Образование «от и до»

В Госсовете Коми состоялась защита одной из самых объемных и финансово емких госпрограмм – «Развитие образования». На ее реализацию приходится треть затрат республиканского бюджета. Доклад министра образования, науки и молодежной политики Натальи Якимовой длился час, и еще почти три часа депутаты задавали вопросы. По каждому руководитель ведомства дала развернутые ответы.

Треть бюджетных средств

Финансирование госпрограммы распределяется по семи направлениям: дошкольное и общее образование; строительство объектов образования; укрепление материально-технической базы и создание безопасных условий; денежное вознаграждение за классное руководство и кураторство; содержание государственных учреждений (в том числе реализация программ среднего профессионального образования, стипендиальное и социальное обеспечение воспитанников и обучающихся); обеспечение горячего питания обучающихся; организация отдыха и оздоровления детей.

В целом, как сообщила Наталья Якимова, объем финансирования государственной программы на 2022 год составляет 27,2 миллиарда рублей, что больше на 9,2 процента, чем в 2021 году. Благодаря этому будет увеличено финансирование по ключевым позициям: зарплата педагогам, укрепление материально-технической базы, горячее питание школьников, организация летней оздоровительной кампании.

Участвовавшая в бюджетных слушаниях зампред правительства Коми Лариса Карачёва подчеркнула, что отрасль образования получает из республиканского бюджета треть всех средств, направляемых на расходы:

– Необходимо обратить внимание, на кого направлена реализуемая за счет выделяемых средств госпрограмма: это все наши дети, это наша молодежь, это 34 тысячи граждан нашей республики, которые работают в сфере образования.

Строительство новых школ и детских садов

В текущем году были введены в эксплуатацию два детских сада – на 270 мест в селе Выльгорт Сыктывдинского района и на 45 мест в селе Щельябож Усинского района. Планируются к вводу в эксплуатацию школа на 400 мест в селе Помоздино Усть-Куломского района и детский сад на 80 мест в селе Мутный Материк Усинского района.

Началось строительство школы-детского сада на 90 ученических и 40 дошкольных мест в Усть-Ижме Ижемского района и школы на 600 мест в Объячево Прилузского района. До конца года начнется строительство детсада на 270 мест в столичном микрорайоне Кочпон-Чит. Завершить эти стройки планируется в 2022 году.

В следующем году начнется строительство еще двух школ: на 825 мест в микрорайоне Емваль Эжвинского района Сыктывкара и на 600 мест в селе Ижма.

Также правительство Коми в рамках концессионного соглашения планирует возвести единые образовательные комплексы на 750 мест в Выльгорте (на 550 ученических и 200 дошкольных мест) и на 130 мест в Мадмасе Усть-Вымского района (90 ученических и 40 дошкольных мест). И ведется работа по заключению соглашения с Минфином России о предоставлении инфраструктурного бюджетного кредита на строительство квартала жилой застройки в Сыктывкаре, в состав которого включена школа на 825 мест.

О необходимости новых школ говорили в ходе бюджетных слушаний и депутаты. Яна Вокуева рассказала о плачевном состоянии школ №2 и №4 в Печоре и предложила взамен этих школ построить одну большую.

– Четвертая школа развалилась, и строители никак не могут приступить к ее ремонту. Школа №2 имени Героя России Андрея Стенина тоже потеряла корпус, и дети учатся в две смены. Школа №49 вообще была конторой ГУЛАГа, построена в 40-х годах прошлого столетия, – рассказала парламентарий.

Наталья Якимова объяснила, что прежде всего требуется определиться с земельным участком и оформить заявку в минобраз, чтобы министерство в свою очередь заявилось в адресную инвестиционную программу. Пока же никаких заявок от Печоры на строительство школы не поступало.

С 2022 по 2026 год в России будет реализована программа по капремонту школ и детских садов. Коми тоже намерена участвовать в ней, и сегодня уже разработан региональный проект модернизации школьной системы образования. В него включены 28 зданий школ. Как отметила министр, у 4-й школы Печоры тоже есть шанс обновиться за счет федеральных средств.

Всего с 2021 по 2024 год планируется создать 12 новых образовательных организаций, что позволит уйти от второй смены. Сейчас больше всего «вторых смен» в Сыктывкаре, и такой режим приходится вводить в том числе из-за ковидных ограничений.

– Ряд классов ушел во вторую смену. Это необходимо, чтобы сохранить здоровье детей и исполнить те СанПиНы, которые действуют. Задача устранить вторую смену решается поэтапно, вводятся новые объекты, но пока вторая смена сохраняется на уровне 10 процентов, – рассказала министр.

