Издание к юбилею Коми пединститута

Весь текущий год для старейшего вуза республики – Коми государственного пединститута – юбилейный. В феврале флагману педагогического образования региона исполнилось 90 лет. Правда, самостоятельным юрлицом КГПИ перестал быть с 2014 года, когда произошло его объединение с Сыктывкарским университетом, но памятную дату все равно торжественно отметили.

Ветераны КГПИ собрались в бывшем главном корпусе вуза на презентацию книги «Коми пединститут: время инновационного развития. 1973-2014. Сборник материалов и воспоминаний».

Открывая встречу, бывший ректор КГПИ, главный редактор сборника Валерьян Исаков напомнил, что вузу посвящено 28 изданий. Три года назад в этой же аудитории презентовали «Летопись Коми пединститута», и вот теперь в свет вышла новая книга.

– Все книги появились благодаря активному и бескорыстному труду многих наших преподавателей и сотрудников, а также открытому в 1992 году музею истории пединститута, – подчеркнул Валерьян Исаков. – Среди этих книг особо важную роль играют фундаментальные сборники документов и материалов. Создатель музея, историк Леонид Александрович Жданов хотел, чтобы все нужные материалы для будущих исследователей истории института были открыты и доступны. И, кроме того, всегда в таких книгах присутствовали воспоминания преподавателей, сотрудников и студентов.

Прежними изданиями были охвачены довоенные, военные и послевоенные годы вплоть до 1972-го, а далее остался пробел протяженностью в 40 лет – с 1973 по 2014 год. Поэтому такую книгу надо было написать.

– К сожалению, в 2015 году уже не было в живых Леонида Жданова, и мы приуныли, но инициативу взяла в свои руки Зоя Яковлевна Немшилова, соратница Леонида Александровича, сама автор нескольких сборников воспоминаний. Она собрала в музее истории пединститута представителей факультетов, и мы приняли решение – к 90-летнему юбилею вуза эту книгу все-таки написать, – рассказал Валерьян Исаков.

Группа энтузиастов взялась за обработку огромного объема информации и к лету прошлого года сумела подготовить книгу к изданию. Были перелопачены фонды Национального архива Республики Коми, архива и музея истории КГПИ, почти две сотни книг приказов, различные отчеты и протоколы, совещания ученых советов. Были изучены опубликованные в различных российских и коми республиканских журналах материалы, статьи в научных сборниках и в периодической печати, в частности в газете «Институтский вестник».

Проанализированы различные российские и республиканские программы развития образования, положения и инструктивные письма. К работе привлекли наиболее активных и компетентных коллег, которые написали авторские статьи-воспоминания. Вместить все было невозможно, поэтому информацию отбирали жестко. Предпочтение отдавалось только тем материалам, благодаря которым можно узнать что-то новое о пединституте, людям, которые сделали что-то конкретное для развития вуза. Всю эту работу проделали ветераны КГПИ Зоя Немшилова, Ольга Бондаренко, Нина Захарова, Татьяна Королева, Вячеслав Попов, а главным редактором издания стал Валерьян Исаков.

Книга состоит из двух частей – история в документах и материалах и приложение. Историческая часть написана в хронологическом порядке с января 1973 года до января 2014 года.

При первой верстке объем будущей книги составил 776 страниц. Но когда книга была полностью готова к печати, обнаружилось, что составители сборника не учли закон о персональных данных. Пришлось все возвращать и в течение нескольких месяцев переделывать. Полные имена-отчества заменили инициалами, убрали звания, ученые степени и названия должностей.

– Поэтому свой карьерный рост в книге вы не найдете – были старшим преподавателем или ассистентом, а в конце книги – уже доктор, профессор, доцент, – предупредил на презентации главный редактор сборника. – В именном указателе было почти две тысячи фамилий, но в изданном варианте этого вы уже не увидите. Фамилии все остались, но указателя нет.

Описанный в сборнике сорокалетний период в свою очередь подразделяется на несколько этапов. Каждый из них кратко обрисовал Валерьян Исаков.

1972-1985 годы – время, когда Коми пединститутом руководил Василий Ахмеев. В 1972 году открылся Сыктывкарский университет, и после передачи ряда учебных специальностей и перехода в СГУ многих преподавателей КГПИ достаточно много потерял и в научном потенциале, и в контингенте студентов. Но постепенно за счет открытия новых специальностей, развития аспирантуры, увеличения доли остепененных преподавателей восстановился.

Второй раздел книги – «Институт в условиях модернизации образовательной системы новой России» – посвящен очень интересной поре, когда страна переходила на новые общественные и производственные отношения. Пединститут тогда тоже возглавлял Василий Ахмеев.

– Почему именно такая разбивка? Можно было взять эпоху Ахмеева и все рассказать в одном разделе, – продолжил Валерьян Исаков. – Дело в том, что в 1985-1986 годах началась эпоха министра среднего и специального образования страны Геннадия Ягодина, инициировавшего кардинальные реформы. Тогда проходила демократизация образования, вводились выборность ректоров, студенческое самоуправление, вариативное непрерывное образование. Школа изменилась, надо было готовить учителей другого типа. Практиковался целевой прием в вузы. Все эти моменты отражены в документах, включенных в сборник.

Любой педагогический вуз по своей сути должен быть инновационным, оценивать потребности школы и готовить учителей, отвечающих требованиям времени. Одной из важнейших характеристик инновационного вуза было именно наличие учебных и научно-производственных комплексов. И в 1990 году пединститут стал центром такого комплекса и вошел в пятерку лучших педагогических вузов России, напомнил выступающий.

Третий раздел посвящен подготовке кадров, отвечающих требованиям нового времени. Это период ректорства Валерьяна Исакова и Михаила Китайгородского. В вузе в этот период стали искать и находить дополнительные финансы, чтобы с их помощью проводить ремонт зданий, совершенствовать информационно-коммуникационную инфраструктуру, покупать современные компьютеры, учебно-лабораторное оборудование и так далее. Уже в то время, что сейчас не диво, во всех учебных корпусах и общежитиях действовали внутривузовская компьютерная сеть с доступом в интернет, мультимедийные аудитории и интерактивные доски, система спутникового телевидения. Было около 20 научно-исследовательских аудиторий, эффективная система студенческого самоуправления, собственная издательская база, издавались два научных журнала.

– В том, что вуз вполне отвечал требованиям времени и воспитывал у преподавателей и студентов инновационное сознание, инновационный стиль мышления, я убедился после того, как мы объединились с университетом. Наш вуз в этом плане не хуже кого бы то ни было, – подчеркнул Валерьян Исаков. – И основные направления деятельности университета сейчас возглавляют выходцы из пединститута.

Следующий раздел посвящен дискуссиям по поводу создания университетских комплексов, а завершают первую часть сборника воспоминания преподавателей и студентов, которые признаются в любви к своей альма-матер.

Последний ректор КГПИ Михаил Китайгородский, поздравляя коллег с юбилейным изданием, подчеркнул:

– Издание завершает написание истории Коми пединститута, но не завершает историю высшего педагогического образования нашей республики. Мы готовим и будем готовить учителей для республики, всегда учитываем изменения в школе. ↓

Галина ВЛАДИС

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Издание к юбилею Коми пединститута"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.