Бенефис, посвященный 25-летию творческой деятельности ведущей солистки балета театра оперы и балета Коми, заслуженной артистки России, народной артистки Коми, лауреата премии правительства Коми Натальи Супрун, прошел в Сыктывкаре 3 декабря.
В этот вечер балерина вышла на сцену в образе баядерки Никии – главной героини одноименного балета Людвига Минкуса. Спектакль выбран для бенефиса неслучайно: именно в нем можно максимально полно представить талант Натальи Супрун. Никия – одна из любимых партий артистки. Наталья Супрун в «Баядерке» не просто танцует партию, а играет большую драматическую роль, в которой помимо безупречности техничного исполнения хореографических элементов особое значение уделено и актерскому воплощению.
Наталья Супрун пришла в театр оперы и балета Коми в 1996 году после окончания Уфимского хореографического училища и сразу ввелась в балетный репертуар. Сегодня она зрелый мастер сцены, занимающий все эти годы первое положение в театре, ведущая солистка труппы, исполняющая все главные партии в балетных спектаклях. Помимо этого, она еще и педагог детской студии классического балета при театре.
За четверть века Наталья Супрун станцевала около трех десятков главных партий в классических балетах, создав галерею запоминающихся образов. В ее творческом багаже ведущие партии в «Щелкунчике», «Дон Кихоте», «Золушке», «Жизели», «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Яг-Морте», «Ромео и Джульетте», «Сильфиде», «Жар-птице», «Коппелии», «Барышне-крестьянке» и многих других. В составе балетной труппы театра Наталья Супрун представляла Республику Коми на международных и всероссийских гастролях.
После бенефиса Наталья Супрун ответила на вопросы журналиста «Республики».
– Как вы познакомились с балетом?
– Мои родители приехали в Коми с почетной миссией – строить город Вуктыл. Мне тогда было три года. Мама по профессии архитектор, а папа – строитель-монтажник. Обычная среднестатистическая семья, в которой из близких родственников никто не был связан с театром, с балетом. Но в жизни мы часто многое делаем за компанию. Вот и я в возрасте семи лет за компанию с подружкой пришла заниматься в танцевальный кружок к руководителю вуктыльского хореографического коллектива «Рябинка» Людмиле Вислоушкиной. Моя подружка потом занятия бросила, а я там так и осталась.
Через некоторое время Людмила Васильевна сказала маме, что я девочка способная, старательная, быстрее остальных детей схватываю материал, и порекомендовала отдать меня учиться балету. Мама написала несколько писем в хореографические училища. Помню, что первый ответ пришел из Перми, но я не подошла по возрасту – для поступления нужно было ждать полгода. Но здесь вмешался случай – мамина коллега услышала по радио, что в Сыктывкаре будет проходить отбор детей в только что открывшееся Уфимское хореографическое училище, представители которого ездили по стране и отбирали способных к балету детей. Родители приняли решение, что нужно ехать на просмотр. Свободных билетов на самолет не было, и тогда мама уговорила руководство аэропорта отправить нас в Сыктывкар на почтовом «кукурузнике». Столько лет прошло, а я все еще помню длинную узкую скамейку в самолете и стоящие вокруг коробки с посылками.
Отбор я успешно прошла – из всех детей, пришедших на просмотр, преподаватели выбрали одного мальчика и трех девочек. В училище поступили только трое, а окончили его мы вдвоем с Андреем Меркурьевым, ныне заслуженным артистом России, солистом Большого театра.
– Наверное, вы с самого детства мечтали стать балериной?
– Видимо, мне это было предназначено судьбой. Моя тетя рассказывала, что я, еще не умея ходить, делала «ласточку». А бабушка всегда переживала, что я очень худая и плохо ела. А я на это отвечала: «Если я буду много есть, то меня партнер не сможет поднимать!»
В Уфе проучилась восемь лет. Жила в интернате, приезжала домой только на каникулы. Учиться было сложно. Из-за того, что я всегда была бледная, преподаватель младших классов считала, что я очень болезненная, и даже настояла на моем медицинском обследовании. Я пролежала в больнице почти целую четверть учебного года, от одноклассников сильно отстала. Меня даже хотели отчислить, но вмешался директор училища Али Салихович Бикчурин, оставив меня продолжать обучение. В итоге я окончила училище с красным дипломом. На первых двух курсах училища одновременно с учебой работала в Башкирском государственном театре оперы и балета. С «Лебединым озером» ездила на гастроли в Санкт-Петербург. Целый месяц спектакли шли в Александринском театре. Тогда я стояла в кордебалете, в лебедях.
