дали участники специальной военной операции
Третьего октября в Сыктывкаре прошла встреча с участниками специальной военной операции (СВО) из Коми – Максимом Перепелицыным и Павлом Араслановым. Они продемонстрировали обмундирование, которое выдается участникам СВО, и рассказали об особенностях его использования. Также военные напутствовали резервистов, дали им ценные советы.
«Слушайте отцов-командиров»
Павел Арасланов участвовал в добровольческом объединении «Барс-9», в зоне СВО был пулеметчиком, вернулся оттуда две недели назад. Максим Перепелицын является руководителем отделения Союза добровольцев Донбасса в Коми, он неоднократно ездил в командировки на территорию боевых действий. В конце сентября глава Коми вручил ему медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Журналисты поинтересовались у бойца, за что он получил награду из рук главы.
– Ответить не готов. Любой из ребят-добровольцев, которые туда поехали даже еще до начала СВО, достоин награды. Честь им и хвала, потому что ребята поехали сами. Сейчас многие, получая повестки, звонят с просьбой отправить их в качестве добровольцев. В наше подразделение так не идут, а только добровольцами. Вот Павел с 2014-го ездит, его никто не призывал. Я сам как поехал? Насмотрелся по телевизору, что там творится. Показывали, как гибнут старики, женщины и дети. Не хочу, чтобы это здесь было. Мы тогда, в 2014-м, все поехали на голом патриотизме, о слове «зарплата» вообще не было речи, вкладывали свои деньги. Павел все заработанное туда вложил, я тоже, у меня тогда был свой бизнес. Все бросили и поехали. Сейчас для нас это уже профессия, это желание повидаться с давними друзьями, то есть место встречи, – сказал Максим Перепелицын.
Тем, кто едет сейчас, он пожелал удачи и главное – чтобы у них были хорошие отцы-командиры:
– Важно, чтобы было стремление обучаться, а не вести себя как некоторые… Они едут и всю дорогу употребляют алкоголь, думают, что это все смешно. Это не смешно. Надо относиться к ситуации серьезно. Слушать и слышать командира. Вот мне 37 лет, а были в подразделении те, кому под 50, и они слушали, учились. Они понимали, что у меня есть опыт, хоть я и моложе. Всем желаю вернуться живыми и здоровыми. Меньше слушайте тех, кто ругает нашу армию. Не надо думать, что неопытных сразу отправят в бой. Нет. Вас обучат. Никто вас на передний край фронта не отправит сразу. Если вас не обучают, то настаивайте на этом.
О героизме на передовой он сказал, что «только дурак не хочет стать героем»:
– Эта мысль в голове каждого есть, даже если он говорит, что это не так. Но не надо лишний раз геройствовать, тем самым вы можете подвести боевых товарищей. Не надо умничать, у вас есть командир, которого вы должны слушать. Геройство не приведет ни к чему хорошему, но всегда приятно осознавать, что ваш земляк или боевой друг получил награду, благодарность, да просто ему сказали спасибо. Даже когда подходит мирный гражданин, жмет руку и говорит спасибо, это уже приятно, вы воодушевляетесь, готовы идти дальше, даже если устали физически и морально. Приятно, когда «с гражданки» приходят письма детей. Их читаешь и плачешь. Вроде многое повидавшие мужчины, но читают письмо ребенка, и у них реально слезы на глазах наворачиваются. Дети искренне поддерживают.
«Лишнего с собой брать не надо»
Говоря о том, что толкает людей в зону боевых действий, Павел Арасланов сказал, что цели у всех разные:
– Кто-то едет из чисто патриотических побуждений, то есть защищать Родину, кто-то хочет заработать. Лично я руководствовался тем, что не хочу, чтобы через подобные события проходил мой пятилетний сын.
Максим Перепелицын пояснил, что в процессе боевых действий все постоянно друг у друга чему-то учатся. Например, для пулеметчика важно уметь использовать разные виды вооружения, а не только пулемет. Ведь может возникнуть ситуация, когда пулемет заклинит или потечет ствол из-за большого количества отстрелянных патронов и надо будет не менее умело использовать, скажем, автомат. Как и нынешние резервисты, перед каждой отправкой в зону СВО любой боец проходит двухнедельные подготовительные курсы.
– Неважно, какой опыт, тренировки все равно необходимы. Надо учиться постоянно, – добавил он.
Резервистов волнуют разные вопросы, но один из главных: что выдают и что все-таки лучше взять с собой? Максим и Павел подробно рассказали об этом. По поводу выдаваемого снаряжения Павел Арасланов отметил, что точно обеспечат комплектом бронезащиты, куда входят каска и бронежилет, также дадут зимнюю и летнюю форму.
