Водитель автобуса Игорь Кривой: «Мне нравится жить в ритме города»

Внимательный, отзывчивый и ответственный – именно так характеризуют сыктывкарского водителя автобуса Игоря Кривого пассажиры и коллеги. Уже много лет этот специалист трудится на маршрутах «Комиавтотранса» на автобусе, оборудованном для нужд маломобильных граждан. Водитель рассказал журналисту «Республики» о специфике своей работы.

– Какой у вас водительский стаж?

– В сфере пассажирских перевозок уже 20 лет. А права у меня вообще с 18 лет, так что общий водительский стаж – 32 года.

– Наверняка к этому с раннего детства приобщал вас отец?

– Отец с класса второго-третьего стал сажать за руль. У нас были «Жигули», папа сначала давал порулить, потом научил переключать скорости, тормозить, выжимать сцепление, газ, все остальное. Лет в 14 машину мыл, а потом катался по двору. Раньше можно было, такого движения не было, как сейчас. Потом перед армией отец спросил: «Хочешь в армии быть водителем?» Конечно, мне эта идея понравилась. Он посоветовал пойти в ДОСААФ, отучиться на водителя, так я и сделал. В итоге в армии водителем служил.

– Но чтобы служить водителем, нужно уметь ремонтировать машину.

– Еще до получения прав выучился в училище на автослесаря. И в ДОСААФе полгода обучался этому. В армию уже пошел с категориями B и C, плюс к этому была специальность «слесарь по ремонту автомобилей». То есть пошел подготовленный, и если автомобиль ломался, то знал, как его отремонтировать. Там возил генерала и ездил на «Волге» ГАЗ-3102.

– Но первым своего рода «тренажером» был все же автомобиль «Жигули». Многие водители начинали с этих отечественных машин и до сих пор с любовью их вспоминают.

– Да, это был ВАЗ-21011, на то время, конечно, это была великолепная машина. Во-первых, не каждый мог тогда себе позволить купить «Жигули», ну и машина достаточно качественная: скоростная, теплая зимой. А на категорию C учился на ЗИЛ-131.

– После легкового автомобиля как справлялись с огромным автобусом?

– Когда на предприятии появились новые автобусы – ЛиАЗы, то мы сразу диспетчеров попросили, чтобы нас включали на самые ранние выходы, которые с пяти утра, чтобы по пустому городу проехать и прочувствовать все повороты, привыкнуть к автобусу. Два-три часа поработал, адаптировался к этим габаритам, и все. Первое время после автобуса было непривычно садиться в легковую машину: как в «коробочке», и вокруг кажется все такое большое. Сейчас уже разницы не ощущаешь.

– Легковой-то автомобиль припарковать не так просто, а тут такая махина. Там же обзор, наверное, такой, что во многих случаях чисто на интуицию полагаетесь?

– Нет-нет, тут дело привычки. За рулем все-таки не первый год, и начинал с маленьких автобусов, с «Газелей», потом был ПАЗ побольше, сейчас тринадцатиметровый НефАЗ. Обзорность хорошая, к габаритам привыкаешь, при обгоне и перестроении в зеркала смотришь. Это все происходит автоматически. Иногда пассажиры стоят рядом, кабина-то рядом расположена, и где-то в пробке между двух машин проезжаешь с точностью чуть ли не до миллиметров, они на это смотрят, и у них волосы дыбом встают, а для тебя это привычно.

– А работаете вы всегда на каком-то определенном маршруте или они меняются?

– У нас взаимозаменяемость, работаем на всех маршрутах: дачи, Эжва, город. Завтра у меня, допустим, 46-й маршрут, а послезавтра может быть 54-й. Без проблем.

– Какие-то особенности есть у того или иного маршрута, может, есть какие-то любимые?

– Вот на 46-м в городе поспокойнее, а в Эжву когда ездишь, надо за временем внимательнее следить, потому что пробки там большие бывают.

– Наверное, лучше, когда маршруты меняются, разнообразие?

– Да, один и тот же маршрут приедается.

– Многие сыктывкарцы жалуются, что якобы часто водители нарушают расписание. Это обоснованные претензии?

