В Госсовете завершились традиционные осенние бюджетные слушания, финальным аккордом стала госпрограмма «Управление государственными финансами и государственным долгом» и обсуждение основных характеристик бюджета на следующий год и плановый период 2023-2024 годов.
Рабочее совещание прошло 18 ноября, а уже 24 ноября документ о казне Коми приняли парламентарии. И, пожалуй, это было самое дискуссионное, непростое принятие бюджета за последние годы. Буквально за считанные дни было принято решение увеличить финансирование ряда госпрограмм в следующем году почти на пять миллиардов рублей.
Первый вариант бюджета, подготовленный в октябре, был внесен главой республики на рассмотрение депутатов Госсовета Коми в начале ноября. Но уже в ходе слушаний госпрограмм стало понятно, что по ряду направлений требуются дополнительные средства, причем немалые. Так что к финалу бюджетных слушаний и.о. министра финансов Коми Александр Комлев представлял, по сути, черновой вариант. Он сообщил, что удельный вес расходов казны региона в этом году составил, по предварительной оценке, 97,6 миллиарда рублей. На 2022 год запланировано 93,2 миллиарда, в 2023-м – 93,4, в 2024-м – 93,6. И сразу же, дабы не возникало вопроса о заметном снижении расходов, Александр Комлев пояснил, что куда большие расходы этого года (равно как и прошлого, и позапрошлого) обусловлены «ростом первоочередных расходов», которые в том числе обеспечивались дополнительными федеральными вливаниями в ту или иную госпрограмму. И в ближайшие годы траты будут все же выше озвученных, поскольку комитеты Госсовета уже планировали дополнительные расходы по разным направлениям.
Региональную казну изрядно потрепал коронавирус, вызвавший немалые траты. Кроме того, брешь в доходах возникла из-за снижения налоговых поступлений, в том числе благодаря ковиду. Так что, несмотря на то что, по версии минфина Коми, экономика постепенно восстанавливалась в 2021 году, с дефицитом финансов справиться фактически шансов не было.
Владимир Уйба, глава Республики Коми:
– Обсуждение на сессии Госсовета было яркое, и это очень хорошо. Но перед этим была большая работа, проведенная на заседаниях, где заслушивали министров, которые принимали участие в формировании бюджета на трехлетку. Меня спрашивают: «Как же так, вы говорите, что мы живем в дефиците, причем предельном, а вы еще и увеличиваете расходы?». Это может показаться неправильным, когда у тебя есть дефицит, надо сокращать расходы. Но так, наверное, можно делать в семейном бюджете. А когда ты говоришь о развитии республики, нужно думать не о том, как бы свести бюджет «в ноль», потому что тогда мы не будем развиваться.
Самое простое: есть у нас 90 миллиардов доходов – сделать 90 миллиардов расходов. Но тогда у нас действительно все будет «в ноль», в том числе и развитие. Потому что все, что мы сегодня предложили депутатам, – поддержать развитие. Мы действительно идем с дефицитом, но мы его просчитываем. Мы видим создание новых рабочих мест, заложили миллиард и сорок миллионов на развитие экономики. Что нам это даст? Приток 58 миллиардов. Если мы не будем развиваться, не получим дополнительные инвестиции и, соответственно, прибыли.
На что мы попросили деньги у Госсовета и в чем нас депутаты поддержали: общее увеличение на 2022 год на пять миллиардов. Это притом что у нас 10,9 миллиарда дефицит. Риск? Безусловно. Но – оправданный риск, а не рулетка, когда не знаешь, повезет – не повезет. Здесь все просчитано, и мы действительно рассчитываем на то, что, запустив экономику, получим дополнительные средства не пять миллиардов, а больше.
Что касается госдолга Коми, то по итогам января-октября он сократился на 4,1 миллиарда (11,4 процента) и на начало ноября составлял 31,8 миллиарда.
В октябрьской версии бюджета расходы на обслуживание госдолга в этом году должны были составить 2,2 миллиарда, но по факту, вследствие перекредитовок и реструктуризации обязательств по бюджетному кредиту, минфин рассчитывает снизить эту сумму на 1,3 миллиарда. По оценкам минфина России, Коми сейчас относится к регионам со средним уровнем долговой устойчивости.
