Спасти оленеводство

Если немедленно не предпринять меры, Коми может лишиться отрасли оленеводства. После того как в соседних НАО и ЯНАО подняли закупочные цены на оленину, оленеводы Республики Коми чувствуют себя ущемленными и готовы перекочевать со своими стадами на территории, где работать выгоднее.

В декабре прошлого года одна из бригад воркутинского ПСК «Оленевод» хотела угнать больше полутора тысяч голов в ЯНАО. Когда возник такой прецедент, стало понятно, что необходима немедленная реакция, нужно кардинально повышать уровень жизни тружеников этой отрасли, иначе наш регион ее потеряет. Мерам господдержки оленеводческих хозяйств было посвящено рабочее совещание, организованное комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госсовета Коми.

Открывая мероприятие, руководитель профильного комитета Александр Попов сообщил, что совещание проводится по инициативе председателя производственного сельскохозяйственного кооператива «Оленевод» Сергея Пасынкова, который просит рассмотреть возможность оказания адресной финансовой поддержки оленеводам Республики Коми, чтобы она была сопоставима с условиями предоставляемой субсидии из бюджетов Ямало-Ненецкого и Ненецкого округов.

– Оленеводство всегда было частью традиционного образа жизни народов, проживающих в северной части Коми края, а также составной частью сельского хозяйства республики. Общая площадь земель, занятых оленьими пастбищами, в республике составляет свыше 9,5 миллиона гектаров. Это без малого четверть всех земель республики. В настоящее время поголовье домашних оленей в Республике Коми превышает 85 тысяч голов, из которых большая часть находится в пяти организациях, – озвучил статистику Александр Попов.

Он напомнил, что совещания на тему поддержки отрасли оленеводства проводились в Госсовете неоднократно. И, кроме того, Госсовет через Парламентскую ассоциацию Северо-Запада поднимал вопрос о необходимости принятия на федеральном уровне закона, который бы обеспечивал равенство прав лиц, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, на возмещение убытков в результате нанесения ущерба оленьим пастбищам хозяйственной деятельностью промышленных предприятий.

– Необходимость таких обращений была вызвана тем, что у нас в стране оленеводство традиционно развивается и рассматривается исключительно через призму деятельности только коренных малочисленных народов, но мы на примере нашей республики доказываем, что оленеводством занимаются и другие национальности, в том числе коми и русские. Поэтому меры господдержки в равной мере должны распространяться и на них. Однако до настоящего времени к нашим инициативам должным образом не прислушались, – отметил модератор мероприятия.

С основным докладом перед участниками совещания выступила замдиректора по экономике ПСК «Оленевод» Ксения Пасынкова.

В городском округе «Воркута» сейчас проживает 1401 представитель этнической общности коми, не относящихся к малочисленным народам России, но постоянно проживающих в тундре и ведущих кочевой образ жизни. А также 347 человек – представителей коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока – это ненцы и ханты. В своем большинстве они в той или иной степени имеют отношение к оленеводству, но именно оленеводством сегодня заняты около 300 человек, из которых 70 – работники ПСК «Оленевод». Оленеводы-частники, выпасающие своих оленей в воркутинской тундре, имеют возможность вакцинировать животных на коралях, принадлежащих ПСК «Оленевод», производить убой животных на специализированном убойном пункте предприятия, получать ветеринарное свидетельство и при желании продавать предприятию мясо своих оленей. Благодаря предприятию коренные жители могут трудоустроиться, что гарантирует им социальные выплаты. Это пенсионный стаж, кочевые и так далее.

Докладчик напомнила, что благосостояние семьи оленеводов во многом зависит от количества оленей, принадлежащих им, а также от количества сданного на убой и реализованного мяса животного. Поэтому закупочная цена оленины для них является ключевым аргументом при принятии решения, куда и кому реализовать мясо.

– Сегодня средняя закупочная цена мяса северного оленя в Воркуте составляет 150-180 рублей за один килограмм, что включает в себя только один источник – собственные средства предприятия-заготовителя. А, например, стоимость одного килограмма мяса в ЯНАО складывается из двух составляющих: 65 рублей от заготовителя и 385 рублей – окружная субсидия, что в сумме составляет 450 рублей за килограмм. А в НАО – 150 рублей от заготовителя и 160 рублей из регионального бюджета. Итого 310 рублей за кило, – привела расклад Ксения Пасынкова.

В Коми, по словам представителя сельхозкооператива, к сожалению, подобная поддержка не предусмотрена.

– И получается, с какой стороны ни посмотри, оленеводческие хозяйства в Коми заведомо проигрывают в конкурентной борьбе как за сырье, так и за рынки сбыта своей продукции, – посетовала представитель ПСК «Оленевод» и привела наглядный пример. – В 2021 году оленеводы-частники отказались сдавать мясо, высказав свои претензии, что на убойных пунктах ЯНАО мясо принимают по более выгодной цене и им все равно, из каких составляющих она состоит. Они готовы отогнать свои стада оленей туда, где цена будет больше. Видя экономическую выгоду в соседних регионах, оленеводы-частники, выпасающие своих оленей на пастбищах Республики Коми, сформировали свои нагульные стада для перегона и убоя их на территорию Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа в поселке Белоярск. А недобросовестные работники ПСК «Оленевод» с целью продажи попытались в декабре 2021 года увести на территорию Приуральского района ЯНАО 1729 голов оленей, принадлежащих нашему предприятию. В сложившейся ситуации республика может потерять традиционный для народа коми вид деятельности – оленеводство в воркутинском и интинском районах, как это уже произошло ранее в Ижемском районе, когда ООО «Ижемский оленевод и К0» по аналогичной причине прекратил свое существование, поменял форму собственности и юридически перешел в Ненецкий автономный округ.

