Внуки бабушки Додзь

Сосна «бабушка Додзь».

«Республика» продолжает цикл публикаций о героях коми легенд, история которых связана с населенными пунктами региона. Такой местный герой может послужить туристической привлекательности своей исторической родины, стать брендом того или иного села. Но что делать, если легенда не очень-то позитивная? В Корткеросском районе научились находить светлое и радостное даже в страшных и грустных сказках.

Самые известные герои легенд корткеросской земли – это богатыри-обжоры Юрка и Гулень, колдун Кöрт Айка и девушка Додзь. С двумя первыми, по легенде, расправились их же односельчане – жители Маджи и Позтыкероса, колдун-кузнец погиб в поединке со Стефаном Пермским, а Додзь известна в первую очередь тем, что осталась совсем одна после гибели своего племени.

Но тем не менее именно в Корткеросском районе местная легенда поспособствовала созданию самого известного в коми туристического бренда – Кöрт Айки, организации уже вышедшего на международный уровень фестиваля кузнечного мастерства. По словам руководителя сыктывкарского туристического центра «Счастливая жизнь», уроженки Корткероса Инги Усачёвой, просто сейчас легенду начали подавать несколько иначе. Не в ставшей популярной в христианские времена версии противостояния колдуна и праведника, а в другом варианте, когда злой колдун-кузнец, сковавший цепь и перегородивший реку, чтобы грабить проезжих, встретил местную красавицу, влюбился, женился, остепенился и подобрел, научил потомков секретам кузнечного дела.

Все более известной становится и чудская охотница Додзь из одноименного села. Продвигает ее местная жительница Серафима Кудрина, которая показывает необычную сосну, которую называют «бабушка Додзь», рассказывает легенду об основательнице села.

Считается, что неподалеку от этого места жило племя чуди. Когда началась христианизация края, язычники сначала как могли защищали свою веру, даже убивали монахов-миссионеров, но потом поняли, что силы неравны, и решили умереть всем племенем от мала до велика. Выкопали огромную могилу, в которой и погребли себя заживо. Лишь некой девушке удалось то ли сбежать, то ли чудом спастись, и она осталась жить в этом месте совсем одна, построила себе землянку на берегу реки, охотилась, рыбачила.

– Точно не известно, почему наше село назвали Додзь. Есть версия, которую продвигал местный житель Егор Потапов, что по реке сюда начали приплывать русские купцы, которым девушка продавала пушнину. Сама она была такая красивая и добрая, что купцы ее ласково называли по-русски «доченька, дочь». Вот это русское «дочь» и могло превратиться в коми Додзь, – рассказала «Республике» Серафима Кудрина. – А на этом месте начали селиться люди, Додзь прожила очень долго, была очень уважаемой.

«Бабушка Додзь» – это огромная, в четыре обхвата сосна с несколькими вершинами, коми называют такие вожапу. По словам Серафимы Кудриной, в селе существует поверье, что добрых колдунов хоронили на этой стороне реки, а над их могилой сажали сосну, верхушку которой заламывали, после чего она и начинала ветвиться, образуя несколько вершин. А злых колдунов – на другой стороне реки, а над могилой сажали уже ель, тоже с надломленной верхушкой. Считалось, что такой залом не даст покойнику вернуться на землю и беспокоить сельчан. Другая версия, что сосна с надломленной верхушкой указывает на могилу некоего уважаемого в селе человека.

Кто на самом деле похоронен под необычной сосной, конечно, неизвестно, но местные жители считают, что это как раз легендарная основательница села, поэтому и называют дерево «бабушкой».

– Место, где растет «бабушка Додзь», сакральное, раньше многие верили, что в подобных деревьях с развилками живут духи, с которыми можно пообщаться, попросить о помощи. Считается, что если прийти к дереву и задать вопрос, то следующей ночью, во сне, ты получишь ответ, – рассказала Серафима Кудрина. – Раньше в окрестностях села было несколько таких многовековых деревьев, но в советские времена их срубили на дрова. Это ужасно.

С места, где растет необыкновенная сосна, и начинается экскурсия с рассказом об истории села. Первое упоминание о Додзи в писцовых книгах – в 1701 году, тогда это место называлось деревней Дожской над озером Дожским. Первая школа здесь была открыта в 1891 году. Также здесь была построена деревянная церковь святых апостолов Петра и Павла, которую в 1970 году по решению властей снесли и пустили на дрова. Новый храм был открыт в 2006 году. А с давних времен в Додзи сохранилось несколько старинных домов.