Муниципальные бюджеты в Коми тоже не могут похвастаться избытком средств, поэтому их доходы доводятся до необходимых сумм за счет казны региона. В 2022 году такие дотации решено увеличить на четыре процента. Также отдельное поощрение получат города и районы, которые активнее всего наращивают налоговую базу. В нынешнем году такой бонус на общую сумму 40 миллионов рублей получили Корткеросский и Троицко-Печорский районы, Вуктыл, Сосногорск и Ухта.
Тренд последних лет – инициативное бюджетирование, вовлечение населения, органов общественного самоуправления в распоряжение казной. В первую очередь это проекты «Народного бюджета». И.о. министра отметил, что в этом деле у республики уникальная практика, благодаря широкому охвату направлений реализации народных проектов. И этот положительный опыт не раз отмечался на межрегиональном уровне. Александр Комлев продемонстрировал парламентариям слайд с объемами финансирования народных проектов из бюджета Коми: в 2021 году – 266 миллионов, в 2022-м – 124 миллиона, в 2023-2024-х – чуть более 120 миллионов. Но тут же пояснил, что цифры эти в ближайшие дни изменятся, поскольку депутаты готовят поправки по этому направлению, так что в следующем году доля народного бюджета составит порядка 400 миллионов рублей, а в дальнейшие два года еще больше.
Число заявок на финансирование по линии «Народного бюджета» растет, на выделение средств в этом году, например, претендовало 700 проектов (одобрено более 400), на следующий год подано уже более тысячи заявок.
– Учитывая высокую социальную значимость реализуемых проектов, а также общепризнанную эффективность данного инструмента, считаем рост расходов на инициативное бюджетирование крайне ценным и оправданным, – подчеркнул министр, добавив, что в этом году самым активным в реализации народных инициатив муниципальным образованиям были выданы гранты в общей сумме 47,6 миллиона рублей.
К 23 ноября, когда «чистовой» вариант бюджета с поправками (без которых проект закона о бюджете решено было не согласовывать) обсуждали на заседаниях комитетов регионального парламента, цифры, как и предполагалось неделей раньше, скорректировались. По последним данным, расходы на текущий год уже составляли 98,7 миллиарда, а концу года, по предварительным данным, должны составить 101,5 миллиарда. Доходы бюджета в 2021 года – 88,3 миллиарда, к концу года ожидается достижение 91,8 миллиарда (73,3 миллиарда – собственные доходы, остальное – безвозмездные поступления из федеральной казны). Дефицит бюджета – 10,4 миллиарда, но к концу года ситуация должна чуть улучшиться за счет роста доходов, так что разница между расходами и доходами составит 9,7 миллиарда.
Ожидаемые доходы 2022 года с учетом согласованных поправок должны составить 87 миллиардов (13,5 из них – безвозмездные поступления), расходы – 97,9 миллиарда: на 4,7 миллиарда больше, чем в версии недельной давности, и на пять миллиардов больше, чем вообще изначально рассчитывали, верстая бюджет. Дефицит составит, соответственно, 10,9 миллиарда, а не 8,7, как предполагалось раньше. Предварительный объем доходов на 2023-й – 90,5 миллиарда рублей, расходов – 100,2 миллиарда. В 2024-м – 92,1 и 99,2 миллиарда соответственно. То есть доходы по уточненному прогнозу налоговых и неналоговых поступлений в ближайшие два года будут примерно на два миллиарда больше, а в 2024-м – на 2,6 миллиарда.
На что пойдут дополнительные миллиарды, Александр Комлев подробно рассказал, представляя на заседаниях комитетов обновленную версию главного финансового документа Коми. Вливания в отрасли будут по приоритетным направлениям.
В первую очередь решено вкладываться в объекты инфраструктуры, чтобы дать толчок к реализации новых инвестиционных проектов, на это закладывается дополнительно более миллиарда рублей ежегодно.
По 883,7 миллиона каждый год планируется выделять местным бюджетам на нужды муниципальных дошкольных и образовательных организаций. Кроме того, еще на 305,1 миллиона вырастет ежегодный вклад в укрепление материально-технической базы и создание безопасных условий в организациях в сфере образования.
