В октябре 2022 года в Москве пройдет II Всероссийский форум классных руководителей. В этом году аудитория участников расширится: к школьным педагогам присоединятся кураторы групп в колледжах. 64 тысячи педагогов из всех регионов страны подали заявки на участие в форуме. Прошли конкурсные испытания и были приглашены на форум 1300 классных руководителей. Есть среди них и педагоги из Коми – у кого-то за плечами десятки лет классного руководства и множество выпускных классов, кто-то считает свои первые дни в качестве классного руководителя. Но все они уверены: всероссийский форум – это прекрасная площадка для обмена опытом и получения новых знаний.
Педагог специальной коррекционной школы №45 Ухты Татьяна Полякова участвовала и в I Всероссийском форуме классных руководителей – только в онлайн-формате, к которому педагоги уже привыкли за время дистанционного обучения.
Напомним, в соответствии с поручением президента России министерство просвещения страны впервые провело I Всероссийский форум классных руководителей в октябре 2021 года в Москве. Для участия в этом масштабном мероприятии классным руководителям нужно было заполнить анкету-заявку. В ней рассказать о своих нравственных качествах, значимых достижениях, решить проблемные педагогические ситуации, ну и самое главное – снять видеопрезентацию «Почему я должен стать участником Всероссийского форума классных руководителей?».
Было подано более 21 000 анкет-заявок от классных руководителей из 85 регионов, а приняли участие в форуме всего 1000 педагогов. В этом году количество желающих участвовать увеличилось втрое. Татьяна Полякова уверена: многие из тех, кто подал заявку в этом году, в прошлом году так же, как и она, участвовали в мероприятии онлайн. Педагог пояснила, что онлайн-участники могли побывать на всех тематических площадках форума.
– Любой педагог мог участвовать онлайн, главное – вовремя зарегистрироваться. Мне было интересно, форум предоставил возможность пообщаться с коллегами из разных регионов страны, действовала отдельная площадка для классных руководителей классов коррекционных школ, – рассказала Татьяна Полякова.
По воспоминаниям участников I Всероссийского форума классных руководителей, в ходе мероприятия обсуждалось множество вопросов, в том числе особенности инклюзивного образования и роль классного руководителя в инклюзии, роль классного руководителя в становлении коллектива. Были обсуждены вопросы взаимодействия родителей и школы. Два дня форума включали огромное количество круглых столов, дискуссионных площадок, работала ярмарка образовательных возможностей.
Впрочем, не педагогикой единой жил форум классных руководителей. Точнее, оказалось, что внешний вид классного руководителя – тоже составляющая педагогической работы. На одной из площадок спикером выступал историк моды Александр Васильев. Он объяснял, как важен продуманный имидж в работе педагога, дал советы по созданию образа, подходящего для работы со школьниками.
Даже участвуя в мероприятии онлайн, Татьяна Полякова подружилась со многими участниками и после завершения мероприятия продолжила общение с ними в чате. В этом году педагог из Ухты решила попробовать пройти отбор и принять личное участие в форуме. Испытания оказались серьезнее, чем в прошлом году, поскольку к ним добавились задания на тренажере, который находился в личном кабинете каждого участника отбора.
Как пояснили организаторы мероприятия, тренажер, разработанный Академией Минпросвещения России, представляет собой набор ситуаций и вариантов их решений. Каждое решение визуализируется реакцией подростка и сопровождается анализом выбранного способа действий. Всего участнику надо было разобрать девять типичных для классного руководителя/куратора группы СПО ситуаций. Тренажер не только давал оценку действиям «верно-неверно», но и предоставлял обратную связь, позволяя буквально увидеть реакцию ребенка на действия педагога.
Организаторы предупредили, что «списать», узнав правильный вариант действия у коллег, не получится: тренажер выстраивает индивидуальную траекторию в зависимости от выбранных педагогом вариантов действий.
«Просто заходите в тренажер, внимательно читайте задания, анализируйте свой профессиональный и жизненный опыт и отвечайте на вопросы», – призвали организаторы.
Татьяна Полякова отметила, что она является классным руководителем детей с особенностями развития, поэтому и психолого-педагогические задачи в жизни ей приходится решать специфические. В «особом» классе Татьяны Поляковой шесть учеников, занятия сейчас посещают трое, еще трое находятся на индивидуальном обучении. Так что конфликтов в классе нет.