В последний год моей учебы в Уфе ситуация в стране резко поменялась, и ввели платное обучение. За нас платила Республика Коми, поэтому я должна была вернуться на работу в театр Сыктывкара. Но об этом я узнала гораздо позднее. Конечно, хотелось работать в столичных театрах. Поэтому сразу после выпускных экзаменов мы с одноклассницей поехали проверяться в театры Москвы и Санкт-Петербурга. Меня взяли в балетную труппу Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и в Санкт-Петербургский театр балета Константина Тачкина. Но главный балетмейстер нашего театра – в то время им был Иван Паршагин – оставил меня в Сыктывкаре.
– В вашем репертуаре порядка тридцати главных партий в классических балетах. Какая из них самая любимая?
– Всегда самая любимая партия та, над которой сейчас идет работа. Поэтому могу сказать, что любимые все мои роли. Я получаю много теплых слов после каждого спектакля. Но балетные критики высоко ценят техническое и драматическое исполнение моей Жизели. Балетмейстер-постановщик «Жизели» Алексей Бураков после премьеры рассказал в одном из интервью: «Наташа меня просто поразила. Признаться честно, я давно не видел такой сцены сумасшествия у Жизели. У меня даже слезы наворачивались. Это удивительная актриса!»
– В каком балете вы мечтаете станцевать?
– Моя мечта станцевать на нашей сцене в балете Адольфа Адана «Корсар». Но у нас в театре этот спектакль никогда не шел.
– Вы руководитель и педагог детской студии классического балета при театре. Сложно ли научить детей балету?
– У меня большой педагогический опыт – преподаю классический танец уже 14 лет. В детской студии при театре не ставлю задачу сделать из каждой девочки балерину. Для этого есть профессиональные училища. Я помогаю детям полюбить классический балет и учу их не бояться сцены. Даже если мои ученики и не свяжут свою профессию с этим красивым видом искусства, они всегда будут благодарными и понимающими зрителями. Сейчас в репертуаре театра идет двенадцать спектаклей, в которых принимает участие детская студия.
Стараюсь всегда вывозить детей на конкурсы разного уровня. С каждого конкурса мы привозим призовые места, а на круглых столах жюри всегда отмечает, что дети очень отличаются от других: правильно обучены, тянут стопы и колени, на сцене они эмоциональные и раскрепощенные.
Мне всегда везло на талантливых учеников. Многие из первых моих учениц Детской хореографической школы стали профессиональными артистами балета, некоторые работают в нашем театре, выходят со мной на одну сцену. Конечно, в балете всегда не хватает мальчиков. Было время, когда в студии занимались четыре мальчика. Сейчас трое из них продолжают обучение в хореографических училищах. Бронислав Бажуков и Мирон Попов учатся в гимназии искусств при главе Коми, а Влад Фадеев – в Воронежском хореографическом училище. Сейчас у нас один мальчик – Дмитрий Крестьянинов, который радует всех каждым своим выходом на сцену.
– Что главное для балерины? Какие качества нужны и важны?
– Необходимы упорство, целеустремленность и твердый характер. А также умение договориться с самим собой. Но сложнее всего преодолевать каждодневную лень.
– Как вам удается поддерживать свою чудесную форму?
– Секрет прост – я занимаюсь любимым делом и не прекращаю работать над собой.
– Кто из известных балерин является для вас идеалом?
– За годы работы в театре и участия в гастролях, конкурсах и фестивалях мне посчастливилось бывать на уроках классического танца у наших мэтров, прославленных мастеров русского балета Майи Плисецкой, Надежды Павловой, Михаила Лавровского, Вячеслава Гордеева, Гедиминаса Таранды, Владимира Васильева. Я работала с балетмейстерами Борисом Мягковым, Юрием Пузаковым, Олегом Игнатьевым, Натальей Воскресенской, Марией Большаковой, Александром Полубенцевым, Владимиром Романовским, Виталием Ахундовым, Андреем Стельмаховым, Анатолием Емельяновым, Екатериной Самбуевой, Натальей Терентьевой, Ниной Мадан, Марианной Рыжкиной, Александром Рюнтю, Андреем Меркурьевым и многими другими. Все они – выдающиеся личности и вызывают у меня восхищение.
– Есть ли у вас поклонники?
– Свои поклонники есть у каждого артиста. Но для меня самые важные зрители – это мои ученики.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Балерина Наталья Супрун: «Еще не умея ходить, я делала «ласточку»"