Премию «Признание» за вклад в развитие журналистики в Республике Коми в минувшем году получила журналист, автор и ведущая телевизионного канала «Юрган» Елена Красильникова. Она представила на конкурс несколько документальных фильмов: «Заслуженный артист ГУЛАГа», «Русский Страдивари», «Таежная сказка Виктора Морозова», специальные репортажи «Имена на Новодевичьем», «Сверхзадача – выжить», «Хранители времени», «Инженер Морозов: от высоток до хрущевок», а также цикл программ – портретных интервью «Детали. Откровенное». О том, как были созданы эти фильмы, и о своей работе Елена Красильникова рассказала «Республике».
– Вы получили премию «Признание» за вклад в развитие журналистики в республике. Как вы сами оцениваете свой вклад?
– Я бы не стала так громко говорить – вклад. Оставим это слово для каких-то на самом деле выдающихся журналистских работ. Возможно, коллеги, эксперты конкурсной комиссии оценили скорее преданность профессии. Почти тридцать лет отдано журналистике. Хотя есть две работы – подчеркну, что они коллективные, потому что на телевидении по-другому не бывает, – которые дороги. В которых, на мой взгляд, есть глубина, искренность, нежность, работы, которые дают, не только пищу для ума, но и силы жить дальше. Это документальные фильмы «Заслуженный артист ГУЛАГа» о Воркутинском лагерном театре и «Русский Страдивари» о гениальном мастере-балалаечнике, нашем земляке Семене Налимове. Режиссер фильмов – Наталья Петрик, монтажер – Анастасия Жукова, оператор «Русского Страдивари» – Павел Лю-Лян-Мин. Если говорить о премии «Признание», то, конечно же, мне приятно получить такую высокую оценку коллег. Большое спасибо всем.
– После окончания филфака КГПИ вы успешно преподавали в школе. Но потом неожиданно ушли в журналистику. Что подвигло тогда столь резко сменить деятельность?
– Я и не уходила из педагогики. Сейчас преподаю в детском технопарке «Кванториум», веду занятия с юными тележурналистами, до этого были студенты СГУ имени Питирима Сорокина и первые две смены «Медиапоток» на молодежном форуме «Инноватика: Крохаль», республиканская школа начинающего журналиста «Media Sapiens». А почему ушла из школы? Наверное, потому что в то время не была готова брать ответственность за детей. И потому, что в начале девяностых бюджетникам платили зарплату с большими перебоями, нужно было искать стабильный доход. В Сыктывкаре как раз открылась городская студия телевидения «Третий канал», набирали журналистов. Попробовала – и до сих пор не могу «вынырнуть».
Тогда на сыктывкарском телевидении появились Елена Овчинникова, Анджела Асхабова, Елена Мезенцева, Юрий Савельев, Надежда Карманова, Сергей Сысоев, Евгений Ситкарев, Денис Чайкин, Александр Нестеров (список можно продолжать), с которыми потом мы работали на «Коми гор», а с кем-то и дальше на «Юргане». И это на самом деле большое счастье, что «открыл» для меня телевидение профессионал с большой буквы, оператор Александр Ильин. До сих пор восхищает, как он ставил свет, искал ракурсы, какой выразительной была его картинка. Труженик и художник. Рано ушел из жизни, как и другой мой коллега, его ученик Евгений Ситкарев.
– Что изменилось в тележурналистике за тридцать лет? Понятно, что сейчас используется новая техника, но изменилась ли сама стилистика, подача материала? Кого вы считаете своими наставниками в журналистике?
– Всегда ценилось умение добывать информацию, искать темы, героев, а потом живо, интересно рассказывать истории. Современным детям самое сложное сегодня как раз писать тексты, работать со словом. Им легче снять и смонтировать видео, общаться или что-то комментировать в кадре, чем продумать и создавать выразительный текст. Этому я училась у наших журналистов-газетчиков Владимира Овчинникова, Владимира Сумарокова, Сергея Сорокина, Игоря Бобракова, Бориса Суранова, Евгения Хлыбова, Алексея Лазарева. Для меня это главные наставники.
Если говорить о телевидении, то в 1990-е законодателем моды в России было НТВ, я восхищалась Леонидом Парфеновым, Татьяной Митковой, Михаилом Осокиным. Смотрела каждый день, не могла оторваться от экрана, выписывала в блокнот их находки – яркие выразительные фразы, построение «игровых» стендапов, нестандартные вопросы и повороты в теме. У каждого из них была своя индивидуальная манера интонирования, «поведения» в кадре. Это было что-то захватывающее. Глубина проработки темы и ее увлекательная и доступная «подача» для зрителя.
– Вы уже не первый год работаете с начинающими тележурналистами. Ваши ученики приходят на телевидение?
