Бои на бездорожье

Интинцы продуктивно отметили День автомобилиста 31 октября. Энтузиасты из клуба «Инта Off-Road» провели гонки на внедорожниках в формате джип-спринта. Любители мощных машин уже не первый год общаются в сообществе «ВКонтакте», ездят вместе в небольшие автоэкспедиции, которые называют просто и душевно – «покатушки». Идейный вдохновитель клуба интинских автолюбителей и организатор гонок Виктор Захаров рассказал «Республике» о том, что мотивирует к проведению всевозможных мероприятий в моногороде.

Объединение любителей 4×4

Сообществу «Инта Off-Road» уже несколько лет. Платформой для объединения стала группа в соцсети «ВКонтакте», где автолюбители общаются, договариваются о встречах, публикуют объявления о продаже тех или иных запчастей или даже машин. Основным зачинщиком всего этого движения является Виктор Захаров, во всем ему помогает Егор Гулов. Виктор Захаров трудится в Интинском аварийно-спасательном отряде ГАУ «СПАС-Коми», а в свободное от работы время любит путешествовать на своей «Ниве». Причем и занимается ремонтом, и делает различные доработки машины. О том, как родилась любовь к автомобилям, Виктор Захаров ответил коротко: «Всю жизнь за рулем». Чтобы съездить на природу, в Инте стандартной машины маловато. Дороги разбитые, местность болотистая. Нужна дополнительная подготовка автомобиля. После покупки пятидверной «Нивы» он пришел к выводу, что надо ее дорабатывать. Увидел человека, у которого тоже такая же машина была, но «заряженная», познакомился, и так потихоньку сформировался круг общения по интересам, создали и группу для объединения.

– Работаю спасателем, с детских лет увлечен туризмом. Товарищ, который мне во всем помогает, тоже турист. Любовь к природе есть, а чтобы добраться до нетронутой природы, надо иметь соответствующий автомобиль. Одно без другого у нас никак, – отметил Виктор Захаров. – По модернизации постоянно делимся опытом. Когда модернизируешь машину, ты же ее узнаешь технически: какая запчасть и за что отвечает, и в отдалении от города эти навыки пригождаются. И потом когда что-то из строя выходит, то ты уже не бросаешь машину в панике, а вполне можешь сам починить.

Из этого увлечения и выросло желание объединиться с такими же автолюбителями, ведь для Инты езда на внедорожниках вообще очень актуальна. Единомышленников сразу нашлось много. В какой-то момент Виктор Захаров решил, что стоит выйти за рамки просто городских и загородных «покатушек», и стал собирать желающих на соревнования. Тех, кому интересно испытать себя и своих «железных коней», оказалось также немало.

– Предложил ребятам: «Не хотите погонять?» Многим идея понравилась. Вот до первого мая еще по зиме выехали толпой – «протоптали» кружок. Сами понимаете, у нас снега много. Попробовали, покатались, понравилось. Решили потом уже привлечь массы со стороны клуба и провести первые соревнования, – рассказал собеседник издания.

Всего пока провели три соревновательных мероприятия. Это две гонки в формате джип-спринта – по сути своей кольцевые гонки, и одна в формате GPS-ориентирования. Первая гонка прошла в мае.

– Это был джип-спринт, мы разбили машины на две категории: «подготовленные» и «стандарт», – продолжил энтузиаст из Инты. – В каждой категории было по пять экипажей. А в октябре вообще порядка 25 машин заявилось, и некоторые хотели непосредственно перед стартом зарегистрироваться, но у кого-то работа, у кого-то другие причины, и в итоге участвовало 18 экипажей: в «стандарте» – 12, в «подготовленных» – шесть.

Многие считают, что в подобных гонках участвуют в основном «денежные мешки», которым просто хочется похвастаться дорогими иномарками. Это мнение энтузиаст назвал ошибочным:

– Да, есть люди на иномарках, но среди участников много и тех, кто ездит на «Нивах», УАЗах, классы вообще настолько разные: даже мужчина один заявлялся на полноприводной «Газели», но не приехал, что-то не получилось у него. Иномарки соревнуются больше в классе «стандарт», а среди «подготовленных» больше «Нив» и уазиков, потому что они уже такие кастомные (с различными доработками – авт.), у них колеса сумасшедшие, блокировки и так далее.

