Бодибилдер Александр Маргаридин: «Каждый из нас – фанат своего дела»

Люди стремились к идеалу телесной красоты с античных времен. В современном мире они называют себя бодибилдерами, что в переводе с английского означает строители тела. «Отцом» бодибилдинга считается прусский атлет XIX века Евгений Сандов. В Коми регулярно проводятся соревнования по этому виду спорта, атлеты республики успешно выступают и за пределами одиннадцатого региона. Одним из таких является Александр Маргаридин. Абсолютный чемпион Коми, Кирова и Ярославля, он дважды входил в топ-6 спортсменов Северо-Западного федерального округа в классическом бодибилдинге.

Родился Александр в Екатеринбурге, но столицу Урала совсем не помнит, так как почти сразу семья уехала в Воркуту. Поэтому он по праву считает себя коренным воркутинцем. Северный город закаляет характер, и в случае с героем публикации это не пустые слова. В интервью «Республике» тренер и действующий атлет рассказал о пути в спорте, первых успехах и тех сложностях, с которыми сталкиваются строители тела.

«Сначала хотел просто похудеть»

– Многие атлеты рассказывают, что в детстве были щупленькими и только уже в юношеском возрасте резко стали качаться. У вас похожая история?

– Всегда дружил с физкультурой. Занимался боксом, за школьную команду выступал в соревнованиях по прыжкам в высоту через перекладину. Тем не менее, всегда был склонен к полноте. Наступил момент, когда очень сильно поправился. В 19 лет весил 140 килограммов. Потом понял, что это никуда не годится. Стал ходить в спортзал «Союз». После года занятий твердо решил связать жизнь со спортом. На второй год уже выступал на своих первых соревнованиях – на закрытом Кубке Воркуты. Это было в 2014-м.

– Вы начинали работать сразу с тренером?

– Меня тренировал Владимир Александрович Тихомиров, но в том, что касается именно бодибилдинга, поначалу приходилось все постигать самому. Ходил в качалку, по возможности черпал информацию из интернета, естественно, набивал шишки из-за неопытности. Информацию по бодибилдингу, например, в плане подводки к соревнованиям найти тяжело. Там есть много нюансов, которые надо проверять на себе.

 – Придя в зал, вы ведь не внезапно решили стать бодибилдером? Как это происходило?

– Чем больше занимался, тем больше узнавал, и так понял, что это мое. Простое желание похудеть вылилось в то занятие, которое затянуло с головой. Конечно, подчас не знал, как подступиться к тому или иному снаряду, не знал многих упражнений. Поначалу ноги вообще не качал, качал только грудь. Плечи не любил качать, а руки, наоборот, любил. То есть, было много ошибок, которые сейчас, имея опыт, я бы не допустил. Вспоминать смешно, но все с опытом приходит.

– Как к первым соревнованиям вы подходили?

– Конечно, стеснялся и боялся. Это же сцена, надо выйти в плавках. Учитывая, что когда я был полный, были определенные комплексы. Меня надо было расшевеливать, это уже потом втянулся, начал получать от выступлений удовольствие. Побывав на сцене, понял, что хочу подняться на нее снова. Тогда городские соревнования были для меня способом доказать, что смогу перенести «сушку» (важная часть подводки к стартам, когда спортсмены стараются максимально уменьшить жир в организме, чтобы продемонстрировать максимально рельефные мышцы, – авт.). Информации не было, приходилось доходить до всего своим умом. Много ошибок, конечно, наделал, но в дальнейшем на эти грабли уже не наступал. Одна из ошибок – полное «срезание» из рациона углеводов при подготовке к первым состязаниям. Живя на «безуглеводке», есть боялся даже овощи, опасался – вдруг где-то отложится жир. Ходил как зомби, потому что сил просто не было. Я тогда работал охранником, и не было сил даже открыть дверь у машины, когда на сутки заступал на смену.

Потом в 2015-м был чемпионат Коми и Кубок города Воркуты. В следующем году у меня появился тренер – Анатолий Смирнов из Санкт-Петербурга. Тогда я был еще легковесом, выступал в классическом бодибилдинге (в отличие от обычного, в классическом спортсмены делятся больше по росту, нежели по весу, – авт.). Впервые тогда выступил на Кубке Санкт-Петербурга, по сути, эти соревнования можно назвать чемпионатом СЗФО, потому что там выступают сильнейшие атлеты со всего Северо-Запада. Попал в топ-6 в классическом бодибилдинге. Занял шестое место. Питерский уровень «классиков» очень серьезный. Для меня стало шоком, что «какой-то мальчик из деревни» приехал и сразу показал результат. В том же 2016-м стал я вице-чемпионом Коми в своей весовой категории. Соревнования проходили в Сыктывкаре. Это была моя первая значимая победа. Она помогла мне утвердиться в мысли, что надо продолжать этим заниматься.

