Бронза, переплавленная в лёд

Лучшей ледяной скульптурой на конкурсе Olkhon Ice Fest на острове Ольхон на Байкале стала композиция «Из века в век», авторы которой вдохновлялись древним промысловым календарем охотников, найденным на территории Коми. Воссоздала изо льда бронзовый артефакт команда из Сочи – супруги Алена и Сергей Корольковы.

Olkhon Ice Fest, который проводится с 2020 года, в этом году обрел статус международного и стал этапом чемпионата мира по ледовому искусству. «Из глубины веков» – тема нынешнего конкурса, его организаторы предложили участникам при создании скульптур опираться на традиции, обратиться к своим корням и одновременно попробовать предсказать, каким этот мир станет в будущем.

Заявки на конкурс с эскизами работ прислали 45 команд, в финал прошли восемь, в том числе и сочинцы. Они и были признаны победителями, второе место заняла команда из Монголии за скульптуру «Из Хунну», третье досталось мастерам из Хабаровска за «Сон шамана».

Тот факт, что в конкурсе ледовых скульптур победили участники из жаркого Краснодарского края, да еще и взявшие за основу артефакт из Коми, кажется почти невероятным. Однако, как выяснила «Республика», этому есть простое объяснение: супруги Корольковы переехали в Сочи недавно, а до этого жили в Салехарде, с промысловым календарем коми знакомы уже много лет и в республике бывали, правда, проездом, и только в Воркуте.

– Этот календарь очень хорошо известен, даже не помню, когда я в первый раз увидел его изображение. Кажется, на конкурсе деревянной скульптуры, где он был эмблемой. И когда я услышал о теме конкурса, сразу вспомнил об этом календаре. А, возможно, еще и потому, что недавно знакомые из Пермского края подарили мне календарик с его изображением, – рассказал «Республике» Сергей Корольков.

О народных традициях Сергей Корольков знает не понаслышке, он кандидат наук, специалист по этнокультурологии, заслуженный работник культуры, мастер декоративно-прикладного искусства и народных промыслов ЯНАО. По его мнению, древний календарь – это артефакт, который, как никакой другой, показывает связь времени, человека и природы. В ледяной скульптуре сочинцев над промысловым календарем парит охотник на коне с копьем в руке, как бы летит через время, соединяя прошедшие века с современностью. Как соединяет прошлое и настоящее сама идея охотничьего промысла, зародившегося многие тысячелетия назад.

Древний промысловый календарь охотника найден в 1975 году недалеко от села Сторожевск Корткеросского района местным жителем Николаем Латкиным. Артефакт датируется концом первого – началом второго тысячелетия до нашей эры. Это довольно небольшое, умещающееся на ладонь бронзовое кольцо с изображениями девяти фигурок животных в пермском зверином стиле и насечками, которые, по мнению ученых, означают четырехдневные недели. Год, состоящий из девяти циклов, начинается с весеннего равноденствия (на этот день указывает солярный знак, на противоположной стороне круга есть метка осеннего равноденствия), «читается» календарь против часовой стрелки. Первый период в календаре – медведя, затем идут олень, горностай, росомаха, лось, выдра, лисица, белка, куница. Календарь указывает, на какого зверя нельзя охотиться в то или иное время – в период размножения.
В 2013 году было создано двухметровое изображение календаря (в 17 раз превышающее его реальный размер), сейчас оно расположено в центре Сыктывкара, слева от ЦУМа. Кроме того, изображение календаря было установлено на въезде в село Сторожевск.

Этот ледовый конкурс для Алены и Сергея Корольковых уже далеко не первый, были они на подобных и победителями, и призерами. Например, в январе победили на Рождественском фестивале ледовой скульптуры «Вифлеемская звезда» в Красноярском крае.

Работать со льдом непросто – много часов нужно проводить на холоде, а на Ольхоне еще мешал ветер. В пасмурную погоду, рассказывают мастера, лед визуально буквально «растворяется», так что работать приходится на ощупь. Специального инструмента для работы со льдом нет, и тот, что для работы с деревом или камнем, в большинстве своем не подходит. Приходится приспосабливать технику и устройства, предназначенные для совсем других целей, стрижки овец, например, делать инструмент самостоятельно.

На Olkhon Ice Fest работа по созданию скульптур шла с 14 февраля, итоги подвели 19 февраля. Некоторое время ледовыми фигурами еще можно будет полюбоваться, но скоро весна, и творения мастеров превратятся в воду Байкала.

– Конечно, жалко, что наши работы рано или поздно тают, хотелось бы, чтобы они стояли долго. Но что поделать, такое это мимолетное искусство, – отметил Сергей Корольков.

Впрочем, совсем работы этого года не исчезнут, кроме фотографий сохранятся еще их виртуальные копии. Как сообщает портал ircity.ru, все восемь скульптур, созданных финалистами конкурса, будут оцифрованы, и их 3D-модели выставят на продажу, причем по весьма внушительной цене – по миллиону евро за каждую. Один потенциальный покупатель уже нашелся. Средства пойдут на поддержку фестиваля и реализацию экологических проектов на Байкале.

Это будет первый в мире опыт оцифровки ледовых скульптур. Так что теперь на Земле будет уникальный арт-объект в 3D-формате, созданный на основе промыслового календаря Коми. ↓

Анна ПОТЕХИНА

Фото предоставлены Сергеем Корольковым

Оставьте первый комментарий для "Бронза, переплавленная в лёд"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.