Всегда готовы: пионерской организации исполнилось сто лет

19 мая исполнилось сто лет со дня образования Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ленина. К этой дате в Сыктывкаре в доме-музее Ивана Морозова открылась «пионерская» выставка «Тимур, Артек и красный галстук». Ее экспонаты рассказывают о самой массовой организации детей и подростков в СССР, которая на протяжении нескольких десятилетий играла одну из главных ролей в идейном воспитании школьников.

Встреча с прошлым

Создатели выставки решили отойти от политической идеологии и обратились к ассоциациям.

– Что первое приходит на ум, когда вы слышите слово «Артек»? А имя Тимур? Познакомиться с большой и дружной страной «Пионерией», где «жили» миллионы советских мальчишек и девчонок, можно, побывав на «чердаке» отважного Тимура и в шумной школьной пионерской комнате, – рассказала «Республике» заведующая домом-музеем Ивана Морозова Инна Мамонтова. – Посетители музея научатся завязывать красный галстук, исполнять барабанные марши и различать сигналы пионерского горна. Пионерские атрибуты: барабан, горн, форма и значки – на некоторое время вернут советских школьников в их беззаботное детство.

На выставке в фотографиях, документах и плакатах отразились все стороны пионерского времени – его история, дела и заботы, праздники и ритуалы. О чем мечтали юные школьники и как проводили свои летние каникулы, расскажут воспоминания и дневники туристических походов. Есть на выставке даже палатка-памирка и туристическое снаряжение. Люди среднего и старшего возраста успели побывать в рядах пионерской организации и с гордостью носили на груди красный галстук – частичку боевого красного знамени – символ единения партии, комсомола и пионерии.

Первые отряды

Первый пионерский отряд в Усть-Сысольске был создан 4 августа 1923 года. В его рядах было 34 мальчика и 18 девочек. К 1925 году в Коми автономной области насчитывалось уже 49 отрядов, состоявших из 1830 пионеров и 85 октябрят. Они занимались общественно полезными делами: читали неграмотным землякам вслух газеты «Коми сикт», «Ордым», учились выращивать и хранить овощи, ухаживали за домашней птицей, сажали деревья вокруг школ, клубов и своих домов, выявляли условия быта батрачек и нянек, обучали их грамоте, организовывали вечера и собирали средства для помощи зарубежным ровесникам.

Журналисту «Республики» несколько лет назад довелось пообщаться с одной из первых пионерок в Коми крае. Клавдию Макарову в пионеры приняли еще при жизни Ленина, в комсомол – в годы первых пятилеток. Несколько лет назад долгожительница умерла.

Родилась она в 1915 году в семье рабочего Сереговского соляного завода. Еще до ее рождения отец ушел на фронт Первой мировой. Вернулся уже после революции – в 1919 году. Мать тоже работала на соляном заводе. Жили в бедности. В пионеры Клавдия вступила в 1923 году.

– Помню, как в Серегово был траур после смерти Ленина, – рассказывала «Республике» долгожительница. – Люди переживали это как личное горе. Прошел митинг, все село было в черном. На пионеров часто нападали хулиганы, били, срывали галстуки, ловили после сборов. В селах создавались колхозы, и нам приходилось агитировать жителей. Кулаки пытались запугать активистов. Так, семилетнего сына председателя Оквадского сельсовета Марии Поповой в октябре 1932 года кулаки утопили в реке. В саму Попову стреляли. Пускали «красного петуха». В Серегово так сгорели две школы, часть сользавода, склады. Я была активной – меня выбирали звеньевой, пионервожатой, членом редколлегии стенгазеты, еще участвовала в художественной самодеятельности и руководила струнным оркестром. В конце 1926 года наши пионеры открыли в отобранном у местного священника доме свой клуб. На месте икон повесили портрет Ленина, вместо «Отче наш» звучали пионерские песни. В 1929 году я окончила школу в Серегово. В 23 километрах от нашего села находилась Усть-Вымская школа II ступени с педагогическим уклоном. Туда и поступила. Каждую субботу отправлялась пешком домой за продуктами, а в понедельник возвращалась. Вместе со мной в этой школе учился ставший затем председателем президиума Верховного Совета Коми АССР Зосима Панев.