– Эти ребята и без меня пришли бы на телевидение. Я рада, что узнала еще в студенчестве талантливых тележурналистов Александру Головину, Таисию Жакову, Любовь Филиппову, Татьяну Хатанзейскую. И рада, если в чем-то помогла выпускникам «Кванториума», которые сейчас учатся на журналистике в вузах Сыктывкара и Питера: Марии Дымовой, Карине Костиной, Анне Арабовой, Наталье Михалёвой. Многому сама учусь у детей – они более продвинуты «технически». И для меня они немножко «инопланетяне». Бывает так, я спрашиваю у них, а что значит это выражение, а потом они задают похожий вопрос мне.
– Как вы находите героев для цикла программ – портретных интервью «Детали. Откровенное»? Удивляют ли они вас своими откровениями?
– Америки здесь не открою. Читаю публикации, соцсети, общаюсь с людьми на разных мероприятиях, кого-то рекомендуют друзья, знакомые и коллеги. Удивляют? Пожалуй, да, не было такого, чтобы герой не рассказал о чем-то, что потом обдумываешь, что эмоционально задевает. Как это часто бывает у журналистов, с кем-то из героев вы потом переписывайтесь, общаетесь, поддерживаете друг друга. Пусть не часто. Но их слова или короткие сообщения очень важны. Такими родными стали первая в республике женщина-пилот Галина Дубровская, заслуженная артистка России и народная артистка Республики Коми Лидия Логинова, исследователь истории Воркуты и писатель Фёдор Колпаков, воркутинский священник отец Рафаил.
Мы снимаем портретные интервью на разных площадках – в театрах, музеях, кафе, ресторанах, выставочных залах, любим профессорскую гостиную СГУ имени Питирима Сорокина. Однажды работали зимой в подмосковном поселке «Кино-1» на открытой террасе. Из-за пандемии. Таким было условие нашего земляка, воркутинца Александра Бородянского, автора сценариев к культовым советским фильмам «Афоня», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх». Кстати, Бородянский тогда опроверг то, в чем уверена вся Воркута: прототип сантехника Афони вовсе не городской телемастер Ефим Борщов, который сейчас живет в США. Я написала Ефиму Борщову, просила дать комментарий, но он отказался. Позднее мне передали, что он посмотрел «Детали. Откровенное» с Александром Бородянским и сказал, что хорошая получилась программа.
Сейчас вспомнила другую историю. В 2020-м в Сыктывкаре записывали большое интервью с Героем России Евгением Новосёловым, тем самым, который посадил в Ижме «Тушку». После съемки он говорит: «Я узнал, у вас сегодня юбилей, гости ждут, а вы тут со мной беседуете». А для меня такие съемки в день рождения – самый большой подарок.
– Как суметь «раскрыть» ранее незнакомого человека, вызвать его на откровенный разговор?
– Это не всегда получается. Обычно до записи интервью я встречаюсь с человеком или общаюсь с ним по телефону или видеосвязи. Так мы знакомимся. С ветераном педагогики, старшей пионервожатой Зинаидой Мингалёвой мы, например, беседовали больше пяти часов. Если герои приезжают из другого города и ограничены во времени, то максимально изучаю их интервью, размещенные в интернете. Это было с такими героями, как Светлана Немоляева, Александр Котт, Дмитрий Маслеев, Михаил Казиник, Александр Рудин и другие. Нужно «настроиться» на героя, хорошо ориентироваться в его биографии. Одна знакомая после эфира программы «Детали. Откровенное» с пианистом Дмитрием Маслеевым сказала: «Такое чувство, что вы знаете друг друга не один год». А я чуть с ума не сошла, пока готовилась к этому интервью, потому что у меня нет музыкального образования (очень жалею об этом), не разбираюсь в классической музыке. А здесь пианист такого уровня. Думала, ничего не получится. Несколько дней не спала. А когда увидела Дмитрия в гримерке на «Юргане», скромного, погруженного в музыку, которую он будет играть на концерте, как-то само все сложилось.
– Среди ваших последних работ документальные фильмы «Заслуженный артист ГУЛАГа», «Русский Страдивари», «Таежная сказка Виктора Морозова», специальные репортажи «Имена на Новодевичьем», «Сверхзадача – выжить», «Хранители времени», «Инженер Морозов: от высоток до хрущевок», «Вещи и смыслы. Сделано в СССР». Какие интересные факты во время съемок вы открыли для себя и для зрителей?
– Дело не только в новых фактах, хотя, безусловно, это важно, дело в том, как передать атмосферу времени и суть того, о чем рассказываешь. Как удержать внимание зрителя 30 или даже 60 минут. Как найти эмоциональный отклик. Как не перегрузить материал, что оставить, а от чего отказаться. Кто главные эксперты темы. Куда поехать обязательно. В какой стилистике создавать визуальную часть. Что будет музыкальным лейтмотивом. Все это очень важно продумать. Когда Воркутинскому драматическому театру присвоили имя его основателя Бориса Мордвинова, наша творческая группа тоже чувствовала себя причастной к этому большому событию. Хоть немного, но и мы повлияли на такое решение.
