Плюсы и минусы дуального обучения

Практику применения дуальной модели образования при подготовке медицинских кадров обсудили на выездном рабочем совещании постоянной комиссии Госсовета Коми по вопросам здравоохранения, физической культуры и спорта. Мероприятие прошло на базе Сыктывкарского медицинского колледжа имени Ивана Морозова.

Как отметил председатель постоянной комиссии Андрей Климушев, кадровое обеспечение системы здравоохранения региона является основой оказания гражданам качественной медицинской помощи.

– На площадке Государственного Совета мы уже рассматривали этот вопрос в октябре 2021 года. Тогда мы обсудили вопросы привлечения кадров в медицинские учреждения региона. На сегодняшнем совещании делаем акцент на подготовке специалистов среднего звена: фельдшеров, медицинских сестер, акушерок и внедрении в эту работу дуальной системы образования, при которой теоретическая часть обучения проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте, – отметил Андрей Климушев.

В 2021 году средних медработников в Коми было 9730 человек, в 2022 году – 9517 человек, то есть за год регион потерял 213 медицинских специалистов среднего звена. Андрей Климушев подчеркнул, что каждый год республика теряет квалифицированные кадры и эту отрицательную тенденцию необходимо переломить.

Проблема нехватки среднего медицинского персонала стоит остро: в регионе занято только 67 процентов ставок. В абсолютных цифрах некомплект составляет более 4600 человек. При этом многие специалисты работают по совместительству. Существует и проблема старения медицинских кадров: более 12 процентов представителей среднего медперсонала старше 60 лет. Одним из вариантов решения проблемы является внедрение дуального образования.

И.о. заместителя директора колледжа имени Морозова Олег Куратов сообщил о том, что одной из целей работы образовательного учреждения является как раз кадровое обеспечение сельских районов республики. Большинство студентов колледжа проживают в Сыктывкаре, затем по количеству студентов идут Корткеросский, Усть-Куломский, Сыктывдинский, Усть-Вымский, Княжпогостский районы. Всего на первом курсе обучающихся с элементами «дуального обучения» по специальности сестринское дело 26 человек, на третьем курсе 25, на четвертом – 20.

Одна из главных задач – стимулировать студентов возвращаться домой, в те районы, откуда они приехали. А для этого они должны видеть там для себя перспективы развития. Судя по опросам самих же выпускников, основными причинами нежелания возвращаться в сельские районы являются низкие заработные платы и отсутствие условий для качественной и комфортной жизни: работы, современного жилья, скоростного интернета, дорог и другой инфраструктуры.

По мнению и.о. заместителя директора колледжа имени Морозова Татьяны Парначёвой, дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон: лечебно-профилактических учреждений, будущих специалистов и государства. Для лечебно-профилактических учреждений дуальная система дает возможность подготовить для себя кадры, сэкономить на расходах по поиску и подбору медицинского персонала, на их переучивании и адаптации. Для выпускников колледжа неоспоримый плюс – гарантированное трудоустройство, поскольку специалист полностью отвечает требованиям работодателя. Также благодаря сочетанию теории и доступности практики на будущем рабочем месте, необходимости решения сложных задач на практике лучше усваивается учебный материал.

Пионером в области дуального обучения стала Княжпогостская ЦРБ. Руководство лечебного учреждения вместе с коллегами из Усть-Вымского района и Сыктывкарским медицинским колледжем организовали подготовку среднего медицинского персонала. О практике подготовки специалистов «под заказ» рассказала главная медсестра ГБУЗ РК «Княжпогостская ЦРБ» Людмила Рынкс. По ее словам, в Княжпогостской ЦРБ возник острый дефицит среднего медперсонала из-за переезда ряда специалистов в другие регионы и невозвращения на малую родину выпускниц медколледжа, предпочитающих оставаться в городах. Дефицит кадров был настолько острым, что в ЦРБ создали специальную группу по поиску решения проблемы. Входила в нее и Людмила Рынкс.

– Мы обратились в медицинский колледж в поисках формы, которая могла бы позволить сократить дефицит кадров. Я благодарна руководству медколледжа за то, что подсказали, поддержали, в тот момент мы нашли этот путь – дуальное образование, – пояснила Людмила Рынкс.

Главная медсестра не скрывала, что были скептики, сомневавшиеся в эффективности очно-заочного образования. Людмила Рынкс была уверена, что такая система обучения позволит подготовить квалифицированных специалистов, поскольку в Княжпогостской ЦРБ успешно трудились медсестры, которые еще в советские времена без отрыва от производства прошли двухгодичные курсы Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. Такой проект был реализован в стране в период острой нехватки медсестер. Слушательницы этих курсов зачастую трудились по специальностям, далеким от медицины, – продавцами, прачками. Новую профессию осваивали после основной работы, по вечерам, обучение проводили врачи местной больницы. Практику проходили по выходным. После окончания курсов слушатели принимались на работу в лечебно-профилактические учреждения и приравнивались в отношении оплаты труда, продолжительности отпусков, назначения пенсий за выслугу лет к медицинским работникам с законченным средним медицинским образованием.