– Давали одну пару берцев, носки, ремень, один подсумок брезентовый и четыре магазина. Выдают медицинские препараты, жгуты, а также очиститель для воды, чтобы в полевых условиях можно было обеззараживать питье, – рассказал он.
Непосредственно в зоне СВО многое из амуниции, естественно, будут додавать. Например, четырех магазинов для автомата крайне мало, и с таким комплектом в боевых действиях невозможно участвовать. Поэтому нужно будет больше подсумков под магазины.
Бойцы поделились тонкостями, например, для чего нужна сухарная сумка. Оказалось, что каждый использует ее под свои нужды: либо под сброс магазинов при перезарядке, либо для хранения разной мелочи. Среди вещей, которые они принесли, были также противоосколочные очки, коврики, «пятиточечники» (специальные коврики на ремне, чтобы не садиться на траву или голую землю), спальные мешки, тактические перчатки, балаклавы и шарфы-трубы. Поначалу неопытным бойцам, конечно, будет сложно, но со временем они сами поймут, что им действительно надо, а что только мешает в бою.
По поводу витающих нынче в российском обществе мифов о том, что в зоне СВО ничего не выдают и нужно ехать чуть ли не полностью со всем своим обмундированием, Максим ответил коротко: «Вранье». Он сказал, что это происки недругов, на самом деле выдаются и бронежилеты, и каски, и спальники.
– Но для удобства все еще берут какие-то свои вещи. Та же форма изнашивается. Некоторые приобретают на рынках самую дешевую форму, а в ней только сядешь, и она уже вся по швам пошла. Лучше для себя любимого купите что-то хорошее и качественное, пусть будет дорого, но если человек видит себя в дальнейшем в этой профессии, то не надо жалеть средств, – отметил мужчина.
Постоянно в зоне СВО бойцы помогают друг другу, в том числе и вещами. Они меняются, отдают лишнее. Это, по словам мужчин, нормальная армейская жизнь.
– Что брать с собой? Некоторые показывают списки, в которых значатся удлинители и сушилки для обуви. Список на четыре баула. Ничего этого не надо.
Пол-аптеки с собой брать также не нужно, отметили бойцы, когда речь зашла о лекарствах. Участники СВО показали основные препараты. Это кровоостанавливающее средство, в крайнем случае заменить его можно женскими тампонами. Три жгута, обезболивающие средства, минимум два-три стерильных бинта, хотя бы один должен быть эластичным. Также боец показал специальные «согревайки», которые удобно подкладывать в обувь и перчатки.
– Как в зимний, так и в летний период у вас должен быть минимум открытых участков тела, так как ожоги и обморожения случаются чаще всего поэтому, – добавил Павел Арасланов. – Вот сейчас у меня рукава закатаны, и это только здесь, «на гражданке», так хожу.
«Боец возвращается туда, где его ждут»
Из того, что точно пригодится, Максим Перепелицын рекомендовал при наличии средств взять так называемую «разгрузку», где есть подсумки под рацию, для гранат и магазинов, «сухарка». Кроме выдаваемой аптечки надо взять под свои нужды еще две.
– Одна у меня на груди висит, – показал боец. – Вторая сзади. Если получили рану и не можете дотянуться до одной аптечки, то дотянетесь до другой. Если лежите на животе, товарищ, спасая, сразу увидит аптечку. Три жгута надо иметь с собой: в каждой аптечке, и третий где-то в кармане. Ножницы либо скальпель также в аптечке, чтобы можно было быстро что-то разрезать. Каждый берет с собой те анальгетики, которые ему реально помогают.
Женщинам, чьи мужья и сыновья отправляются сейчас в зону проведения СВО, бойцы посоветовали не искать способы связи, так как любой телефон может сыграть плохую роль: если его сигнал засечет противник, то по нему наведут артиллерию, и разговор с родными, увы, может стать последним. Поэтому не нужно «давить» на мужчин, чтобы они где-то прятали средства связи и тайно звонили.
Максим посоветовал также не верить сразу негативной информации:
– Не слушайте каких-то знакомых. Моей жене тоже звонили и говорили, что я пропал без вести. Она переживала до тех пор, пока я лично не позвонил. Самое главное – ждать. Любой боец возвращается туда, где его ждут. Некоторые женщины, пока мужья на передовой, на развод подают. Ладно, подаете на развод, но не надо об этом сразу сообщать супругу. Пускай он на передовой верит, что нужен своей семье, своей жене.
Также они предложили женщинам объединяться в сообщества, чтобы помогать в сборе гуманитарной помощи, оказывать иную поддержку. ↓
Ярослав СЕВРУК
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Советы резервистам"