Анастасия Вологжанина: «Люблю соединять классику с этникой»

В сыктывкарском Центре коми культуры открыта выставка картин уроженки села Руч Усть-Куломского района Анастасии Вологжаниной. Персональная выставка называется «Мöд сикас Настя» (в переводе с коми означает «Другая Настя»). Наполненные любовью к родному краю работы молодой художницы можно увидеть до 4 августа (вход свободный). В интервью «Республике» Анастасия Вологжанина рассказала о том, как, живя в глубинке, с малых лет любила рисовать природу и животных, и красота земли Коми стала лейтмотивом ее творчества.

– Как вы увлеклись рисованием?

– Рисую с детского сада. Видимо, какое-то зернышко таланта сидело во мне с ранних лет. Родилась в селе Руч, но большую часть той детской жизни провела в деревне Малый Аныб, потому что родители открыли там фермерское хозяйство. Мы были там единственной семьей, и до сих пор в деревне почти никто не живет, кроме нас. С детства люблю рисовать животных, нашу северную природу: на моих картинах коровы, лошади, кролики, птицы разные. То, что видела, пыталась изображать. Особо тогда меня никто не учил. В садике обычно выдают рисунки при выпуске, и у некоторых была совсем маленькая папочка, а у меня – трехтомник рисунков.

Какие-то мечты тоже изображала. Помню, мечтала попасть в Москву и постоянно рисовала Красную площадь. В итоге поступила в московский вуз, жила там какой-то период, так что, можно сказать, мечта воплотилась в жизнь. Но фундаментом, конечно, стало для меня художественное отделение гимназии искусств при главе Коми. Там много замечательных преподавателей. Это Вера Николаевна Езовских, Тамара Сергеевна Шалчювене, Ирина Вадимовна Федосова, многие другие. Преподаватели помогали раскрывать таланты деревенским ребятам, относились к ним очень бережно. Они все большие молодцы, вкладывали всю душу в нас.

В те годы – девяностые и начало нулевых – в гимназии в основном учились деревенские дети, сейчас много и городских. По совету одного из преподавателей после девятого класса мы вместе с подругой поступили в Ярославское художественное училище. Я успешно его окончила. После этого заочно училась в Московском институте текстильной и легкой промышленности на отделении дизайна кожи и меха.

– В ваших картинах впечатляет то, как вы соединяете мир людей и животных, например, у вас есть работа, где женщина изображена в венке из рыб. Как рождаются такие картины?

– Мои деревенские корни, видимо, и рождают такие сюжеты. Это немножко этническое направление. Да, много животных изображаю, много разных рыб, ведь как в деревне без реки и рыбы? Эти образы и пытаюсь перенести на холсты, соединить классическую живопись с этническими образами.

– В Москве вы получили специализацию и теперь можете создавать изделия из кожи и меха?

– Да, аксессуары. Хотела этим заниматься, ведь у нас в районе много охотников. Думала открыть мастерскую, но пока с этим жизнь не связываю. Есть знания, могу обработать мех, покрасить и так далее. В любом случае высшее образование было необходимо. Я поступила на заочное отделение, потому что после училища уже работала художником по росписи в керамической мастерской в Ярославле.

– Изготовление сумок из кожи – прибыльное дело?

– Да, но и весьма трудоемкое. Я сейчас пишу картины, занимаюсь росписью, плюс у меня сувенирная продукция с севером связана. Еще в одном направлении просто не в силах работать. В дальнейшем все-таки надеюсь, что начну делать что-то из кожи и меха.

– Вы имеете возможность творчеством себя обеспечивать?

– Училась на художника и занимаюсь этим, мне это приносит доход, и менять ничего не собираюсь. Картины продаются, сувенирная продукция тоже. Также занимаюсь иллюстрацией книг и журналов.

– Это радует, потому что ведь многие, выучившись на художников, потом идут работать менеджерами.

– Так и есть. Многие из тех, с кем я училась, дальше не связали профессиональную деятельность с творчеством, причем это сильные художники. Во время учебы я была середнячком, а рядом были круглые отличники, мастера. Но в итоге живописью они сейчас вообще не занимаются. Это удивляет. Чтобы связать всю жизнь с этим, должно срастись, видимо, еще что-то. Факторов, которые могут на это повлиять, много. Из-за семьи, например, у женщин может не хватать времени на творчество. Или, может, не умеют себя продвигать, не выставляются. У меня тоже был четырехлетний период, когда я не писала. Сейчас об этом жалею. Если цель есть, то надо идти к ней, добиваться.