Среди победителей оказалось больше именно старых отечественных марок. В майском старте, который организаторы окрестили «Весенним обострением», победу в категории «подготовленные» одержал Дмитрий Замятин на машине Mitsubishi Pajero Sport, вторым был Михаил Нечаев на «Ниве», третье место занял Денис Килеев на «УАЗ Патриот». В категории «стандарт» первенствовал Евгений Пудков на «Ниве Шевроле», вторым был Андрей Гарасимчук на Mitsubishi Pajero Sport, бронзу завоевал Сергей Танасиев на автомобиле «УАЗ Симбир».

В октябрьских соревнованиях под названием «Крутящий момент» в категории «подготовленные» победил Михаил Гостев на УАЗ-469, вторым оказался Михаил Нечаев на «Ниве», замкнул тройку Владислав Суханов на УАЗ-31514. А в категории «стандарт» первым стал Дмитрий Баев на «УАЗ Хантер», вторым Сергей Ятчук на Nissan Patrol, третьим – Евгений Пудков на «Ниве Шевроле».

– В конце июня проводили вторые соревнования, в них участвовало всего две машины в категории «подготовленные». Формат соревнований был GPS-ориентирование: на пересеченной местности расставили 15 контрольных точек, табличек с номерами, у каждой такой таблички соответственно свои GPS-координаты были отбиты на бумажке. На старте участникам раздавали координаты этих 15 точек, они должны были в навигатор забивать эти координаты и ориентироваться на местности, прокладывая путь к той или иной точке, – рассказал Виктор Захаров.

Безопасность превыше всего

Собеседник издания буквально кипит разными идеями и желанием привлекать все больше людей к участию в мероприятиях:

– Каждый раз прокладываем трассу по-новому, добавляем новые элементы для прохождения. Допустим, по весне, когда отсутствовал снег, была грязь, а сейчас был снег, и сразу с этим возникали определенные сложности: с разгона в поворот сильно не войдешь, надо притормаживать, где-то крутые подъемы сложнее брать было. То есть при разной погоде участникам приходится применять совершенно разные навыки. Зимой нас сильно ограничивает слой снега, но на летний период наметки есть, будем двигаться дальше. Желающих много, все говорят: «Делайте, будем участвовать». Но и в организации есть сложности, своими силами тяжело этим заниматься. В октябре мы три с лишним километра трассы оградили лентой. Для джип-спринта три километра – это большая трасса. Это такой туннель из ленты справа и слева, около шести километров маркировочной ленты ушло, всю ее в Инте скупили. Это помимо того, что все делается на своих машинах, плюс грамоты заказывали.

Организаторам, несмотря на непростые финансовые времена, удается находить и спонсоров. Призами помогают разные интинские компании и магазины. На гонку, посвященную Дню автомобилиста, получилось привлечь местное отделение ДОСААФ России. Место для стартов, как отметил Виктор Захаров, выбрали очень удачно:

– На окраине города, где ранее была шахта. Это такие шахтные отвалы – терриконы. Там на машинах не ездят и люди там не гуляют, но на полноприводных автомобилях проехать можно свободно. И притом не сильно далеко от города. Дорогу накатали, и зрители даже на обычных машинах потом проезжали. Близость к городу удобна со всех точек зрения, в том числе и болельщикам ехать не сильно далеко. Главным для нас было обеспечение безопасности. Ограничили доступ посторонних на дистанцию, работала техпомощь, судьи с радиостанциями все контролировали. Оргкомитет держал все под контролем, потому что какое бы веселое ни было мероприятие, но безопасность превыше всего.