– Мы стараемся придерживаться расписания, ведь если этого не будет, то мы просто будем ехать скопом. Стараемся, но сейчас такие пробки и такие светофоры длинные. Где-то на светофор не успел, и все – полторы минуты ты уже потерял. Мало того, кто-то перед тобой заглох, и ты не можешь перестроиться, объехать невозможно, не пропускают. И вот за счет этого интервал большой порой происходит, конечно, нагоняем потом это время. Сейчас столько камер и знаков. Раньше ездили в Эжву с ограничением 60 км/ч, и можно было ехать быстро, а сейчас знак «40». Пассажиры опаздывают, мы тоже. Всякое бывает, но всегда причины объективные. Поломки происходят, на автобусах же сейчас полно электроники. На днях, например, только пересек перекресток на Коммунистической, и у меня автобус остановился, потому что запчасть по электрике отказала. Там коробка передач автоматическая, она просто не включалась, все – стоим. Посмотрел, нашел разъем, пошевелил, и питание пошло. Включил и поехал дальше. Но простоял минут пять. Это было в выходной день, ничего страшного не произошло. Если б это было в будний день, то пробка бы большая собралась.

– Вы чувствуете, что выполняете некую социальную миссию, чувствуете ответственность?

– Ответственность, конечно, большая, потому что в Эжву, скажем, когда ездим, то там по 100-120 человек бывает в салоне. Забота о пассажирах для меня всегда на первом месте. Автобус тяжелый, инерция у него огромная, и надо, например, всегда дистанцию правильно держать, чтобы при внезапном торможении пассажиры не попадали. Приятно, когда ты помогаешь кому-то успеть на работу, на учебу. Иной раз подъезжаешь и видишь, что на остановке люди стоят, как ледышки, а ты открываешь двери, они заходят, и потом смотришь, а они уже растаяли, все в телефонах, созваниваются.

– Как боретесь с профессиональным выгоранием?

– Сейчас рабочий день строго разграничен: отработал четыре часа, потом отдых, и опять четыре часа. У нас с этим все хорошо. Раньше, бывало, работали без перерыва дольше четырех часов, графики другие были. Конечно, к вечеру усталость накапливается. Но как только выходишь из автобуса, то все – домой едешь, и усталости нет. Это физическая усталость, а насчет моральной: вот два дня отдыхаешь, а потом все равно тянет на работу.

Хотелось бы, чтобы предприятие только процветало, чтобы и зарплаты росли. На работе какие-то новости, общение, коллектив у нас отличный, и тут всегда приятно находиться, на работу тянет, если долго сидишь на выходных. Опять же город, люди, тут же едешь, ты всегда в движении, живешь городом.

– Как часто вы сталкиваетесь с какими-то необычными ситуациями? Может быть, с такими, когда благодаря мастерству и многолетнему опыту удается избежать ДТП.

– Это бывает каждый день, это в порядке вещей. Мы к таким стрессам уже привыкли, к подрезаниям и прочему. Работа где-то рутинная и монотонная, а где-то и наоборот – энергичная, потому что порой надо успеть нагнать время или замедлиться, то есть нужно постоянно контролировать график.

– Как реагируете на проблемных пассажиров?

– Да всякое бывает, иногда и поругаться приходится. Одним словом, с людьми работаем. У меня в практике было такое, что заходили с гармошками и частушки пели. Бывает, что возмущаются, мол, не было вас долго или что дверь не сразу открываю, когда морозная погода. Иногда сложно, например, из-за снега подъехать к остановке и не сразу двери открываешь, потому что надо правильно припарковаться, ближе к бордюру подъехать. Ведь есть и пассажиры с ограниченными возможностями: кто-то, может, с палочкой выходит или заходит. Поэтому открывание дверей дольше происходит, и контролируешь, чтобы все грамотно было.

– О маломобильных гражданах если говорить, то автобусы сейчас оборудованы всем необходимым. Известный сыктывкарский активист Илья Костин, который возглавляет региональную правозащитную организацию «Аппарель», очень положительно отозвался о вашей работе.

– Да, есть специальные пандусы, но не всегда получается сделать все правильно, ведь если остановки нечищеные, невозможно подъехать идеально. Многие остановки в городе имеют еще и меньшую длину, чем требуется по ГОСТу, и автобусам большого класса практически невозможно припарковаться вплотную. Мы всегда стараемся максимально хорошо все сделать для пассажиров, но все равно всегда остаемся плохими в их глазах. Подъезжаешь, допустим, к заснеженной остановке, вроде ровненько встал, а автобус сам по инерции по льду в сторону откатился, и бабушки заходят, стучат палочками: «Почему неправильно подъехал?» Есть, конечно, и благодарные пассажиры.

