 назад, но ведь это только начало.
В последнее время сложилась традиция: всем фермерам, которые что-то построили при поддержке минсельхоза Коми, министр на открытии объекта дарит чайник. На этот раз процесс одаривания завершился курьезом: оказалось, что заведующая Усть-Куломским межрайонным отделом сельского хозяйства Анастасия Ярова как-то об упомянутой традиции запамятовала и тоже приготовила в подарок чайник. Посмеялись, решили, что второй будет нелишним. Руководитель администрации района Сергей Рубан вручил Ивану Кузнецову копилку в виде коровы. Фермеру тут же предложили поставить ее где-нибудь на входе в ферму, чтобы все гости постепенно скидывались на дальнейшее строительство – планы по расширению производства у Кузнецовых есть.
Буренок, быков и телят в новое помещение уже заселили, и такого нашествия людей население фермы явно не ожидало, поначалу животные дичились гостей, которые наперебой их гладили и угощали. Алексей Буткин обратил внимание, что в помещении довольно тихо, не слышно ни мычания, ни рева. А это значит, что скотина чувствует себя вполне комфортно и точно недавно напоена – обычно коровы громко мычат, если чувствуют жажду.
Ферму Кузнецовы организовали шесть лет назад. Работают на ней сами, плюс наняли еще доярку и скотника, также помогают дети, трое тех, что постарше. А всего их в семье четверо – от двух до 12 лет.
– Останутся ли они потом в селе – угадать невозможно, – рассуждает Иван Кузнецов. – Но сейчас им работать на ферме очень нравится.
Молоком Кузнецовы торгуют в Мыёлдино. Сейчас, когда увеличили стадо, планируют поставлять продукцию в сельхозкооператив, работающий в районе. Подумывают и об организации переработки молока.
Ферма семьи Паршуковых – первое и единственное сельхозпредприятие в Тимшере. Организована она пять лет назад. На момент приезда гостей помещение еще стояло пустым, заселение буренок в новую ферму Паршуковы наметили на следующие дни после открытия. Сейчас у них в хозяйстве 37 голов – 14 дойных коров, нетели, телята, бычки. Породы разные – есть и айширки, и холмогорки, и симменталка, и даже один герефорд, приехавший из села Дон от фермера Сергея Тимушева.
– Я вот постоянно слышу: «Молодежь у нас нынче не та, работать не хочет», а смотрю на Николая Васильевича и понимаю, что вранье это все, вот он – образец молодого человека, который хочет и умеет работать, – представил главу хозяйства Николая Паршукова Сергей Рубан. – Трудолюбие, доброта, которые пронизывают всю его семью, очень им в жизни помогают. Мне кажется, за что бы он ни взялся, у него все бы получилось. Начали бы они, к примеру, пилить древесину, так Вячеслав Альбертович уже напрягался бы с таким конкурентом рядышком.
Пришедший на открытие фермы предприниматель-лесопромышленник Вячеслав Панюков засмеялся, подтвердив, что так оно и было бы, а сейчас они успешно сотрудничают, помогают друг другу.
Действительно еще очень молодой на вид фермер от таких комплиментов застеснялся, так что потом даже не признался журналистам, сколько же ему лет.
Народу на открытие этой фермы пришло немало, местная самодеятельность по этому поводу устроила мини-концерт. Заметно было, что Паршуковых в поселке любят, хвалили за отзывчивость, поддержку. Если что, помогут и дорогу почистить, и дом отремонтировать, и груз перевезти. Как выяснилось, во времена ковида супруги волонтерствовали, лично развозили молоко по домам пожилым сельчанам.
Когда во время церемонии открытия дело дошло до подарков, смеху было еще больше, чем в Мыёлдино, поскольку после того, как традиционный чайник подарил Алексей Буткин, с таким же подарком вышла и глава Тимшера Валентина Белова. При вручении третьего чайника Анастасией Яровой односельчане уже начали шутить, что Паршуковым теперь впору открывать музей этих предметов. От Сергея Рубана фермерам досталась шкатулка-сундучок.
Николай Паршуков сам родом из соседнего поселка Лопъювад. Прежде чем стать фермером, пробовал себя в разных сферах, даже в город уезжал, работал там, но в итоге решил вернуться на родину.