Одна из основных функций классного руководителя класса коррекционной школы – работа с родителями. Конечно, многие родители уже изначально принимают своих непростых детей со всеми их особенностями и стараются сделать все, чтобы вместе с педагогом помочь им в становлении и развитии. Но есть и такие, кто тяжело воспринимает особенности своего ребенка. С ними приходится много работать для того, чтобы они приняли ситуацию. Но всем родителям важно знать, что их особые дети развиваются, участвуют в разных мероприятиях, что они социально активны.
Еще одним важным испытанием стала подготовка видеовизитки, в которой каждый претендент на участие объяснял, почему именно он должен поехать на форум. Татьяна Полякова подошла к выполнению этого задания творчески:
– Я для себя выбрала слово «возможность» и вокруг этого слова построила свою видеовизитку. Форум – это возможность развития, как профессионального, так и личного, возможность общения с коллегами, обмена опытом и знаниями, возможность открытий, возможность показать, что классное руководство, классная жизнь для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта тоже возможна и может быть яркой, полезной, интересной. Поездка на форум – это возможность для родителей моих воспитанников гордиться своим педагогом. Для меня – возможность получить положительные эмоции, которые будут мотивировать на новые достижения. Сейчас, когда я получила приглашение на очное участие, еще больше погрузилась в чаты с классными руководителями. Очень хочется всех увидеть. Мы так тесно общаемся, как будто уже сто лет лично знакомы, хотя ни разу не виделись. Это первое мероприятие в моей жизни всероссийского уровня. Я жду от форума праздника, новых идей, расширения связей, налаживания мосточков между массовыми школами и нашими, коррекционными.
Впервые будет участвовать в мероприятии такого уровня и молодой педагог из поселка Мадмас Усть-Вымского района – учитель русского языка и литературы Инна Малашенко. Ее педагогический стаж – четыре года, два года является классным руководителем. Она уверена, что классный руководитель – это тот человек, который должен вызывать доверие у детей, чтобы они могли рассказать ему обо всех своих проблемах, начиная с неуспеваемости по любому предмету и заканчивая непониманием в семье. К счастью, пока с семейными проблемами своих воспитанников Инне Малашенко сталкиваться не приходилось. Напротив, родители учеников охотно откликаются на просьбы классного руководителя, поддерживают ее инициативы, помогают во всех начинаниях.
Хоть в классе небольшой поселковой школы всего восемь учеников, педагог создала классную группу в одной из соцсетей. Там все участники, в том числе и родители, могут узнать новости классной и школьной жизни. Успехами и проблемами своих детей родители активно интересуются – не пропускают родительские собрания. Если кого-то нет, то только по уважительной причине, потом отсутствовавший обязательно спросит, о чем шла речь, может ли он что-нибудь сделать.
Самым сложным испытанием Инна Малашенко тоже назвала тренажер. Например, непросто было разрешить ситуацию с виртуальной ученицей, у которой возникло непонимание с одноклассниками, в результате у девочки пропало желание учиться и ходить в школу. Хотя в жизни молодой педагог в качестве классного руководителя уже сталкивалась со сложными случаями. Не только педагогического мастерства, но и обычной человеческой чуткости потребовал конфликт между двумя ученицами. Инна Малашенко отметила, что решение любой проблемы начинается с доверительного разговора с ребенком. А вот сформировать это доверие к себе – основная задача педагога. В ходе педагогической работы с девочками выяснилось, что у них обеих есть лидерские задатки, каждая хотела быть лидером в классе. В итоге одну из них назначили старостой класса, вторую – заместителем старосты, и вчерашние соперницы стали вместе работать на общее благо, направив свою энергию на «мирные цели».
– Моя основная просьба к детям – не молчать, если возникают какие-то проблемы. Я помогу в любом случае. Если потребуется, обращусь к администрации школы, привлечем к работе психолога, – объяснила Инна Малашенко.
Молодой педагог отметила, что от всероссийского форума классных руководителей ждет новых идей, общения с единомышленниками.
Учитель математики и информатики сыктывкарской школы №35 Иван Чебыкин в школе работает второй год, а в качестве классного руководителя и вовсе отсчитывает свои первые дни – 1 сентября он познакомился с детьми своего первого пятого класса. Но свой «билет» на форум уже завоевал, пройдя все испытания. Самым сложным тоже назвал тренажер. Зато с подготовкой видеовизитки проблем не возникло: Иван Чебыкин убежден, что участие во всероссийском мероприятии важно для молодых педагогов, у которых много энергии, творческих задумок и желания работать, но где-то может не хватать опыта. А опытом в ходе форума могут поделиться старшие коллеги.↓
Людмила ВЛАСОВА
Фото vk.com/public211536036
Оставьте первый комментарий для "Праздник для классных"