В 2017-м я не выступал. В 2018-м – мой первый чемпионат России в «классике». Выступил  успешно, несмотря на серьезный уровень конкуренции. Сейчас все те ребята, с которыми там соревновался, допустим, Сергей Таранухо, уже давно имеют карты PRO (это значит, что спортсмен уже перерос любительский уровень и имеет возможность выступать на соревнованиях более высокого уровня, – авт.). Они просто настоящие пахари. В том же году я стал чемпионом Коми в своей весовой категории – до 90 кг и начал работать с нынешним тренером Алексеем Захаровым, который является руководителем федерации бодибилдинга Коми. Это мой друг и наставник. В прошлом году в Кирове я стал вторым в абсолютном зачете и впервые абсолютным чемпионом республики, также принял участие в чемпионате России. Вес у меня уже был другой – 85 кг. В нынешнем сезоне набрал отличную форму, выступал в категории свыше 90 кг. Алексей Эмирович Захаров знает все мои сильные и слабые стороны, совместно готовились. Когда я стал набирать массу, он рассмотрел мой потенциал и указал на то, что по конституции я – тяжеловес и у организма есть еще ресурсы к росту. По типу телосложения я мезоэндоморф. Это средний тип телосложения со склонностью к полноте, то есть, могу набрать колоссальное количество мышечной массы. Опять же стал абсолютным чемпионом Коми, весной абсолютным чемпионом Кирова и абсолютным чемпионом Ярославля. На чемпионат страны мы не поехали, потому что занимался переездом в Сыктывкар. Теперь уже в столице Коми основательно готовлюсь и выступлю в следующем году. Пиком сезона для меня обычно становится весенний чемпионат страны.

– Как часто проходит чемпионат страны?

– Он проходит весной и осенью, но я выступаю весной. Минувшей весной чемпионат проходил в Челябинске, туда мы не поехали. Весной следующего года пройдет в Санкт-Петербурге. Сейчас у меня массанабор («массой» в бодибилдинге называют мышечный объем, в период межсезонья атлеты продолжают регулярно тренироваться, поддерживая и увеличивая необходимые объемы, – авт.). В январе начнется «сушка». Основательно подготовка к чемпионату России начнется непосредственно весной.

«Одного желания мало, надо много работать»

– Кто сейчас топовые атлеты в вашей весовой категории? На кого равняетесь?

– Топов много, но я такой человек, что тянусь не к ним, а хочу быть отдельной личностью. У меня есть кумиры, и это мои друзья, старшие товарищи в спорте. Например, это Александр Павлов из Печоры, абсолютный чемпион республики. Также это мой тренер Алексей Эмирович Захаров. У меня есть примеры, смотрю на них, вдохновляюсь, они мне помогают развиваться.

– А из мировых топов есть любимые атлеты?

– Многие назвали бы Арнольда Шварценеггера. Да, он задал моду. Но один из моих любимых спортсменов – Дориан Йейтс (английский культурист, шестикратный победитель конкурса «Мистер Олимпия»). Он задал стандарты здоровой массы: эстетичный, мощный и «сухой». Таких спортсменов, как он, я больше не видел.

– В мире самые престижные соревнования – это «Мистер Олимпия». Есть мечта на них выступить?

– «Олимпия» есть среди любителей и среди профи. Конечно, как и у любого спортсмена, у меня есть мечта, но я реалист и понимаю, что для начала надо выбраться хотя бы из любителей. Я еще любитель, и чтобы дойти до «Олимпии», надо сначала взять про-карту. Чтобы ее взять, надо стать абсолютным чемпионом мира в любителях, или абсолютным чемпионом Европы. Это не каждому дано и это непросто. Сейчас надо занять достойное место на чемпионате России и всегда помнить о том, что таких, как я, много. Одного желания мало, надо много работать.

– До какого возраста можно выступать на хорошем уровне в бодибилдинге?

– Это возрастной спорт. Можно выступать хоть до 60-70 лет. За примером далеко ходить не надо: вот Дмитрий Яшанькин, ему 70, и он до сих пор выступает. Многократный чемпион России. Были бы здоровье и мотивация.

– «Сушка» – одно из самых сложных испытаний, в том числе и психологически это тяжело выдержать. Как вы с этим справляетесь?

