Надежность на первом месте

В администрации Сыктывкара прошла большая пресс-конференция, посвященная промежуточным итогам реализации мероприятий по подготовке города к осенне-зимнему периоду и планам на 2023 год. Летом в столице республики велось множество ремонтов – ресурсные организации меняли сети, из-за чего пришлось вводить ограничение на некоторых улицах и изменять автобусные маршруты и автомобильное движение. Сейчас руководители компаний уже готовы отчитаться, где и сколько труб горячего и холодного водоснабжения и водоотведения приведены в нормативное состояние.

Открывая встречу, первый вице-мэр Сыктывкара Александр Можегов отметил, что проводимые в городе масштабные работы вызвали большой общественный резонанс, но в следующем году масштаб ремонтов будет еще большим, поэтому администрация столицы хочет заранее проинформировать об этом горожан.

– Основная задача ремонтных работ – повышение надежности теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и функционирования других коммуникаций, – подчеркнул первый заместитель руководителя администрации города. – В прошлом году нами были поставлены высокие планки по замене ветхих коммунальных сетей, и все эти планы у нас выполнены безупречно. Более того, по ходу работ мы уточняли и даже увеличивали планы по замене водопроводных сетей, и эта задача также успешно была выполнена Сыктывкарским водоканалом.

Вице-мэр привел цифры: планировалось заменить почти семь километров ветхих тепловых сетей, водопроводных – шесть километров 300 метров, канализационных – более четырех километров. Но с учетом высокого износа коммунальных сетей планы по их замене были увеличены. Тепловых сетей предстоит заменить семь километров 700 метров (этот план практически уже выполнен), водопроводных сетей – семь километров 900 метров (заменено уже 10 километров), канализационных сетей при плане чуть более шести километров обновлено почти семь километров, и эти работы продолжаются.

 

– В этом году мы столкнулись с несколько подзабытыми, но сложными работами, которые проводились на объектах улично-дорожной сети, связанными с перекрытием целых улиц. Это улица Куратова, которую мы подготавливали с прошлого года, и в текущем году она была очень серьезно модернизирована с точки зрения коммуникаций. Она была полностью перекрыта, в том числе для последующей работы в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». К сожалению, на этой улице мы «поймали» один из изъянов и соответствующие выводы при последующей организации работ сделали. Также были перекрыты участки улиц Советской в связи с перекладкой тепловой сети большой протяженности, Первомайской, Красных Партизан и Горького. Причем при производстве работ мы впервые при полном содействии ПАО «Т Плюс» изменили порядок восстановления дорожного покрытия – не «картами», не «заплатками», а полное асфальтирование всей ширины дороги от бортового камня до бортового камня. Все это вы можете видеть на перечисленных улицах. Впереди у нас завершающие работы по улице Куратова, – рассказал Александр Можегов.

Перекрывались улицы Тентюковская, Колхозная и Кирова, где работы еще продолжаются. Все это существенно влияло на изменение дорожного движения.

В следующем году неудобства для горожан, связанные с масштабными ремонтными работами, тоже будут, и, возможно, даже в большем масштабе, предупредил первый вице-мэр. Это связано с исключительной необходимостью модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, обновления и замены ветхих сетей.

В 2023 году водопровод будет обновляться на улицах Лесозаводской и Католикова, и эти работы будут синхронизированы с работами по программе «Безопасные качественные дороги». В связи с заменой тепловых сетей будут перекрываться улицы Советская (от дома №10 до дома №20 и продолжение работ от Советской, 38 в сторону улицы Домны Каликовой), Первомайская (от дома №68 до дома №83) и Ленина (от улицы Куратова в сторону улицы Домны Каликовой).

– Возникнут сложности в организационном плане, поскольку будут задеваться три параллельные улицы, – отметил Александр Можегов.

Далее выступили представители крупнейших ресурсоснабжающих организаций. Технический директор – главный инженер Сыктывкарских тепловых сетей ПАО «Т Плюс» Яшар Гусейнов заверил, что все мероприятия по подготовке сетей к отопительному сезону организация выполнила, завершены ремонты всех 17 городских котельных, в основном проводился ремонт вспомогательного оборудования. Котельные обеспечены основным и резервным топливом, котлы опробованы на резервном виде топлива – мазуте. Все резервные источники электроснабжения опробованы и находятся в технически исправном состоянии.

В городе 436 километров тепловых сетей и 25 насосных станций. Все сети прошли гидравлические испытания, выявленные дефекты устранены, произведена наладка тепловых сетей. Яшар Гусейнов высказал уверенность, что жалоб от потребителей в этом году не будет.

 

– Для проведения аварийно-восстановительных работ мы обеспечены людьми, материалами, спецтехникой, все противоаварийные тренировки проведены. Износ тепловых сетей достаточно высокий, мы это понимаем. Объемы по их перекладке ежегодно увеличиваем. В этом году переложили семь километров 200 метров, на следующий год планируем переложить семь километров 800 метров ветхих сетей, – рассказал технический директор Сыктывкарских тепловых сетей.

Кроме того, компания вложилась в благоустройство, потратила 14 миллионов на асфальтирование дорожного полотна площадью 3,5 тысячи квадратных метров. На следующий год объемы вложений на благоустройство будут увеличены, запланировано заасфальтировать почти пять тысяч квадратных метров дорог.

Александр Можегов попросил Яшара Гусейнова рассказать журналистам, из-за чего на улице Куратова случился инцидент, когда пришлось вскрывать уже отремонтированное по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» полотно.