Более 650 миллионов в следующем году и более 630-ти в 2023 и в 2024-м – добавочные средства на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в связи с применением льготных тарифов.
Расходы на льготное лекарственное обеспечение населения Коми – плюс 250 миллионов ежегодно.
220 миллионов дополнительно будут выделять на господдержку сельского хозяйства.
«Народному бюджету» и другим народным инициативам, чтобы довести их финансирование до 400 миллионов рублей, добавят 271,3 миллиона на 2022 год и по 296,2 миллиона в 2023 и 2024 годах.
На 170 миллионов в следующем году возрастет поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере социальной поддержки и защиты граждан, в 2023 и 2024-м им добавят по 96,3 миллиона.
267,6 миллиона – дополнительные средства для оплаты страховых взносов на ОМС неработающего населения на 2024 год.
Сергей Усачёв, председатель Госсовета Коми:
– Наша задача была и остается прежней – двигаться в направлении социально-экономического развития нашего региона. Не спорю, ситуация тяжелая и проблем в регионе достаточно. Поэтому их решение я вижу только в диалоге между парламентом, главой и правительством, в атмосфере доверия и сотрудничества. Только так можно получить прочную основу для принятия качественных, востребованных и реально работающих законов, а также повысить качество жизни наших граждан.
Кроме того, средств добавят еще на ряд направлений в сферах социального обеспечения, здравоохранения, физической культуры и спорта и других. В 2022 году – 316,8 миллиона, 293 миллиона в 2023-м и 389,7 миллиона на 2024 год.
Александр Комлев подчеркнул, что дополнительное финансирование распределялось на самые важные направления.
Дополнительные доходы порядка двух миллиардов ежегодно не перекроют дополнительные расходы, которые в два с лишним раза больше. Соответственно, республику ожидает рост дефицита бюджета, увеличатся дополнительные заимствования и расходы на обслуживание госдолга.
Уровень дефицита республиканского бюджета к налоговым и неналоговым доходам составит на 2022 год предельные 15 процентов, на 2023 год – 13 процентов и на 2024 год – девять процентов.
Впрочем, по версии Александра Комлева, уровень госдолга, который к 1 ноября удалось сократить на четыре миллиарда, на начало 2022 года будет вполне приемлемым. Министерство приложит все усилия, чтобы выполнить ранее принятые на себя обязательства, иначе придется возвращать досрочно федеральный кредит в 724 миллиона рублей. Параметры бюджета, по его словам, в части предельного соотношения госдолга к налоговым и неналоговым доходам выстроены таким образом, чтобы не превышать предельно допустимые границы, обозначенные российским бюджетным кодексом.
На улучшение ситуации с доходами, в частности, позволяет надеяться прогноз Управления Федеральной налоговой службы. Основными источниками дохода в региональном бюджете составляют налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и налог на доходы физических лиц. Причем в первом случае солидный взнос дает «нефтянка», во втором – газовая отрасль и промышленность, в третьем – сотрудники нефтегазовой отрасли.
Парламентарии поправки согласовали, хотя и не без замечаний и дискуссий, которые были и на заседаниях комитетов, и на следующий день, перед голосованием по проекту бюджета на заседании сессии Госсовета 24 ноября.
Глава республики Владимир Уйба выступил перед парламентариями, напомнив, что прошлый и нынешний годы из-за пандемии были очень сложными для экономики Коми и России в целом, из-за чего финансово пострадали многие отрасли. Немало проектов пришлось откладывать, чтобы выполнить социальные обязательства перед населением, и, конечно, огромных вливаний потребовала сфера здравоохранения.
– Но благодаря нашей совместной работе экономика начала восстанавливаться, и сейчас мы превзошли уровень допандемийного 2019 года. Есть все основания надеяться, что доходы будут расти, значит – будет больше средств на развитие, – отметил руководитель региона, добавив, что бюджет формировался весьма сложно.
Минфин России, рассмотрев документ, отметил высокий риск невыполнения финансовых соглашений с Федерацией. Особую тревогу вызвал разрыв в доходах и расходах, то есть дефицит бюджета, который по условиям соглашений должен снижаться.