– Вы еще делаете сувениры, но все же что для вас главное?

– Картины, а также роспись по дереву и керамике – тоже своего рода маленькие картины.

– Как вы работаете над созданием картин? Например, Антонис ван Дейк тратил на одного заказчика ровно час.

– Ну вот зимой мне сказали, что хотят организовать выставку работ. Я сразу подумала, что уже несколько раз до этого выставляла в столице Коми картины и, значит, нужно написать новые. Представила зал Центра коми культуры, там как минимум можно выставить 25 картин. Вот примерно над таким количеством работала, определилась с тематикой и двигалась в этом направлении.

– Работа зависит у вас от вдохновения или есть некий строгий график, которому вы следуете?

– Работаю больше по вдохновению. Допустим, на неделю раскладываю холсты и краски, погружаюсь в творчество. Все задуманное реализую и затем некоторое время отдыхаю или занимаюсь чем-то другим, той же сувенирной продукцией. Потом опять возникают идеи, и снова неделю пишу картины.

– На выставке много ваших работ посвящено Ульяновскому монастырю, который является одной из главных достопримечательностей Усть-Куломского района. Это действительно сильное место, оставляющее всегда след в душе. Что для вас Троице-Стефано-Ульяновский монастырь?

– Во-первых, с монастырем мы дружим по хозяйственной линии: у нас ферма, у них тоже хозяйство. Мы верующие, и к нам на службу в церковь в Руч приезжает игумен монастыря Савва. Отец Савва благословил меня и попросил написать картины с монастырем. Он сказал, что иногда приезжают люди и что-то дарят, а ему в ответ их нечем отблагодарить. Поэтому заказал мне картины. После выставки я их отвезу туда. У меня в планах написание еще целой серии картин с видами монастыря. Ульяновский монастырь – это место силы и вдохновения.

– Вы работаете по памяти или пишете с натуры, а на месте делаете только наброски?

– В идеале нужно писать с натуры, но это не всегда получается. Поэтому монастырь я писала по фотографиям. Животных чаще всего по памяти, натюрморты – с натуры.

– У вас большой спектр жанров, например, есть работы даже в стиле абстракции.

– Мне даже подруга-художница говорила, что я как-то распыляюсь, что нет одного направления: и этнофутуризм, и городские пейзажи, и натюрморты. Не знаю, с чем это связано. Но вот если взять Леонардо да Винчи, то он же и летательные аппараты проектировал, и анатомией занимался, и ему это не мешало.

– Можно ли сказать, что вы еще себя ищете, ищете свой жанр?

– Может быть, но пока мне это нравится, мне нравится разнопланово работать. Может, спустя какое-то время остановлюсь на определенной технике либо буду работать только в двух направлениях: классическом и этнофутуристическом.

– Почему у вас совсем нет портретов?

– Портреты не люблю. Это еще со времени училища. Писать их умею, это основа для художника – рисовать человека, но почему-то мне это не нравится.

– Кто из великих художников вас вдохновляет? Может, есть в Москве какие-то любимые места, например, Третьяковская галерея? Когда приезжаете в Москву, куда первым делом идете?

– Люблю ходить по художественным салонам, где выставляются современные художники. В Третьяковке или в Русском музее я была уже много раз. Мне интересны больше те, кто сейчас пишет: что они пишут, в какой технике, какие города представляют. Обычно в любом городе в первую очередь я иду в Союз художников, при нем есть галерея. Захожу, смотрю. Так составляю представление для себя о художниках города. Если говорить о классиках, то мне нравится чешский художник Альфонс Муха, русские художники, такие как Исаак Левитан, Константин Коровин. У каждого из них своя неповторимая техника. Классика – это основа всего, тот уровень, к которому надо стремиться, потому что это наивысшая школа мастерства.

– Судя по тому, что у вас много зимних видов монастыря, зимние красоты вас больше вдохновляют?

– Да, зиму мне больше нравится писать, потому что ее можно написать более сложно: передать цветовое сочетание снега и неба. Каждые два часа зима разная, цвет меняется постоянно. Летом меньше этих нюансов.

– Что для вас рисование?

– Это способ выразить себя, свои мысли, реализовать свои замыслы. Творчество – это часть меня. ↓

Ярослав СЕВРУК

Фото автора и из личного архива Анастасии Вологжаниной

Оставьте первый комментарий для "Анастасия Вологжанина: «Люблю соединять классику с этникой»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.