– По улице Куратова идет магистральная перемычка, здесь был выполнен весь перечень необходимых работ, в том числе и гидравлические испытания. Участки, которые у нас вызывали подозрение, – от Октябрьского проспекта в сторону улицы Западной и в районе школы №12 – были отремонтированы. Участок, на котором произошло повреждение, нареканий во время испытаний не вызвал. В итоге нами был сделан вывод, что не всегда гидравлические испытания могут являться стопроцентной гарантией выявления скрытых дефектов тепловой сети. Поэтому в следующем году особо сложные участки и те, которые могут вызвать у нас подозрение, будут проходить дополнительный вид подготовки. Планируем опробовать такие работы, и если будет положительный результат, в дальнейшем их проводить, – сообщил Яшар Гусейнов.

Он пояснил, что это за технология: роботизированный комплекс будет проходить трубу изнутри. В трубе делается специальное операционное окно, туда запускается диагностический робот, и он с максимальной точностью выявляет все дефекты.

– Действительно, сети прошли испытания, и специалисты отмечают фактор начала отопительного сезона, нагрузка на сети увеличилась. Поэтому мы настаиваем на повышении качества диагностики с использованием новых способов и методов, особенно на тех участках, которые имеют важнейшее значение, в том числе при реализации национальных проектов, – добавил Александр Можегов и заверил: – Все объекты, которые в следующем году будут ремонтироваться по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», прежде будут изучены на предмет состояния находящихся под ними коммунальных сетей.

Генеральный директор ОАО «Сыктывкарский водоканал» Андрей Селиванов рассказал, что организация также увеличивает объемы замены ветхих сетей, причем свои планы выстраивает, синхронизируя с реализацией нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Там, где ремонтируются дороги, водоканал старается заменить ветхие водопроводные сети.

– Наглядным примером является улица Куратова. Нами проведена замена сетей водоснабжения и водоотведения на всем участке от Октябрьского проспекта до улицы Кирова, включая пересечки автомобильных дорог. Объем работы был достаточно большой, их мы начали с конца 2021-го и в этом году завершили, – сказал Андрей Селиванов.

В текущем году водоканал провел реконструкцию главного напорного канализационного коллектора на участке от насосной станции до Октябрьского проспекта протяженностью два километра. Сейчас осталось заменить порядка 200 метров, работы идут в районе улицы Петрозаводской, 54. Также на завершающем этапе реконструкция коллектора по улице Кирова.

В 2023 году Сыктывкарский водоканал планирует провести капремонт водоводов по улицам Первомайской, Ветеранов и Заводской, самотечных канализационных коллекторов по улицам Католикова и Огородной, Петрозаводской и Тентюковской.

Затем журналистам предоставили возможность задать свои вопросы.

– Что делают Сыктывкарские тепловые сети, чтобы не только ремонтировать ветхие сети, но и в максимальных объемах их заменять?

– Мы готовим проект инвестиционной программы по перекладке тепловых сетей, передадим ее в тарифный комитет, поскольку планируется увеличение нашей тарифной составляющей. Также планируем организовать работу по перекладке сетей по линии ЖКХ, – сообщил Яшар Гусейнов.

Отвечая на вопрос «Республики», как отразится инвестиционная составляющая на тарифах за отопление для населения, технический директор Сыктывкарских тепловых сетей напомнил, что тарифы устанавливаются регулятором.

– Ежегодно производится индексация тарифов, эта информация находится в свободном доступе. На первом этапе у нас не планируется реализация инвестпрограммы за счет платежей граждан, но идут переговоры с тарифным комитетом о повышении оплаты на ту величину, которую можно обосновать как целевой показатель для перекладки тепловых сетей, – сказал Яшар Гусейнов.

Первый заместитель руководителя администрации Сыктывкара добавил, что повышение тарифа сверх установленного предельного индекса ресурсная организация должна тщательно обосновать, и это должно быть абсолютно прозрачно и понятно для потребителя.

– Потребители должны знать, что если плата растет выше установленного предела, то она связана исключительно с повышением надежности и непрерывности теплоснабжения, – подчеркнул он.

– Сколько в целом в городе требуется заменить сетей? – спросил журналист «Республики» у Александра Можегова.

– Отвечу на примере ПАО «Т Плюс», поскольку большое количество инцидентов фиксируется на тепловых сетях. Около 79 процентов тепловых сетей в городе выработали свой ресурс. Это не означает, что все 79 процентов сетей в Сыктывкаре – ветхие. Поэтому необходимо участвовать во всех возможных программах по их ремонту и обновлению. Инциденты будут, и самое важное здесь – как предприятие реагирует на них. Мы видим, что оперативность реагирования на возникновение того или иного инцидента действительно надлежащая. Но возвращаясь к вашему вопросу. При среднем ресурсе тепловой сети 25 лет в городе необходимо ежегодно менять от 14 до 18 километров сетей только для их простого восстановления. Это очень много. И пока мы не дойдем до такого уровня замены, сети продолжат наращивать свое состояние, связанное с выработкой ресурса. Именно поэтому наши совместные усилия с ресурсными организациями направлены на постоянное наращивание темпов ремонтных работ, – рассказал первый вице-мэр.

Также была поднята проблема канализационных колодцев, из которых вырывается горячий пар. Оказалось, это конструктивная особенность города.

– Особенность Сыктывкара в том, что 70 процентов сетей находятся под дорогами, и там проложены попутные дренажи, чтобы отводить любые воды – дождевые, выливающиеся в результате повреждений. Все воды, попадающие в попутный дренаж, неизбежно вызывают парение, потому что в тепловых сетях воды имеют определенную температуру. Любая, в том числе сточная, вода нагревается. На население эти затраты никоим образом не ложатся, они являются сверхнормативными потерями предприятия тепловых сетей. Население за это не платит, и для нас это дополнительный стимул по перекладке тепловых сетей, – отметил Яшар Гусейнов. ↓

Галина ВЛАДИС

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Надежность на первом месте"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.