В то же время Владимир Уйба назвал упомянутый возросший дефицит «правильным», поскольку его причина – расходование большего количества средств на действительно важные цели. В том числе на здравоохранение, сельское хозяйство, поддержку в реализации инвестиционных проектов.
– Расходы возросли на пять миллиардов, а всего за трехлетку на развитие республики почти 20 миллиардов рублей плюса. Хочу поблагодарить депутатов за то, что они поддержали приоритетные направления, – резюмировал глава Коми. – Это инвестиции в будущее – прошу поддержать проект бюджета на трехлетний период.
Председатель Контрольно-счетной палаты Игорь Гурьев доложил о результатах экспертизы проекта бюджета. Главное – что соблюдены все федеральные бюджетные ограничения в части размеров дефицита. Также Игорь Гурьев отметил, что бюджет сформирован с учетом всех социально-экономических тенденций, в том числе проблем, связанных с коронавирусом. Цифры по расходам и доходам, конечно, неокончательные и еще будут корректироваться, в том числе на федеральном уровне. При этом председатель КСП указал на то, что по результатам освоения бюджета на этот год есть неполное освоение средств по ряду направлений, в то время как по другим финансов не хватало.
Председатель комитета по бюджету, налогам и экономической политике Степан Чураков поблагодарил парламентариев, органы власти, сотрудников аппарата Госсовета за очень большую и непростую работу, которая была проделана за несколько месяцев рассмотрения госпрограмм. Именно траты на их реализацию и составляют львиную долю расходов бюджета – более 97 процентов. Говоря о поправках в проект казны, парламентарий выделил наиболее важные, на его взгляд, направления в дополнительном финансировании – плюс 250 миллионов на лекарственное обеспечение позволяют увеличить общий объем расходов на это направление до 1,7 миллиарда в следующем году. И депутаты надеются, что в дальнейшем удастся выделить еще 600 миллионов. Особенно важно, что это поможет решать проблему с приобретением систем мониторинга глюкозы для детей, больных диабетом. Более 850 миллионов для сферы образования позволят решить муниципалитетам вопросы с зарплатой учителей и укомплектованием школ всем необходимым. В целом в бюджете теперь на эти цели заложено более миллиарда, будет рассмотрена возможность выделения еще 180 миллионов.
Председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Илья Семяшкин добавил, что теперь, когда муниципалитеты уверены, что на этот год у них есть средства на выплату зарплат педагогам, они могут планировать расходы на другие важные направления, благоустройство территорий, например.
Степан Чураков напомнил, что бюджет принимается с максимальным дефицитом, значит, расходы уже никак нельзя наращивать без дополнительных источников доходов – в долги больше залезать нельзя. Парламентарий призвал органы власти приложить все усилия по максимальному участию во всех федеральных программах, проектах государственно-частного партнерства, привлечения в республику инвесторов. Кроме того, нужно актуализировать стратегические карты строительства объектов здравоохранения, образования, спорта в муниципалитетах, чтобы четко определять приоритетность таких проектов, помогать местным властям с подготовкой проектно-сметной документации, из-за задержек в работе над такими документами, недочетам в них нередко бывают задержки со строительством социально важных объектов.
В то же время у депутатов были предложения по дополнительному финансированию направлений, которые не вошли в финальную редакцию законопроекта. В частности, Илья Семяшкин призвал главу Коми принять решение по увеличению зарплаты соцработникам:
– Они были вашими главными помощниками во время ковида. Доплаты для них не входят в указ президента России, все зависит от того, сколько даст республиканский бюджет. Эти люди, восемь тысяч человек, зная, на какие риски идут, выходили во время ковида помогать семьям, старикам. Очень прошу помочь соцслужбам, это предложение вошло в решение нашей фракции, с ним будет работать наш комитет.
В целом Илья Семяшкин охарактеризовал бюджет на трехлетку как «напряженный, но перспективный».