– А чем еще в деревне заниматься? Либо лесным хозяйством, либо сельским. Тех, кто занимается лесом, у нас в районе хватает, а вот сельского хозяйства в Тимшере не было с 1990-х годов, – рассказал фермер. – Завели птицу, кроликов, коров. Пока вся живность у нас возле дома размещается в сараях, пристройках, под навесами. Сейчас коров перевезем, попросторнее им будет, и нам удобнее.
Когда Николай только завел первых коров, продавал молоко и в Тимшере, и в Лопъюваде. Но потом его начали активно разбирать в Тимшере, и родному поселку фермера молока просто перестало хватать.
– Раньше здесь коров держали бабушки и дедушки, но им стало тяжело ухаживать, сено заготавливать. Как увидели, что я открылся и молоко продаю, так они сразу и «закрылись», говорят: «Вот теперь ты занимайся», – смеется Николай.
Сейчас в Тимшере прописано порядка тысячи человек, реально проживает где-то 800. Так что спрос неплохой. Паршуковы думают увеличить стадо, сначала заполнить свободные пока 13 мест в этом помещении, а потом, через-год два, построить телятник (подходящее место для него есть, прямо рядом с новой фермой), переселить туда молодняк, соответственно, появится возможность увеличить дойное стадо. Тогда молока будет точно хватать и Тимшеру, и Лопъюваду, кроме того, можно будет организовать его переработку, делать масло, творог, сметану, сыр.
Но чтобы нарастить стадо, нужно еще решить проблему с кормами. Полей в округе много, но за последние тридцать лет они изрядно заросли лесом, приходится постепенно расчищать, окультуривать. Есть хорошие, большие угодья за речкой, совсем близко, но висячий мост, который ведет к тем лугам, – аварийный, к тому же и бесхозный. Населенных пунктов за ним нет, поэтому и надежды на то, что его починят, практически нет. Алексей Буткин, впрочем, пообещал подумать, что здесь можно сделать.
Пока Николай справляется с хозяйством в основном на пару с супругой, помогают их родители. В работу включаются и дети, но они у Паршуковых все же еще малы для того, чтобы всерьез работать на ферме, младший, четвертый, вовсе младенец. Когда работы много, нанимали кого-то временно. Сейчас, когда стадо увеличится, надо будет брать работников на постоянной основе. Даже с учетом того, что ферма современная, многие процессы автоматизированы, справляться с большим стадом без выходных и отпусков очень тяжело.
Сначала сгоряча решили и картофелеводством заняться, посадить два-три гектара, благо навоз для удобрения полей свой. Но потом поняли, что просто ни сил, ни времени не хватает. Поэтому овощеводство пока отложили, а землю навозом фермер удобряет «авансом» – почвы здесь песчаные, бедные, лишней подкормка не будет даже для кормовых культур.
– Продовольственная безопасность республики – это, наверное, продовольственная безопасность каждого маленького населенного пункта. Эти два фермера в первую очередь ориентированы на местных жителей. Важно, что здесь будет свежая продукция. Программа строительства семейных животноводческих ферм как раз и рассчитана на то, чтобы появлялись небольшие, доступные по деньгам для фермеров объекты, – отметил Алексей Буткин. – Задача министерства – чтобы такие фермы были во всех районах, и на юге, и на севере, и в центре республики. Сейчас программа дает фермерам возможность получать до 60 процентов от стоимости объекта в виде бюджетных инвестиций. Республика пересматривает этот процент, чтобы выровнять размер бюджетных инвестиций до уровня крупных ферм, с 60 до 70 процентов. Я знаю, что фермеры ждут этого решения, оно будет принято на ура, и такие проекты будут чаще реализовываться.
Кроме постройки новых помещений, ранее фермеры при финансовой помощи минсельхоза Коми увеличили поголовье скота. В целом расширение производства – и стройки, и закупки – обошлись примерно по 20 миллионов рублей для каждого хозяйства, если считать и грантовые, и собственные средства.
В скором времени в Коми будет введена в строй еще одна ферма – на 100 голов – в ижемской деревне Ласта. ↓
Анна ПОТЕХИНА
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Две фермы, пять чайников, восемь детей"