– Это тяжелый этап для спортсмена. Надо много заниматься и при этом держать диету, соблюдать режим. Это постоянная слабость. Нужно через это пройти, и немаловажную роль тут играет сила воли. Сильно падает мотивация и настроение на «сушке». В свое время Александр Павлов сказал мне: «Ты же сам это выбрал, тебя никто не заставляет, можешь бросить в любой момент». Причем в нашем спорте ведь вообще 70 процентов решающего фактора – это питание, и только 30 – тренировки. Это не значит, что не надо выкладываться на тренировках, но контролировать питание нужно постоянно. Многие думают, что самое тяжелое – это поход в зал. Но на самом деле самое тяжелое – поход на кухню и правильное питание.

– А были мысли все бросить?

– Надо найти внутреннюю мотивацию. Это как заставить человека спортом заниматься. Вот пришел к тренеру и хочешь что-то изменить, а через две тренировки понимаешь, что не можешь отказаться от своего привычного образа жизни. Пока сам человек не захочет что-то в себе поменять, его не заставишь. То же самое и когда готовишься: ты хочешь выступить и каждый раз подкрепляешь себя этим желанием и жаждой победить.

– Можете сказать, что вы – фанат своего дела?

– Да. Если бы не был фанатом, то все бы уже бросил. Если бы до такой степени не любил этот спорт, наверное, на каком-то этапе уже бы остановился. Все мы фанаты, кто занимается и грезит выступлениями.

«Бодибилдинг – это образ жизни»

– Вы ведь еще занимаетесь тренерской работой. Бывает, что вы видите по клиенту, что у него глаза не горят, он сам себя заставляет, и приходится сказать: «Если нет желания, то лучше не мучайтесь»?

– Нет. Все равно стараешься человека замотивировать. Сегодня у него могут не гореть глаза, а потом – бах! – замотивировал, и дело пошло. Все же мы разные, и кому-то требуется больше времени. Потом он сам же скажет спасибо. Бывают разные обстоятельства. Кто-то приходит, чтобы пар выпустить, он весь день в офисе, и ему надо получить эту эмоциональную разрядку. Не всем обязательно надо именно выступать и соревноваться, а вот в качестве ЗОЖ регулярно три раза в неделю ходить в спортзал для человека многое значит. Он выплескивает негативные эмоции.

– Между ЗОЖ и бодибилдингом можно поставить знак равенства?

– На любительском уровне бодибилдинг как таковой – это ЗОЖ, но на уровне выступлений, скажем так, не каждому это дано. Тут мы возвращаемся и к разговору о «сушке», и психологическим факторам, и физическим перегрузкам организма. Профессиональный спорт – это работа на пределе человеческих возможностей.

– А как быстро можно увидеть перспективу стать бодибилдером в человеке, который, допустим, приходит на персональную тренировку?

– Надо, чтобы человек позанимался определенное время. По мне вот тоже никто не говорил, что буду выступать, да и я сам не знал. Необходимо выступать и заниматься хотя бы выше любительского уровня, чтобы понять, твое это или нет. Это спорт, мясу надо время, чтобы нарасти.

– В Коми не так много действительно известных бодибилдеров. Почему?

– На самом деле есть восходящие звезды. Владимир Кольцов – молодой, но уже титулованный спортсмен, выступает среди профессионалов. Не то что в республике, а вообще в России так: мало именно тех, кто профессионально занимается, кто этим живет. Есть те, кто хочет этим заниматься, и им неважно, сколько денег на это тратить, а есть, кто выступил и понял, что не сложилось. Опять же семья, дети, а занятия бодибилдингом требуют колоссальных затрат. Мало того, что ты должен в себя много вкладывать, ты должен еще быть максимально собран и дисциплинирован. Не каждый способен на такие жертвы. Несмотря на расхожее мнение о недалекости качков, надо во многих вещах разбираться, начиная от диетологии и заканчивая подбором определенных упражнений. Бодибилдинг – это в большей степени образ жизни, чем спорт. Ты не просто выступил и забыл, а надо этим именно жить.

– У бодибилдеров специализированное питание. В среднем в месяц какая сумма уходит на питание?

– Никогда не считал. Для меня это часть жизни, я ничем, кроме этого не занимаюсь, и других трат у меня нет. Есть же увлеченные люди, которые не считают, сколько они тратят на свое хобби. В моем случае то же самое. Но тем, кто хочет входить в этот спорт, надо понимать, что это недешево.

– Есть ли какие-то спонсоры в том, что касается того же питания, или все затраты полностью на вас?

– Есть помощь и поддержка от тренера и федерации. Но, конечно, основные траты на мне. У нас вид спорта не олимпийский, поэтому нет смысла ждать какой-то громадной поддержки от государства.

– А предлагают ли рекламировать спортивное питание?

