Память об оленно-транспортных батальонах узаконят в Коми

Новая знаменательная дата может появиться в Республике Коми: 20 ноября – День памяти участников оленно-транспортных батальонов в Великой Отечественной войне. Проект указа главы Коми находится на интернет-портале общественного обсуждения законодательных инициатив и нормативных актов. Каждый желающий может высказаться и внести свои предложения в него. Инициатива уже поддержана общественностью республики, получены положительные отзывы межрегиональных общественных движений «Коми войтыр» и «Изьватас».

Проект предлагает установить в регионе День памяти участников оленно-транспортных батальонов в Великой Отечественной войне. Праздник не будет являться нерабочим днем, отмечать его планируется 20 ноября, в день принятия секретного постановления №930-с, подписанного ровно восемьдесят лет Иосифом Сталиным.

Впервые в Красной армии олений транспорт показал свою жизнеспособность еще во время финской войны. Эксперимент с организацией первых трех оленеводческих батальонов себя оправдал, поэтому сформировали еще несколько таких же транспортных оленьих подразделений. Правда, организовать и опробовать все задуманное до начала Великой Отечественной войны так и не успели. Карельский фронт, где они воевали, стал единственным участком границы СССР, который не смогли перейти фашистские захватчики.

Первым приказ о формировании армейских оленьих транспортов отдал командующий Карельским фронтом генерал-лейтенант Валериан Фролов. В ноябре 1941-го это решение было одобрено на высшем уровне в Москве. 20 ноября 1941 года Иосиф Сталин подписал постановление Государственного комитета обороны страны «О проведении мобилизации оленей, оленьих упряжек и ездовых (каюров) в Коми АССР и Архангельской области». Защищать северные рубежи родины отправились тысячи ижемских, ненецких, саамских и мансийских оленеводов.

Главным организатором оленно-транспортных подразделений стал начальник ветеринарного отдела 14-й армии, военветврач Дмитрий Тульчинский. Штаты их были разработаны еще до войны. Каждый транспорт (рота) включал 154 человека, 1015 ездовых оленей, 15 оленогонных лаек, 237 грузовых и 76 легковых нарт. Он делился на три взвода, а те в свою очередь на отделения. В штат армейского оленьего транспорта входили штаб, хозяйственное отделение, медицинский пункт и ветлазарет. Был установлен режим работы оленьих транспортов. После часового режима движения делался десятиминутный перерыв для отдыха оленей, осмотра упряжки, состояния нарт и груза. Пребывание оленей в упряжке ограничивалось восемью часами в день, а через четыре рабочих дня устраивался однодневный отдых.

В октябре 1941 года Архангельский обком ВКП(б) обратился в Ставку Верховного главнокомандования с предложением использовать оленей для организации транспортных перевозок. Органы власти и военные комиссариаты Коми АССР и Ненецкого национального округа должны были в короткий срок подготовить оленей, нарты и каюров для отправки на фронт. На все сборы и путь отводилось всего пять недель. В приказе указывалось: «Каюров направить в исправной собственной одежде и обуви, обеспечить продовольствием и фуражом до пункта назначения». В конце ноября – начале декабря 1941 года оленно-транспортные эшелоны один за другим уходили на фронт. В кратчайшие сроки на огромной территории были сформированы и подготовлены команды призывников, собраны упряжь, нарты, чумы. И вся эта масса людей, сопровождая тысячные стада, отправилась на фронт. Многие оленеводы брали на фронт личные упряжки.

В конце 1941 года для формирования этих батальонов было призвано более трехсот коми-ижемцев и отобрано более одной тысячи двухсот оленей. Среди мобилизованных значились не только оленеводы, но и речники, судостроители, служащие и колхозники. Караваны-аргиши из Коми потянулись по тундре на запад, в сторону Архангельска. Переходы проходили в тяжелейших условиях. Стояли крепкие морозы. С собой приходилось везти чумы, печки, продукты и одежду. За каждым стадом следовал ветеринарный отряд, подбиравший ослабевших оленей. Падеж ездового быка, призванного в Красную армию, по законам военного времени расценивался как вредительство со всеми вытекающими последствиями. Поэтому ослабевших оленей забивать категорически запрещалось. Оленеводы истощенных оленей укладывали на нарты и так транспортировали до места. К фронту ижемцы и ненцы добирались вдоль побережья Белого и Баренцева морей, преодолев путь длиной более двух тысяч километров. Олени, которые шли первыми, съедали корм на своем пути. Тем же животным, которых гнали следом, оставалось довольствоваться значительно меньшим количеством еды.

Оленеводы занимались не только транспортными операциями. Без воинов-погонщиков не обходилась ни одна боевая операция заполярных партизан. На заполярной линии Карельского фронта одновременно находились десятки тысяч бойцов и командиров, ежедневно нуждавшихся в продовольствии и боеприпасах, связи и эвакуации раненых. Передвижение любого транспорта (тракторов, грузовиков, лошадей) в тундре было невозможно из-за бездорожья, глубокого снежного покрова и сложного рельефа местности. И лишь олени-вездеходы могли бегать по тундре, заснеженным сопкам и горным ущельям Кольского полуострова. Даже оказавшись в ледяной воде, олени передними копытами ломали ледяную кромку, пробивались к прочному льду и вытягивали нарты с грузом. К тому же северный олень сам добывает себе корм в тундре и в лесу. Он не боится холода и вьюги. Не нарушит тишины и даже, будучи раненным, не издаст звука.