Большинством голосов комитеты Госсовета предлагали принять законопроект сразу в двух чтениях. Впрочем, не все парламентарии с этим согласились, в частности, представители КПРФ и «Справедливой России» настаивали на том, что торопиться не стоит, бюджет можно принять в первом чтении сейчас, а финальную часть перенести на декабрь, чтобы была возможность его доработать. По мнению депутата Николая Братенкова, например, эти дни можно потратить на то, чтобы «команда министров поехала выбивать средства из московских подвалов», чтобы в результате каждый привез хотя бы по полмиллиарда. Также была озвучена позиция: между бюджетными слушаниями, межведомственной комиссией и принятием законопроекта прошло слишком мало времени. Кроме того, было высказано мнение, что этот бюджет, будучи социально направленным, тем не менее очень мало что дает в плане экономического развития региона, поддержки бизнеса, сельского хозяйства.
С этой позицией не согласилась заместитель председателя парламента Валентина Жиделева, напомнившая, что в построении бюджета Госсовет работает в трехлетнем горизонте планирования. То есть над бюджетом на 2022 год работа шла с 2019 по 2021-й, так что времени, чтобы разобраться с основными параметрами, было предостаточно.
– Поэтому не нужно говорить «дайте нам еще два-три дня, мы только увидели…». Друзья, это невозможно, эта программа – консолидированный результат трехлетней работы. Мы видим в процессе, что какие-то вещи можно добавить, исправить, это и делаем, – высказалась Валентина Жиделева, сообщив заодно, что за последние дни она слышала немало благодарностей от людей, работающих в сфере сельского хозяйства, муниципалитетов, за добавленные деньги.
Что касается недостаточности средств на экономическое развитие, то вице-спикер напомнила, что немало средств было потрачено на борьбу с ковидом, бюджет здравоохранения подскочил с 21 до 38 миллиардов. Так что понятно, куда ушли средства, которые могли бы быть направлены на развитие. Но тут уж ничего не поделаешь, зато видно, что доходы растут, а значит, как только в лучшую сторону изменится ковидная ситуация, финансировать можно будет и экономическое развитие. В заключение Валентина Жиделева заявила, что «принимает бюджет с легким» сердцем.
Другой вице-спикер парламента, Сергей Артеев, выступая также от лица фракции «Единая Россия», напомнил, что, несмотря на то что красной нитью в бюджете проходит нехватка средств, постоянно случается неосвоение финансов, в том числе федеральных. Есть отрасли, которые вызывают большие вопросы, например, содержание дорог, мостовых сооружений, объектов жилищно-коммунального комплекса. Нужно искать решения по строительству Усинского водовода, обеспечения бесперебойного теплоснабжения Вуктыла. И все эти вопросы парламентарии будут решать в ближайшее время.
– Но ситуацию мы можем изменить, только хорошо зарабатывая. В следующем году я предлагаю при обсуждении бюджета исходить не из того, что нам нравится или не нравится, а предлагать свои проекты, свои варианты, – заявил Сергей Артеев, предложив каждой фракции выработать свой вариант проекта бюджета. – Да, мы должны зарабатывать, привлекать средства, завлекать инвесторов, но я бы брался за те крупные компании, что у нас есть. Надо их выслушивать, вступать с ними в диалог, ведь они могут и хотят развиваться.
Эту идею горячо поддержал депутат Александр Гайворонский (по совместительству – гендиректор газотранспортного предприятия). Во-первых – не допускать неэффективного расходования средств, когда то по одной, то по другой госпрограмме к концу года висит неосвоение средств в 200-400 миллионов. Во-вторых – высказывать свои предложения по улучшению экономической ситуации. Сам Александр Гайворонский сказал, что он выступает за развитие глубокой переработки ресурсов, и эту тему будет лоббировать. В частности, по его мнению, можно расширить производство на Сосногорском ГПЗ, где могли бы перерабатывать этансодержащий газ, который пока идет мимо него, за пределы региона.
– Вот таких доходов у нас не хватает, – резюмировал депутат. – А когда говорят о неотремонтированной где-то школе, так это причина в чьем-то разгильдяйстве, а не в плохом бюджете.
В результате бюджет был принят сразу в двух чтениях большинством голосов.
Анна ПОТЕХИНА
Фото gsrk.ru
Оставьте первый комментарий для "Плюс пять миллиардов: расходы казны республики решено увеличить"