– Село стоит на берегу реки, место у нас тут очень красивое, и луга огромные, и лес, люди сюда приезжают отдохнуть от города, полюбоваться природой. Есть гостевые дома, немного в стороне от большой Додзи, тоже на берегу реки. Там есть ферма, где можно купить свежую продукцию, детям бывает интересно посмотреть на животных. Можно сходить в лес за ягодами или грибами, организована экологическая тропа, по которой водим гостей, рассказываем про растения, птиц и животных, обитающих в наших лесах, – пояснила Серафима Кудрина.

Стела «Додзь».

На въезде в Додзь стоит кованая стела, установленная летом 2018 года, пятиметровая скульптура схематично изображает девушку-дерево, с поднятыми руками-ветвями, которыми она держит ленту с надписью «Додзь» и элементами коми орнамента. Идея увековечить таким образом память основательницы села принадлежит местным жителям, которые буквально всей деревней проводили подготовительные работы на площадке, строили платформу под стелу. Выковал Додзь корткеросский кузнец Игорь Усачёв, один из «родителей» фестиваля «Кöрт Айка».

Между тем сделать туристическую «изюминку» из местной легенды рискнули и в корткеросском селе Маджа. По преданию, в этом месте давным-давно жил богатырь Юрка, которому было под силу срубить, а то и вырвать с корнем огромную сосну и на плече принести ее домой. Понятно, что при такой силе и расходе энергии и питание нужно соответствующее, за день Юрка мог съесть целого быка, и в какой-то момент ему перестало доставать той еды, которую он сам добывал в лесу или выращивал. Так что богатырь начал воровать у односельчан скот. По другой версии, воровством он занялся, обидевшись на земляков, которые отказались поделиться с ним едой, когда Юрка лежал больной.

Как бы то ни было, но пропажи скота маджинцам скоро надоели, и они начали думать, как извести разбойничающего богатыря. Силой справиться с ним не могли, решили хитростью. Уговорили крестного Юрки позвать того в гости и напоить до бессознательного состояния крепким пивом и связать. После этого Юрку погрузили в лодку, привязали к его ногам жернова, вывезли на середину озера и сбросили в воду. Юрка очнулся в холодной воде, разорвал путы, сбросил жернова и поплыл к берегу, но на сушу так и не вышел, лишь кулаком односельчанам погрозил. По одной версии, его перехватила русалка, дочь местного водяного, которой приглянулся богатырь. По другой, Юрка сам не захотел возвращаться в деревню, когда увидел на берегу предавшего его крестного. После казни Юрки маджинцы собрали с каждого двора по горсти круп и сварили на берегу озера в большом котле кашу, которую съели все вместе, даже те, кто в утоплении богатыря не участвовал, – чтобы разделить общий грех убийства.

На акварели художника Александра Безумова «В деревне Додзь» (1972 год) виден храм, который вскоре снесли.

В корткеросском селе Позтыкерос существует аналогичное предание о богатыре Гулене, с которым точно так же расправились возмущенные кражами скота земляки. С той разницей, что маджинцев после этого стали дразнить кашеедами, а про позтыкеросцев такого не слышно. Современные жители Маджи относятся к легенде с изрядной долей самоиронии, настолько, что даже в этом году решили устроить на ее основе летний тематический праздник. Топить там вроде бы никого не собираются, но кашей накормить обещают.

– Придумали по-настоящему позитивный праздник под названием «Каша – сила наша!», на который ждут гостей. Жители многих деревень и сел активизировались в этом плане, они понимают, что у людей есть потребность в отдыхе за городом, в интересных поездках, а сейчас все возможности для развития внутреннего туризма, – рассказала «Республике» Инга Усачёва. – В Коми немало легенд, которые можно интересно обыграть, сделать на них какой-то акцент в туре. У меня даже есть идея сделать серию туров, основанных на местных преданиях. В этом году, например, постараемся организовать поездки к Синдорскому озеру, которое связано с богатырем Йиркапом.

Анна ПОТЕХИНА

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Внуки бабушки Додзь"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.