Душевность наряда и тепло бересты

Выставка «Душевность наряда и тепло бересты» открылась в Национальной галерее Коми. Экспозиция представляет творчество двух народных мастеров России из Сыктывкара: Тамары Кольчуриной и Артёма Чичкарёва.

Как рассказала «Республике» куратор выставки – сотрудник галереи Татьяна Дубинина, береста Артёма Чичкарёва и народные костюмы Тамары Кольчуриной удачно дополняют друг друга. В основе изделий обоих мастеров лежит материя: тканая и берестяная.

Художник-этнограф Тамара Кольчурина – знаток и мастер искусства костюма. На выставке впервые показаны ее эскизы, рисунки и костюмы. Также представлена женская чувашская шапочка – тухья, украшенная бисером и советскими монетками.

За полвека творчества мастер создала более двух тысяч костюмов: традиционных, театральных, для ведущих солистов (Альфии Коротаевой, Михаила Бурдина, Лидии Логиновой), творческих коллективов республики («Зарни ань»), для Национального музыкально-драматического театра Коми, республиканского колледжа культуры и других творческих коллективов. Только для ансамбля «Сигудэк» было создано 45 комплектов традиционных костюмов. В ее костюмах выступает Коми-пермяцкий ансамбль песни и танца «Шондiбан» из Кудымкара. Солисты и ансамбли из Коми с концертными программами в костюмах Тамары Кольчуриной побывали во многих городах России и за рубежом: во Франции, Венгрии, Финляндии.

– Костюмов остается все меньше и меньше, – посетовала Татьяна Дубинина. – Со временем они изнашиваются, перешиваются, переделываются. Поэтому то, что предоставлено для выставки различными творческими коллективами, – уже уникально.

 

Тамара Кольчурина родилась в Кудымкаре, а трудовую деятельность начала в Сыктывкаре. С 1967 по 1977 год работала художником-декоратором, заведовала декоративным цехом Республиканского музыкального театра (ныне театр оперы и балета). Ее способность детально рисовать эскизы заметила ученый-этнограф Любовь Грибова, которая рекомендовала Тамару Кольчурину в отдел этнографии и археологии Коми филиала Академии наук СССР. Здесь Кольчурина с 1977 по 1995 год работала старшим лаборантом-художником, выезжала в экспедиции, изучала декоративно-прикладное искусство, делала зарисовки, иллюстрации к научным работам коллег. В 1986 году окончила Сыктывкарский государственный университет, защитила дипломную работу по теме «Традиционный костюм коми конца ХIХ – начала ХХ века». С 1995 по 2005 год под руководством Тамары Кольчуриной была создана и действовала художественная мастерская «Левана», единственная в Коми, где по традиционным технологиям ткали, красили полотно, вязали кружева, набивали печатный рисунок, шили национальную одежду. Она сумела собрать и обучить команду мастеров и наладить творческий процесс. По ее эскизам и под ее творческим руководством из-под рук закройщика, швей, мастериц по ткачеству, вышивке, головному убору выходили уже готовые вышитые рубахи, нарядные сарафаны, головные уборы. Одна из ее последних работ – театральные костюмы к музыкальной сказке Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» (2018) для гимназии искусств при главе Республики Коми имени Спиридонова.

Артём Чичкарёв известен как мастер художественной обработки бересты. Первые уроки мастерства он получил у Михаила Кочева. Артём Чичкарёв – народный мастер России, член Союза мастеров Республики Коми, Союза художников России. Его работы экспонировались в Москве, Новгороде, Мурманске, Вологде, Саранске, а также в Финляндии, Норвегии и Швеции.

На выставке представлено около тридцати работ автора, созданных в разные периоды творчества. Это берестяные туеса, короба и шкатулки. Внимание посетителей привлекает берестяная сумка рыбака. В нее можно налить воду и хранить в ней живую рыбу. А в боковых кармашках есть место для соли, ножика и снастей. Скреплена сумка деревянными гвоздиками.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Душевность наряда и тепло бересты"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.