До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя.

Активным пионером был и Герой Советского Союза Николай Оплеснин, который всего на год старше Клавдии Макаровой. В школе он был отличником, оформлял стенгазеты. Одноклассники, в частности, вспомнили газету, призывавшую школьников помогать на лесозаготовках. Сам Коля первым записался в помощники. Николай занимался живописью у художника Валентина Полякова, поэтому отлично чертил и рисовал. Поляков, которого дети называли Валенвик (сокращение от Валентин Викторович), в начале 1930-х годов был худруком пионерских агитбригад затейников. Одним из самых активных был Коля Оплеснин. Ребята гордо маршировали по улицам города, исполняли частушки, ставили пьесы на местные темы, выпускали живую газету «Комсогудок». В 1931 году о затейниках из Сыктывкара узнала вся страна. Журнал «Пионер» напечатал статью о 60-километровом походе в январские морозы через Выльгорт, холодное зимовье Морово, Пажгу до Нювчимского чугунолитейного завода.

Как-то затейники пешком ходили в Зеленец, показывали там перед Пасхой антирелигиозную пьесу. Николай Оплеснин исполнил роль римского папы Пия XI, который по сюжету агитпьесы объявил против СССР крестовый поход. Ребята и педагоги прошагали сорок километров по льду Вычегды, тащили на себе костюмы и декорации, а после этого бодро и весело выступили в сельском клубе.

Помощь в тылу

На 1 января 1940 года в республике насчитывалось уже 789 пионерских отрядов, в которых состояли 20 429 ребят. После объявления войны в июне 1941 года было принято решение о перестройке работы в военных условиях общественных организаций комсомола и пионерии в республике. С начала войны пионеры ковали Победу в тылу, активно помогали фронту в борьбе с фашистами: собирали и сдавали ягоды и грибы (7719 кг только за лето 1941 года), собирали металлолом (53 тонны сдали в 1942 году), а в зимние каникулы – золу. Пионеры автономии собрали средства на постройку истребителя «Пионер Коми» и «Ухтинский школьник», проводили сельхозработы: пололи картофель, заготавливали сено и убирали урожай. В борьбе с потерей урожая были организованы дозоры для охраны полей. Ребята сами ремонтировали школы, запасались дровами, изучали военное дело, сдавали нормы ГТО. Собирали теплые вещи для фронтовиков, вышивали и вязали подарки бойцам. Помогали эвакуированным детям и собирали вещи для детей на освобожденных территориях. После победы помогали взрослым восстанавливать страну.

На кадре, сделанном в 1941 году, пионеры из Выльгорта собирают колоски на поле колхоза имени Красных партизан. На снимке 1942 года – сыктывкарские школьники заняты сбором металлолома. Судя по фото 1950-х годов, пионеры в то время выращивали кроликов, сажали деревья и даже выкладывали городские тротуары булыжником.

Основатель всесоюзного пионерлагеря «Артек» председатель Российского Красного Креста Зиновий Соловьев два года (с 1909 по 1911) отбывал ссылку в Усть-Сысольске. «Артек» был создан в 1925 году по его инициативе.