Одной из задач оленных частей являлась эвакуация раненых, которых подбирали в радиусе до десяти километров от полевого медпункта. Не менее важной считалась доставка грузов и срочных донесений, а также офицеров связи по бездорожью в отдаленные гарнизоны, пограничные заставы, на аэродромы. Опасной была работа по спасению экипажей сбитых самолетов и эвакуация боевых машин, упавших в малодоступной местности. Отдельно вывозили моторы с подбитых машин. На оленях во время войны с линии фронта и из тыла противника было вывезено 10 142 раненых солдата, перевезено к переднему краю восемь тысяч бойцов и 17 тысяч тонн боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры 162 аварийных самолета.

Поначалу враг игнорировал оленьи обозы, но когда понял, что это серьезная сила на фронте, немецкие истребители и штурмовики охотились за оленеводами, расстреливали упряжки из пулеметов. С 1943 года оленей для маскировки стали одевать в белые попоны, а нарты и хореи перекрашивали в белый цвет.

«Вражеские летчики с азартом охотились за оленьими упряжками. Увидев свежий след нарт, летчик обязательно летел по этому следу, догонял упряжку. Если не удавалось бойцу-оленеводу до рассвета добраться до базы, а такое случалось довольно часто, то боец старался использовать для укрытия крутой берег реки, скалу, завести упряжку в лесочек. Как-то на передний край на нескольких упряжках везли мины, патроны, термосы с едой. При крутом спуске на лед какой-то небольшой речушки у одного пастуха сломались нарты. Пока перекладывали груз на другие нарты да перевязывали его, времени прошло много. На передний край пришли с большим опозданием. На обратном пути нас нагнали два вражеских самолета. Почти всех оленей перебили. Из пастухов ранили одного», – вспоминал Николай Антипович Рочев из села Кипиево.

Благодаря усилиям оленной армии и лыжного батальона в 1942 году был разрушен важный стратегический объект врага – Петсамский аэродром. В ходе Петсамо-Киркенесской операции 1944 года были прорваны немецкие оборонительные позиции. Преследуя отступающие вражеские войска, 14-я армия Карельского фронта пересекла финскую, а затем и норвежскую границу. В ноябре 1944 года Карельский фронт расформировали. К тому времени из десятитысячного стада уцелело чуть более тысячи оленей, остальные погибли. Война для оленей закончилась, но боевой путь ижемцев продолжался. Многие из них впоследствии уже в составе других частей принимали участие в освобождении Чехословакии, в разгроме фашистских войск на территории Германии, а позднее и в войне с Японией. В 1947 году часть оленеводов-воинов направили на Чукотку.

При этом оленеводов мобилизовали и с другой стороны фронта. Причем финны активно использовали оленей еще в ходе советско-финской войны. Сохранилось немало снимков, на которых запечатлены финские солдаты из оленно-лыжных батальонов. По некоторым данным, на финской стороне в эти части также набирали саамов и коми-ижемцев, живших на севере Финляндии.

Памятники воинам-оленеводам установлены в Ижме, в деревне Новикбож (Усинский район) и в городе Нарьян-Маре. В столице НАО был установлен первый памятник оленно-транспортным батальонам – он представляет вписанную в круг солнца композицию из ненца, оленя и лайки (ведь на фронт оленеводы ехали вместе со своими оленями и собаками). Власти округа несколько лет назад учредили 20 ноября День памяти оленно-транспортных батальонов.

В Ижемском краеведческом музее собраны воспоминания ветеранов оленно-лыжных батальонов. Сейчас никого из них уже нет в живых.

«На фронте был бойцом разведывательного взвода оленно-лыжного батальона, награжден двумя медалями «За отвагу», – хранятся в ижемском музее воспоминания жителя деревни Гам Федора Чупрова. – В 1942-1944 годах восемь раз ходил в разведку, не только зимой, но и летом. В декабре 1943 года на шести оленьих упряжках совершили глубокий рейд в тыл противника, прошли без малого 250 километров. Люди и олени были одеты в маскировочные халаты. На обратном пути забросали гранатами опорный пункт врага. Взяли в плен двух гитлеровцев. Однажды в разведке получил ранение в ногу, но с помощью товарищей добрался до своих».

«Помню, на четырех упряжках вышли мы в тыл к немцам. На каждой нарте сидели два бойца – солдат с автоматом и пастух с винтовкой. К нартам привязали две пары лыж. Наш передний край остался позади. Мела поземка. Зрение у меня тогда было хорошее. Наша упряжка двигалась впереди остальных. Вижу – пять вражеских лыжников направляются в нашу сторону. Командир приказал мне перерезать им путь к отступлению. Завязалась перестрелка. Одного застрелил, другие подняли руки. Для уничтожения вражеского опорного пункта командование полка решило привезти реактивный миномет – «Катюшу». Установили его на широкие доски, своеобразные лыжи. Командир приказал мне подогнать четыре оленьи упряжки. С помощью них миномет доставили к переднему краю. Как огненные стрелы, полетели в сторону врага реактивные снаряды, от вражеского опорного пункта остались одни головешки. После стрельбы установку быстро перевели в походный порядок, и оленьи упряжки потащили их к дороге. Командир части перед строем объявил мне благодарность. В последние дни февраля 1943 года мне приказали доставить пакет в соседнюю часть, расположенную в 25-27 километрах от нашей базы. На обратном пути, чтобы не стать добычей вражеского летчика, решил держаться ближе лесочка. Не дойдя до первых деревьев, увидел самолет, сделавший вынужденную посадку. Летчик, видно, сильно замерз. Я посадил его на свои нарты и доставил в наш медпункт», – вспомнил Иван Иванович Чупров из села Кипиево.

В 2016 году в Ижме подготовили и издали альбом «Заполярная кавалерия», на страницах которого были собраны фамилии участников оленно-лыжных батальонов.

Артур АРТЕЕВ

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Память об оленно-транспортных батальонах узаконят в Коми"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.