– Даже на Западе сейчас такое спонсорство тяжело получить. После развития интернета, тех же соцсетей, каждый второй хочет стать супер фитнес-блогером. Выбор у производителей богатый, они не бегают за каждым топовым спортсменом с предложением дать денег, чтобы он их рекламировал. Максимум, могут дать на небольшую сумму спортпита, и все, а чтобы был какой-то многотысячный контракт – такого нет. Этим спортом занимается очень много людей. Производителям интересно даже не то, какой ты спортсмен, а то, как ты будешь продавать их продукт. Им важна больше твоя медийность, чем спортивный статус.

– У вас не лежит душа развиваться в блогерстве, или для этого нужно сначала выйти на более высокий уровень?

– Да, у меня еще не тот уровень, не те возможности, ведь имя играет большую роль. Да и раскручиваться в интернете сейчас стало гораздо сложнее.

 «Победителя видно сразу»

– О чем думаете, когда подходите к сцене, выходите на нее?

– Мысль одна: победить. Настроен на победу, а там уже как решат судьи.

– А распространено ли предвзятое судейство в этом виде спорта?

– Нету никакой предвзятости. Ты либо в форме, либо нет. Победителя чаще всего сразу видно. Все объективно. Судьи видят косяки, в том же позировании. Нюансов много, помимо того, в какой ты форме.

– Позирование надо как-то тренировать?

– Да, причем желательно постоянно тренировать этот компонент. После тренировки надо мышцы прожимать, они от этого глубже становятся, и на сцене это свою роль сыграет.

– Какой у вас график тренировок?

– Сейчас у меня межсезонье и пять силовых тренировок в неделю, плюс два-три кардио по 15 минут. В эти кардио включается даже просто ходьба, по сути, это наша обычная активность. На каждой тренировке работаю над определенной мышечной группой. В период сезона вообще нет выходных, добавляется много кардио активности – порядка 60-70 минут в день. Это уже эллипсоид, беговая дорожка и велотренажер, а также силовые упражнения. Всего порядка 10-11 тренировок в неделю, если считать с кардио.

– Важно же еще соблюдать баланс при тренировках, чтобы не было перетренированности той или иной группы мышц.

– У каждого человека есть доминирующая группа мышц, и важно, чтобы не было диспропорции. Эстетика, гармоничность телосложения – все это при оценке судей играет не последнюю роль. Тут важен тренерский контроль. Спасибо Алексею Эмировичу, он оценивает, где есть отставание, ставит задачу. В данный момент мне надо работать над плечевым поясом. У меня ноги – доминирующая мышечная группа, и мне надо вытягивать верх.

– Если говорить о рационе питания, то вам ведь надо много белка употреблять. Сколько цыплят вы съедаете за вечер?

– В межсезонье употребляю два грамма белка на килограмм веса тела, на «сушке» белок увеличивается, потому что количество углеводов сокращается, и можно употреблять три – три с половиной грамма белка на килограмм. В цыплятах не считал, хотя раньше в журнальных статьях о зарубежных спортсменах писали, что кто-то съедает тонну грудок. Мне кажется, что те же американцы любят все приукрашивать и преувеличивать.

– Много ли белка идет за счет добавок?

– Конечно, это протеиновые коктейли. Это удобно. Калории и БЖУ (белки, жиры и углеводы) я считаю. Раньше вел в тетрадке дневник, сейчас все намного проще: есть специальная программа на телефоне.

– Тем, кто называет вас «химиками», что можете сказать?

– Этим людям надо узнать, как расшифровывает слово протеин. Это же тот же белок. А если им сказать, как расшифровываются углеводы – карбогидрат, то они подумают, что я ем что-то из разряда ядерного топлива. Все то же самое они потребляют каждый день. Сейчас вообще люди больше потребляют пищевого мусора и не все умеют и хотят считать калории.

– В целом отношение к бодибилдерам изменилось?

– Фитнес-индустрия набирает обороты с каждым годом, люди стремятся к правильному питанию. Меньше стало тех, кто думает, что протеин – это химия. Но, конечно, такие все равно еще есть. Должно пройти больше времени, потому что в России бодибилдинг, сколько бы им не занимались, еще не на таком уровне, как за рубежом. Для нас еще многие нюансы этого вида спорта скрыты под семью печатями. В США фитнес-индустрия развита очень сильно, но в такой же степени развиты и сети быстрого питания, и там у людей сейчас повальное ожирение. ↓

Беседовал Ярослав СЕВРУК

Фото автора и из личного архива Александра Маргаридина

Оставьте первый комментарий для "Бодибилдер Александр Маргаридин: «Каждый из нас – фанат своего дела»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.