Юные натуралисты

Многие сыктывкарские пионеры были юннатами. В Сыктывкаре юннатское движение появилось в 1930-е годы. Тогда в Коми АССР проводился так называемый пионерский овощной поход, основной задачей которого было выращивание овощей, картофеля и других культур на пришкольных участках. 13 марта 1941 года была создана Республиканская станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. Станции выделили площадь в один гектар на улице Куратова. В то время это был почти деревенский уголок в столице республики – вокруг сплошь огороды и частные дома. В Доме пионеров, который в сороковые годы прошлого века также находился на улице Куратова, юннатам дали один кабинет. Здесь на окнах, полочках, в ящиках росла рассада цветов, томатов и даже бахчевых культур. В 1942 году юннаты уже начали свои первые сельскохозяйственные опыты, выращивали плодовые деревья и кустарники, овощи, картофель, занимались опытнической работой. В годы войны все свободное место между яблонями, кустарниками, ягодными растениями засадили картофелем, морковью, свеклой, горохом, бобами, чтобы кормить работающих на станции юннатов. Вся продукция после уборки распределялась между юннатами бесплатно. Это была хорошая подмога в годы вой-
ны для городских ребят, особенно из эвакуированных семей. Овощи шли также на горячее питание в сыктывкарские школы, и часть урожая для поддержания эвакуированных в Сыктывкар ученых и педагогов.

В послевоенные годы особое внимание было обращено на изучение и внедрение новых, ранее не выращиваемых в Коми АССР культур. Были даже посевы ныне забытого одного из лучших естественных каучуконосов – тяньшанского растения кок-сагыза. В парнике росло несколько растений хлопчатника, которые давали коробочки с хлопком.

Пионеры еще вернутся

В 1975 году в пионерской организации Коми АССР уже насчитывалось 95 000 юных ленинцев. Собственно говоря, выбора у школьников не было. Все дети в возрасте от девяти до 14 лет должны были быть пионерами. Конечно, пионерская организация была сильно политизированной, но она приносила немало пользы народу и стране. Да и самим ребятам было интересно участвовать в ряде пионерских мероприятий, таких как, например, «Зарница». Правда, бесконечные линейки и сборы изрядно надоедали. Пионеры собирали макулатуру, металлолом, лекарственные растения, сажали деревья и кустарники. Пионерские бригады трудились на совхозных полях и лугах, зеленые патрули охраняли леса. В сентябре 1991 года прошел XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, распустив комсомольскую всесоюзную организацию, вместе с тем официально прекратив и существование Всесоюзной пионерской организации.

Пионерами руководили вожатые. В Коми АССР их готовили в Сыктывкарском педучилище №1 имени Куратова. Как рассказала «Республике» кандидат педагогических наук Елена Сафонова, первый выпуск вожатых учился здесь в 1966-1970 годах. Помимо прочих предметов, будущие вожатые изучали историю пионерской организации и ВЛКСМ, методику пионерской работы и ВЛКСМ. Проходила пионерская практика в качестве отрядных вожатых в летних лагерях.

– Пионерские ритуалы соблюдались неукоснительно, – рассказала Елена Сафонова. – Повседневно – ношение красного галстука было обязательным. Этим мы отличались от всех других студентов. Нас всегда было видно, а часто и слышно. Мы много пели. Нашими гимнами были «Учитель» и «Марш вожатых». Каждый претендент, желающий учиться на пионерском отделении, проходил дополнительное испытание – собеседование с комиссией училища, то есть выбирались лучшие.

Сейчас пионерское движение начало возрождаться. 23 мая 2021 года в Сыктывкаре в пионерскую организацию были приняты восемь детей. Как рассказала «Республике» сыктывкарская пионервожатая Лариса Гвардина, во многих городах России уже есть пионерские отряды:

– В республике отряд только в Сыктывкаре. У нас пока нет официального названия. Скорее всего, он будет имени Домны Каликовой. С пионерами мы изучаем памятники города, посещаем музеи, проводим уроки мужества, делаем поделки для ветеранов. Современные пионеры воспринимают все это как игру. Средний возраст детей в отряде – восемь лет. Очень помогают родители, они и приводят детей в отряд. За год работы заметила прирост новых людей, которые с удовольствием вливаются и участвуют в жизни пионеров. В этом году в отряд приму еще восемь детей. Самых маленьких – в октябрята. ↓

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Всегда готовы: пионерской организации исполнилось сто лет"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.