Маломобильные граждане всегда выходят на первый план: будь то человек на коляске, на костылях. Такие люди стараются ближе подойти на остановке, чтобы мы их увидели. У нас город-то небольшой, и мы уже практически всех их в лицо знаем, и они нас многих по именам знают. Сейчас работаю на 46-м маршруте без кондуктора, и приходится выходить и спрашивать, где выходит человек, чтобы потом плотнее подъехать к остановке. Тем более снег, лед, а у многих коляски электрические, и они могут буксовать, поэтому нужно где-то и подтолкнуть, и поддержать, смотря как пандус стоит. В любом случае надо выйти, открыть аппарель, помочь с подъемом, со спуском.

– Были ли в дороге какие-то необычные ситуации?

– Не всю жизнь работал водителем автобуса, до этого какое-то время на грузовичке ездил. Как-то в Белоруссии остановился вечером отдохнуть на полчасика, перекусить. Быстро стемнело, стал заводить грузовик, и он не завелся. Паника, начал смотреть пошагово, где и что. Причина оказалась в электрике, и ее так сразу не увидеть. Машина дизельная, я понимал, что ее только дернуть и она заведется, там не нужен аккумулятор. Стоял, голосовал. Остановился мужчина на «Газели». Я тогда еще был неопытный, и у меня даже троса не было. Он достал свой трос, дернул, машина заработала. До Минска ехали с ним вместе километров сто.

– Вне рамок работы на чем вы ездите? Всегда интересно об этом узнать у водителей-профи.

– Езжу на «Ладе Веста», но у меня были и «Рено Логан», и «семерка». Остановился на «Весте», потому что она комфортная, вместимая, это универсал SW, все есть: тонировка, климатическая установка, куча всяких приспособлений. Хорошая машина для того, чтобы ездить куда-то далеко с семьей, мы частенько ездим на дальние расстояния. Какой-то минимальный ремонт могу сам сделать, но если что-то по электронике, то обращаюсь к специалистам. Но пока не подводила.

– А когда едете на легковом автомобиле, как на коллег по цеху реагируете?

– Где-то стараюсь больше пропустить автобус, потому что это уже что-то свое такое: допустим, к остановке подъезжаешь и предпочтение автобусу отдаешь – пропустишь его, где-то сделаешь «кармашек» ему, чтобы быстрее вклинился в поток. Как нас все пропускают, так и мы.

– То есть чувствуете психологию водительскую тонко.

– Да, например, скорая едет с мигалками, мы же на автобусе сидим высоко и успеваем ее по зеркалам увидеть раньше, чем те, кто на малолитражках. И вот, стоя в пробке, ты начинаешь всю эту колонну придерживать, чтобы проехала скорая, чтобы на перекресток никто не выехал. Многие даже начинают сигналить, мол, что стоишь, а там раз, и скорая проскочила. И они нас пропускают, когда мы от остановки отъезжаем.

– Какие у вас хобби, увлекаетесь ли автогонками, посещаете чемпионат «Супершип»?

– Пару раз ходил, но мы больше детьми заняты. Мое главное хобби – семья. Сын Влад занимается мини-футболом, постоянно ездим на соревнования, на сборы. Ухта, Сосногорск, Казань, Питер. Ребенок к своим 12 годам много где побывал. Мы не всегда можем поехать, сейчас хорошо, что есть трансляции. Они уже второе место на первенстве России по мини-футболу занимали. Буквально сегодня была игра, пока зрителям нельзя ходить, поэтому трансляцию по интернету смотрели дома с женой. Через сына у нас вся семья приобщилась к мини-футболу. Смотрели недавний финал чемпионата Европы, жаль, наши немного не дожали (сборная России уступила Португалии со счетом 2:4 – авт.). Старшей дочери Юлии 23 года.

– Дочь по вашим стопам пошла?

– Водителем автобуса не стала, но работает как раз в структуре, где учат на водителей.

– Вообще женщины – водители автобусов в городе есть? По этому поводу много разных стереотипов.

– Есть, они ездят на микроавтобусах – на «Мерседесах». У нас девчонки вообще огонь, ездят, может, даже где-то и лучше мужчин. Слесаря к ним тоже с уважением относятся, быстро приходят на помощь, ремонтируют.

– На маршруте вы полностью сосредоточены на рабочих моментах или иногда успеваете о чем-то еще другом подумать?

– Иногда успеваешь заметить то, какая у нас республика все-таки красивая. Раньше на 108-м работал, и когда из Эжвы выезжаешь рано утром, там такая дорога красивая, в пять-шесть часов солнце только поднимается – красота: ёлочки такие, даже грибы видно возле дороги. Зимой тоже красиво.

Ярослав СЕВРУК

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Водитель автобуса Игорь Кривой: «Мне нравится жить в ритме города»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.