По мнению Ксении Пасынковой, изменить ситуацию способен закон об оленеводстве в Республике Коми. Он уже десять лет не обновлялся и сейчас действует не полностью. Из принятых программ остались только вывоз детей оленеводов к месту учебы, компенсация за ведение кочевого образа жизни и еще ряд статей. Поэтому ПСК «Оленевод» обратился с просьбой предусмотреть субсидию в республиканском бюджете на возмещение части затрат за закуп мяса от оленеводческих хозяйств и оленеводов-частников, а также на производство и реализацию сельхозпродукции. Это позволит оленеводам получить экономическую выгоду за свой труд у себя дома.

Исполняющая обязанности  министра сельского хозяйства и потребительского рынка Ольга Бабина в ответном выступлении заверила, что деньги на господдержку оленеводов в бюджете Коми на текущий год будут предусмотрены. Кроме того, республиканский минсельхоз принимает участие в разработке федеральной Стратегии развития оленеводства, где будут учтены большинство потребностей тружеников тундры. Заодно и.о. министра перечислила уже действующие меры господдержки: компенсируется до 70 процентов затрат на техперевооружение и выделяются субсидии на племенную работу. В 2021 году общий размер средств на субсидии оленеводам составили 37,5 миллиона рублей. В пересчете на одну голову это 582 рубля.

Одной из ключевых проблем для оленеводов, по словам Ольги Бабиной, является недостаточное количество оленеводческих пастбищ, поэтому необходимо выделить дополнительные средства на землеустроительные работы и геоботанические исследования. Эти деньги также предусмотрены.

Что касается доведения закупочной цены на оленину до конкурентоспособной, то есть не ниже 300 рублей за килограмм, на это, по подсчетам минсельхоза, потребуется порядка 70 миллионов.

Еще одним проблемным вопросом руководитель министерства назвала кадровый, поскольку у молодого поколения отсутствует интерес к кочевому образу жизни. Правда, чуть позже Ксения Пасынкова опровергла такое мнение, по словам которой интерес к профессии оленевода у молодежи есть, и молодежь эта вполне продвинутая, они блогеры и тиктокеры, владеют информацией и готовы вернуться в тундру, если у них будет достойная жизнь.

Пока же, чтобы повысить интерес к профессии, минсельхоз предлагает организовать в школах факультативы, предоставлять молодым оленеводам стимулирующую выплату в размере 300 тысяч рублей, зоотехникам и ветеринарам – 500 тысяч.

В числе «наболевших вопросов» и.о. министра назвала строительство коралей. Корали необходимы для проведения полугодового и годового просчетов оленей, клеймения телят и проведения зооветеринарных мероприятий. Министерство предлагает в этом году выделить 21 миллион рублей на проведение таких работ.

Таким образом, по подсчетам минсельхоза, дополнительно в текущем году потребуется 94,5 миллиона рублей, из которых 73,5 миллиона – на возмещение части затрат на закуп оленины и 21 миллион – на строительство коралей. Соответствующие поправки в бюджете республики могут рассмотреть уже на апрельской сессии Госсовета Коми.

Куда менее оптимистичным было выступление президента Ассоциации «Оленеводы Республики Коми» Леонида Безумова. Но одновременно выступавший внес массу важных предложений.

– Я хотел бы вас поздравить с двадцатилетием отсутствия лесных пастбищ у ООО «Северный». 20 лет это хозяйство выпасает своих оленей в лесных массивах без разрешения. Две трети тундровых пастбищ, которые находятся в НАО, фактически хозяйству тоже не принадлежат, хотя оно их использует. В любое время ненецкие хозяйства через суд могут предъявить свои претензии, и на ООО «Северный» могут наложить десятки миллионов штрафов. Еще один «юбилей» – 25 лет, как предлагалось принять закон об уравнивании прав оленеводов-коми с оленеводами-ненцами. Мы время от времени все это повторяем, а закона как не было, так и нет. Такой закон можно принять на уровне республики, не дожидаясь, пока примут на федеральном уровне. Он позволит хотя бы на территории республики оленеводам коми национальности иметь такие же права, как ненцы и ханты, которые проживают и работают у нас. Наши соседи постоянно увеличивают поддержку своих оленеводов и переманивают их к себе на работу. Сейчас ЯНАО имеет возможность реализовывать мясо оленей в Европейский Союз напрямую, раньше это делалось через финнов. Реализуется порядка 500 тонн оленины, и это только начало. Еще одно направление, которое развивает ЯНАО, – создание предприятий по переработке эндокринного сырья, которое значительно дороже мяса оленя. Ямало-ненцы нас и в этом обошли. Думаю, что создавать цеха по такой переработке нет смысла, а вот присоединиться к ним, предоставлять им наше сырье по хорошей цене – это очень выгодно.

– Нам нужно активизировать работу с федеральными органами власти. Неправильно, что федеральные средства на отрасль оленеводства Республике Коми не выделяются. Также нам нужно активно работать с соседними субъектами. Утраченные пастбища, которые веками были прикреплены за нашими оленеводами на территории других субъектов страны, оказались утраченными в том числе из-за бездеятельности органов власти десяток-полтора лет назад. Необходим переговорный процесс. И нужно подготовить очередное обращение к федералам, – резюмировал, подводя итоги заседания, Александр Попов. ↓

Галина ВЛАДИС

Фото Артура АРТЕЕВА

Оставьте первый комментарий для "Спасти оленеводство"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.