Энергия прогресса

Энергия прогресса

Очередная экскурсия по столице республики в рамках проекта «Пешком по Усть-Сысольску» была посвящена электрификации. Многие примечательные факты и события по этой теме гиды почерпнули из книги ветерана отрасли Алексея Чупрова «Энергетика Республики Коми».

Сейчас сложно представить, что по-настоящему стабильное электроснабжение города наступило только в 1982 году, когда Сыктывкар присоединили к единой энергосистеме страны. А до этого электроэнергии хронически не хватало, перебои происходили постоянно, поэтому практически в каждой семье на подхвате всегда была керосиновая лампа, а последний магазин, торговавший в городе керосином, закрылся только в конце 70-х годов.

Первый электрик

Что такое электричество, устьсысольцы впервые узнали благодаря уроженцу Архангельска Александру Синцову. Произошло это в 1916 году в доме, где сейчас располагается центр народного творчества и повышения квалификации по улице Советской, 28, а в те годы здесь, на улице Спасской, находилась школа-мастерская для обучения детей слесарно-кузнечному ремеслу. Ее в 1900 году открыл и стал заведующим Александр Дмитриевич Синцов.

В Усть-Сысольск выпускник Архангельского высшего технического училища приехал вместе с родителями в 1898 году. Уже на следующий год его избрали членом уездной земской управы, и Синцов предложил открыть учебное заведение для крестьянских ребят, чтобы они могли получить начальное техническое образование. В 1910-м на базе мастерской образовали ремесленную школу (после революции она была переименована в профшколу), которой он руководил до 1938 года.

Летом 1916 года Александр Синцов с помощью учеников и при поддержке земства собрал и установил в здании школы динамо-машину постоянного тока. Металлический шарик разогревался до красного состояния и опускался в нефть, происходила реакция, в результате которой запускалась динамо-машина. Люди приходили смотреть на диковинный опыт. Земство в свою очередь попросило энтузиаста провести электричество к управе. Повод был самый что ни на есть важный – приближалось трехсотлетие правления дома Романовых, и местная власть хотела таким образом отметить это событие. Земская управа озарилась электрическими лампочками. Можно себе представить: абсолютно черный город и посреди одно-единственное здание управы, освещенное ярким светом ламп.

Вскоре электричеством пожелали обзавестись и купцы Дербенёвы. Их лавка колониальных товаров располагалась неподалеку (сейчас в этом здании рядом с Кировским парком находится отдел этнографии Национального музея Коми). Купцы обратились к заведующему училищем: «Проведите электричество к нам». И по столбам провода протянули к магазину. Блистающий огнями универмаг стал местом притяжения, что заставило и других купцов заинтересоваться нововведением. Впоследствии электроустановку реконструировали, и она долгое время продолжала работать.

Дальнейшая судьба первого электрика сложилась трагически. Александр Синцов был обладателем прекрасных немецких ружей, вызывавших большую зависть у начальников НКВД. Расставаться со своим богатством заядлый охотник не захотел, за что и поплатился. В 1938-м Синцова арестовали якобы за контрреволюционную деятельность, а ружья конфисковали. Вскоре после ареста сооруженная им электростанция, исправно работавшая с 1916 года, пришла в негодность.

Годы, проведенные на каторжных работах лесоповала в лагере под Архангельском, истощили здоровье Александра Синцова, и вскоре после освобождения из лагеря в конце 1943 года он скончался и был похоронен на городском кладбище Сыктывкара. По злой иронии судьбы его могила оказалась по соседству с могилой работника НКВД, преследовавшего его при жизни.

Улица с электическим столбами

Станция в условиях разрухи

Вторая электростанция появилась в городе в 1920 году. Ее создателем стал местный житель Михаил Петров, который «как-то вечером задумал построить в Усть-Сысольске небольшую электростанцию». Благодаря его дневниковым записям известно, что свою задумку энтузиаст изложил в докладе президиуму уездного исполкома. Доклад понравился, и Петрову поручили воплотить идею в жизнь. Со своим проектом он отправился в Москву в «Главэнерго». Там подружился с неким инженером Гуревичем, угощал его чем придется и узнал, где добыть необходимое оборудование. Дело было в 1919-м, в стране царила полная разруха, но настырный устьсысолец, обив пороги множества кабинетов, все-таки нашел и закупил то, что надо. Брал все, что дают, даже самое подержанное. Оборудование в трех железнодорожных вагонах перегнали до Котласа, а дальше перегрузили на пароход. В дороге Михаил Петров заболел и не смог лично руководить разгрузкой.

В это же самое время в Усть-Сысольск вошел отряд белогвардейцев под командованием фельдфебеля Завьялова. Красным частям пришлось бежать из города, но при этом они эвакуировали привезенное Петровым оборудование. Правда, от потерь это не спасло. Времена были лихие, и большую часть с таким трудом добытой техники разворовали «несознательные» жители Лозыма.

К весне Петров поправился и начал работу практически с нуля. На высоком берегу Сысолы недалеко от пристани на месте складов построили деревянные сооружения для машинного зала и кочегарки. Одновременно по всему городу ставили столбы, завертывали на них крюки с изоляторами и протягивали провода. Поскольку многого не хватало, приспосабливали все, что возможно. Провода были в скрутках, слеплены, что называется, из подручных средств. Интересной особенностью было то, что столбы ставились прямо посередине улицы, разделяя ее на две части.