Во время работы над фильмом «Русский Страдивари» мы установили, что Семен Налимов похоронен вовсе не на Волковском кладбище Санкт-Петербурга, как написано во всех книгах и публикациях о мастере, а на Большеохтинском. На наш призыв отыскать могилу Налимова откликнулись земляки, которые живут или учатся в Северной столице, и представительство Коми в Северо-Западном регионе. Могилу волонтерам найти не удалось, скорее всего, она была утеряна в годы блокады Ленинграда.
Совсем недавно я поняла, что фильмы «Заслуженный артист ГУЛАГа» и «Русский Страдивари» – это еще и мои личные истории. Воркута спасла от голода мою маму, ее братьев и сестер – их было восемь детей, отец погиб на фронте. После войны из села Лэзым Сыктывдинского района они переехали в Заполярье, где снабжение было гораздо лучше. Старшие работали, младшие учились – моя мама училась в Воркуте с 1 по 10 класс – окончили там школу, а бабушка Пелагея тайно крестила воркутинских детей. Когда бываю в Воркуте, то чувствую сильную связь с этим городом. Он всегда помогает осознать что-то важное в себе и жизни. А Выльгорт, где родился Семен Налимов, совсем рядом с Лэзымом. И в большой маминой семье очень любили играть на музыкальных народных инструментах. Я же балалайку открыла для себя только сейчас, во время съемок фильма «Русский Страдивари», слушала, как играет на «Налиме» виртуоз Алексей Архиповский. Мы приезжали к нему на дачу в Подмосковье. Слушала записи Андреевского оркестра начала прошлого века – все балалайки, домры, гусли для которого сделал один мастер – Семен Налимов. Какая эта услада для души – звучание такого коллектива и таких инструментов.
– Для съемок документальных фильмов требуется немалая подготовка: нужно искать интересные факты в архивах, читать источники и т.д. Вся кропотливая работа остается за кадром. А в фильме все легко и изящно. Как удается добиться этого?
– Моя любимая фраза: только тех, кто любит труд, пионерами зовут. Работать, работать и работать. Иногда круглосуточно. Большую часть времени, действительно, занимает изучение материала, поиск героев, экспертов, составление договоров с учреждениями, где хранятся архивы. Важно найти, кто будет финансировать проект, чаще всего это грантовая поддержка. На «Юргане» работает сильная команда, которая готовит пакеты документов для получения разных грантов. А уже потом начинаются съемки. На каждый из документальных фильмов «Заслуженный артист ГУЛАГа» и «Русский Страдивари» ушло по два года. Одно лето снимаем, другое лето монтируем. Все остальное время – подбираем визуальный материал. Почему лето? Потому что июль и август – телевизионные каникулы, можно «оторваться» от текущих программ сезона.
– Съемка передач – процесс коллективный. Как удается настроить всю группу на одну волну?
– Никого не настраиваю. Есть работа. Есть люди, которым интересно создавать документальные фильмы – операторы, режиссеры, монтажеры, дизайнеры, звукорежиссеры. «Погружение» в материал происходит естественно, хотя, конечно, требует от каждого большой самоотдачи. Я очень ценю в своих коллегах творческий азарт, умение тщательно и вдумчиво работать над деталями, иногда не считаясь со своим временем и на пределе сил.
– Журналист – это не почасовая работа, а скорее образ жизни и мыслей. Идеи для фильмов могут появиться в самый неожиданный момент?
– Так произошло с фильмом «Русский Страдивари». Путешествовала по Калининградской области. Моим гидом был Артур Рудольф, который давно перебрался в этот регион. В Коми его помнят как министра культуры и главу администрации Сыктывдинского района. Мы исколесили область вдоль и поперек, а во время переездов Артур Рудольф много рассказывал о Семене Налимове. И я подумала, почему мы так мало знаем о мастере, работы которого по красоте формы и звучания сравнивают со скрипками Страдивари. И предложила эту тему руководству телеканала. Фильм получил республиканский грант.
Многие, наверное, знают, что в Коми нет ни одного инструмента Семена Налимова, это большая редкость, раритет. И вот сейчас четыре инструмента: две балалайки, домру и гусли – привезут на выставку из Шереметевского дворца (музей музыки в СПб) в Музей истории и культуры Сыктывдинского района. Будет возможность посмотреть.
– Много ли информации остается за кадром?
– Конечно, много. Нельзя объять необъятное. В этом и задача журналиста – не утонуть в материале. Выбрать главное. Сутевое. Чем-то «пожертвовать».
– О чем бы еще хотелось снять документальный фильм?
– Далеко не загадываю. А в этом году хотелось бы завершить фильм об истории национального балета «Яг-Морт».
Беседовал Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Елена Красильникова: «Ценю в своих коллегах творческий азарт»"