Впоследствии медсестры, окончившие эти курсы, пополнили штат Княжпогостской районной больницы, зарекомендовали себя как грамотные, ответственные специалисты.

В сентябре 2018 года стартовал проект дуального образования в рамках сотрудничества больницы и сыктывкарского медколледжа. Кандидатов на обучение набирали из сотрудников больницы. На пятнадцать мест поступило двадцать пять заявок. Предпочтение отдавалось младшим медицинским сестрам по уходу за больными и медицинским регистраторам, прошедшим профессиональную подготовку по своей специальности, учитывались стаж работы, возраст, производственная характеристика старших медсестер. Были выделены средства на оплату обучения от доходов от предпринимательской деятельности. Оплату производят поровну медицинское учреждение, которое направляет специалиста, и сам студент. На время обучения для студента сохраняется заработная плата. К проекту подключилась и Усть-Вымская ЦРБ, она направила пятерых студентов.

Как подчеркнула Людмила Рынкс, по договору после окончания обучения выпускники обязаны отработать в лечебном учреждении не менее десяти лет.

– За каждым обучающимся закреплен персональный наставник от учреждения. Это медицинские работники высшей квалификационной категории. Реализация данного проекта была продолжена в 2019 году совместно с другими медицинскими учреждениями, так как необходимо было набрать группу пятнадцать-двадцать человек. В Княжпогостской ЦРБ было отобрано для обучения еще пять человек. К сожалению, две студентки осознали, что не готовы совмещать работу и учебу, и были отчислены. В 2022 году учреждение пополнится четырнадцатью медсестрами, а в 2023 году – еще четырьмя. Для сравнения: за последние три года в учреждение устроились всего пять медицинских сестер после окончания медучилища, трое из них уволились в течение года. Ушли в социальную сферу, в частные медицинские учреждения. Княжпогостская ЦРБ по-прежнему готова участвовать в реализации данного проекта и направлять на обучение несколько человек ежегодно, – сообщила Людмила Рынкс.

Представительница Княжпогостской ЦРБ рассказала и о трудностях дуального обучения. Некоторым студенткам сложно совмещать обязанности в семье, работу в учреждении и учебу, выезжать в медколледж в Сыктывкар. Особенно непросто приходится тем, у кого мужья работают вахтовым методом: бывает, не с кем оставить детей на время учебы. К тому же студентки очень переживают из-за своей успеваемости, боятся не справиться, не сдать зачет, подвести лечебное учреждение. Справиться с психологическими страхами помогали не только руководство больницы и наставники, но и преподаватели медколледжа.

Большим плюсом дуального обучения стало то, что все студентки трудятся в больнице на разных должностях, видят работу медсестер, могут практиковаться, получить совет опытных специалистов. Серьезной практикой для них стала работа в «красной зоне», с которой они справились.

По мнению председателя комитета Госсовета Коми по социальной политике Надежды Дорофеевой, этот опыт надо распространить и на другие муниципалитеты:

– Эта методика зарекомендовала себя с положительной стороны. Отрадно, что наши образовательные учреждения, которые готовят специалистов для системы здравоохранения, ее успешно применяют.

Чтобы расширить возможности подготовки специалистов, в Сыктывкарском медицинском колледже планируют подать заявку на грант правительства республики для покупки мобильного учебного класса. Это позволит повышать квалификацию медицинских специалистов на местах. Особенно такой подход будет востребован в отдаленных и труднодоступных районах.

Еще одно предложение, прозвучавшее на совещании, – создать в регионе банк данных обучающихся по медицинским специальностям, чтобы работодатели и выпускники могли активнее искать друг друга. Как отметил председатель комитета Госсовета Коми по бюджету, налогам и экономической политике Степан Чураков, инициативу необходимо проявлять и руководству медицинских учреждений: участвовать в ярмарках вакансий, использовать возможности целевого обучения, проводить встречи со студентами.

Подводя итоги совещания, Андрей Климушев отметил, что в республике многое сделано для привлечения кадров в медицину: это контрактная подготовка специалистов со средним образованием в количестве 50 человек в год, расширение программы «Земский фельдшер», возможность медикам приватизировать служебное жилье и другие. Как подчеркнул депутат, эта работа будет продолжена, а все прозвучавшие на рабочем совещании предложения войдут в протокол мероприятия, который направят в правительство республики. ↓

Людмила ВЛАСОВА

Фото пресс-службы Госсовета Коми

Оставьте первый комментарий для "Плюсы и минусы дуального обучения"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.