Накануне трехлетней годовщины революции, 5 ноября, электростанцию торжественно запустили. Горожане устроили Петрову овацию. Свет в городе загорелся под всеобщее пение «Интернационала».

Понятное дело, что освещением был охвачен только центр, и счастливчики, которым повезло жить в «электрифицированных» домах, не считали нужным выключать свет – «пусть горит». Пришлось властям выпускать распоряжения, как пользоваться новым благом. «Уходя с работы, нужно выключать свет, надо экономить», «вы можете освещать комнату лампочкой такой-то мощности, а в коридоре должна быть лампочка меньшей мощности, иначе будем штрафовать», грозно указывали власти.

Ремесленная школа

Лесозавод-«электроснабженец»

Но электричества в городе катастрофически не хватало, осенью 1921 года начались перебои. Сказались нехватка квалифицированных специалистов, плохая изоляция проводов и, как выяснилось, неудачный выбор места. Высокий берег, на котором построили электростанцию, начал осыпаться. Никакого обследования участка не проводилось, а на том месте, оказалось, били подземные ключи. Пришлось работу станции свернуть, но к тому времени уже появился другой источник электроэнергии.

Электростанцию закрыли 25 сентября 1926 года, а накануне вступила в строй электростанция первого Усть-Сысольского лесопильного завода. Она была построена для нужд лесозавода – механизированной распилки и сушки древесины, но предприятию пришлось поделиться энергией и с городом.

Лесозавод №1 был создан в районе озера Пычкас-ты. Сюда в 1924 году привезли оборудование, долго его собирали, и наконец в 1926 году электростанция заработала. Была закуплена очень неплохая по тем временам ТЭС, работавшая на твердом и жидком топливе.

Заводское начальство было вынуждено подчиниться городским властям и снабжать город электроэнергией. Но поставило условие: «Когда нам будет нужно, не будем вам давать», ведь и с завода жестко требовали план лесозаготовок. А город требовал: «Хорошо, можете обесточить жилые дома, но тюрьма, НКВД, учебные заведения – ни в коем случае!»

Однажды нехватка энергии породила производственный конфликт – директор лесозавода Челноков разрубил провода топором, устроив городу, уже переименованному в Сыктывкар, энергетическую блокаду. Это произошло в сентябре 1935 года. Действия директора разбирали на заседании президиума горсовета и назвали их «анархическими». Челнокову запретили вырубать провода, а при необходимости отключать электричество рубильником. Материалы дела направили прокурору.

Нельзя не упомянуть и единственную гидроэлектростанцию, которая появилась на противоположной окраине города на речке Човъю в 1928 году. Ее построили в совхозе «Верхний Чов». Главным предназначением станции было снабжение энергией возведенной там же мельницы, и только потом электричеством окрестные дома.

Дом купцов Дербеневых

Энергопоезд, уведенный у китайцев

Постепенно практически каждое промышленное предприятие обзавелось собственной электростанцией, а заодно они подпитывали электроэнергией расположенные рядом районы города. И все равно ТЭС не хватало. Как написал в своих воспоминаниях Зосима Панев, занимавший в 1950-х годах пост председателя правительства Коми АССР, столица республики с населением более 50 тысяч человек, закрывала потребность в электроэнергии всего на 15 процентов. «Обстановка с электроснабжением так накалилась, что руководители горисполкома и горкома места себе не находили от острой критики горожан», – вспоминал руководитель республики.

В тот период на Брянском паровозостроительном заводе начали выпускать энергопоезда – передвижные электростанции с вагонами и соответствующим оборудованием. И решили, что Сыктывкар выручит именно такой энергопоезд.

На закупку мобильного источника электроэнергии командировали начальника отдела министерства коммунального хозяйства Коми АССР Топоркова и инженера Гуля. Прибыв в Брянск, они с ужасом узнали, что выделенный Совмином РСФСР для Сыктывкара энергопоезд решено передать дружественному Китаю. И тут на выручку пришла русская смекалка. Топорков и Гуль застали момент, когда китайская делегация осматривала передвижную электростанцию, и наш инженер прикинулся сотрудником завода. Он подошел к вагонам и громко произнес: «Турбина этого поезда ненадежна. Если с ней что-то случится, отремонтировать на месте не удастся». Этого оказалось достаточно, чтобы осторожные китайцы отказались от энергопоезда.

Осталось только доставить мобильный источник электроэнергии до Сыктывкара. Железной дороги до Сыктывкара тогда еще не было, поэтому поезд погрузили на баржу, которая и довезла нужный груз до пристани на Сысоле. Затем, чтобы выгрузить махину на берег, баржу пришлось утопить, провести к реке рельсы и тащить вагоны тракторами.

28 февраля 1958 года энергопоезд был запущен. Затем процедуру с покупкой и доставкой энергопоездов пришлось повторить еще дважды.

В 1963 году к столице республики наконец протянули железнодорожную ветку, началось строительство Сыктывкарского лесопромышленного комплекса, для чего тоже потребовалась теплоэлектростанция. С тех пор часть города стала снабжаться электричеством за счет СЛПК.

Окончательно проблемы с электроэнергией исчезли в 1982 году, когда вся республика влилась в Единую энергетическую систему СССР. ↓

Галина ВЛАДИС

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Энергия прогресса"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.