Как ни странно, за автогонками по телевидению Виктор Захаров не следит. Основным хобби называет туризм и активных отдых:

– Практически всеми видами спорта занимаюсь по чуть-чуть: лыжи, бег, плавание, велосипед. Стараюсь активный образ жизни вести. Конкретно чем-то сильно не увлекаюсь. Нравится заниматься спортом для себя, ну и автомобили, конечно, интересно мне свою машину модернизировать, делать что-то именно своими руками. Для мужчин же автомобиль – это бесконечный конструктор, одно доработал, уже в голове что-то другое зреет в очереди на переделку. Вот так потихоньку, и все друг с другом общаемся, советуемся в плане того, что и как переделать или доработать. Цель у нас изначально была такая, чтобы объединить любителей внедорожников. Чтобы все друг друга знали, общались, выручали.

«Можно больше, чем чуть-чуть»

Автолюбитель уверен, что подобные старты важно проводить не только с той точки зрения, что это некое развлечение, но также они способствуют и росту водительского мастерства. Сам он не участвует в стартах, а больше посвящает себя организаторской работе:

– Ну, представьте, всю трассу я раз пять-шесть прохожу пешком, на машине личной ее «ставлю»: каждую кочку и ямку знаю. Даже если у нас на дистанции два-три круга, то первый круг человек все равно едет в полскорости, он опасается на что-то налететь, опрокинуться или еще что-то, а я же могу с первого круга газ в палас втопить, так как все наизусть знаю. Опять же мне неинтересно выиграть те призы, которые сам же выбил. В первой гонке я с ребятами погонялся, в категории «стандарт» показал второй результат, но в зачет не полез, решил, что пусть лучше участники получат подарки.

Как организатору ему важнее сделать для людей праздник, чем самому посоревноваться. Как бы ни было, каждому участнику приятно получить грамоту и приз за победу, то есть спортивный интерес в любом случае присутствует. Люди не избалованы в Инте подобными мероприятиями, и для кого-то это может вообще стать главным впечатлением в году.

– Многие сомневаются, мол, вот там будут профессионалы, а у меня стандартная «Нива». Я говорю: «Да что вы боитесь, во-первых, все новички, во-вторых, будете участвовать с такими же, как вы». Для класса «подготовленные» более сложная трасса, и машины у них серьезнее, а для «стандартных» полегче, поэтому никому ничего не надо бояться, – отметил идейный вдохновитель автообъединения.

Есть мнение, что полноприводные машины при умении «выжимать» из них максимум дарят необыкновенное чувство свободы. Это утверждение подтвердил и собеседник издания:

– Ты можешь проявлять себя больше, чем другие. Некоторые, допустим, имея полноприводный автомобиль, боятся где-то проезжать. На совместных выездах люди учатся, многие не знают, что можно стравить колеса и проехать по слабонесущему грунту, по болотистой местности либо в песке. Потенциал своего автомобиля не могут раскрыть, поэтому и боятся. Многих мы научили пользоваться автомобилем на 100 процентов, а так они ездили по городу и не знали своих возможностей, не знали, что можно больше, чем чуть-чуть. Один человек много денег вложил в машину, как и у меня, у него пятидверная «Нива», и он сказал, что только на соревнованиях понял, на что она вообще способна.

Любовь именно к отечественному автопрому родилась не исключительно из-за патриотических чувств, а сложилось так еще и по финансовым причинам:

– Мы ездим иногда далеко от города, в горы на сто с лишним километров, там труднопроходимые места. Поэтому в отечественных авто привлекает ремонтопригодность. «УАЗ Патриот», «УАЗ Хантер», «буханка» или «Нива» – в принципе если что-то сломается, то их на месте можно починить. Опять же если что-то сломается у иномарки, то тут у нас в Инте беда с магазинами и доставкой, а на российские машины практически всегда все есть в наличии. Даже если в горах встал, то туда тебе товарищи могут запчасть привезти, и не надо полторы недели ждать какой-нибудь хитрый сальничек, например, на Subaru Forester.

Ярослав СЕВРУК

Фото предоставлено участниками клуба «Инта Off-Road»

Оставьте первый комментарий для "Бои на бездорожье"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.