Что касается доступности дошкольного образования, то здесь у республики хорошие показатели. Дети от полутора до трех лет обеспечены местами в яслях и детских садах на 99,63 процента, от трех до семи лет – на 100 процентов.

Сегодня в республике функционируют 311 детских садов, которые посещают более 50 тысяч детей.

Ремонты и оснащение образовательных организаций

В 2021 году на проведение капитальных и текущих ремонтов и обеспечение комплексной безопасности в зданиях детских садов, школ, ссузов и вузов выделены средства в размере 777,36 миллиона рублей, в том числе по поручению главы Коми 580 миллионов – на подготовку к новому учебному году. За счет этих средств приведены в порядок 672 здания, и еще 47 обновили по проекту «Народный бюджет». В следующем году на ремонт учреждений образования предусмотрено 506,2 миллиона рублей.

Депутат Геннадий Мошегов выразил обеспокоенность износом систем пожарной безопасности в школах и садиках. Министр заверила, что обновление такого оборудования идет постоянно. Например, в этом году системы пожарной безопасности заменены в 140 образовательных организациях.

Общее образование

Говоря о школьном образовании, Наталья Якимова указала, что одним из важнейших показателей его качества являются результаты государственной итоговой аттестации. В Коми на 1,59 процента по сравнению с прошлым годом увеличилась доля выпускников, получивших от 81 до 99 баллов, и составила 12,7 процента. Число стобалльников возросло до 31-го, в прошлом году было на восемь человек меньше. При этом три выпускника-2021 набрали наивысший балл сразу по двум предметам. Количество медалистов в республике увеличилось на восемь процентов. Причем в этом году будущие медалисты должны были подтвердить свои знания высокими результатами ЕГЭ, в отличие от прошлого года, когда медали вручались без учета экзаменов. Таких медалистов в республике 551 человек.

В ходе обсуждения депутат Виктор Воробьев задал Наталье Якимовой каверзный вопрос:

– О качестве образования говорит не высокая доля выпускников с высокими баллами, а средний балл, который как раз в республике падает. Не связано ли это с тем, что учителя отвлекаются на репетиторство, не уделяя должного внимания своей основной работе?

Наталья Якимова возразила, что по ряду предметов средний балл стабильно высокий, есть предметы, где показатели в разные годы колеблются, но в среднем результаты ничуть не уменьшены:

– Ведется аналитика, мы проводим работу над ошибками. На республиканском педсовете детально анализируем результаты итоговой аттестации. У нас есть высокие результаты без репетиторства, и я верю в то, что наши педагоги качественно выполняют свои обязанности.

Профессиональное обучение

На профессиональное образование республиканской госпрограммой на 2022 год предусмотрено 2,5 миллиарда рублей. В Коми подготовку по программам среднего профессионального образования ведут 32 ссуза и вуза по 141 направлению. Количество контрольных цифр приема для обучения по профессиям и специальностям из перечня топ-50 на 2021-2022 учебный год возросло в три раза по сравнению с уровнем 2017 года – с 695 до 2095 мест.

Однако ряд депутатов высказали мнение, что бюджетных мест по востребованным в регионе специальностям недостаточно, к тому же процент трудоустройства по специальности выпускников вузов и ссузов составляет 60 процентов. Наталья Якимова пояснила, что количество бюджетных мест корреспондируется с числом выпускников школ, и республика ежегодно направляет ходатайство о выделении большего количества мест именно по востребованным специальностям. Что касается трудоустройства, то в данных показателях не учитываются призванные в армию, вышедшие в декретный отпуск и даже те, кто принят на работу в правоохранительные органы.

Отдых и оздоровление детей

В последние два года детская оздоровительная кампания проводится в ограничительных условиях из-за рисков распространения коронавирусной инфекции. Несмотря на это, были приняты меры, чтобы детский отдых был полноценным. В мае по поручению главы республики на организацию летнего отдыха, в том числе для детей, нуждающихся в особой заботе государства, было дополнительно выделено 109 миллионов рублей.

В текущем году отдыхом и оздоровлением в летний период было охвачено 30 374 ребенка, включая 8335 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из них 735 детей-сирот. И это, как отметила министр, показатели, максимально приближенные к «доковидному» уровню. За пределами республики, преимущественно на морском побережье, отдохнули 4408 детей, а 335 детей-сирот на море съездили дважды.

Теме здоровья парламентарии также уделили особое внимание. Например, был задан вопрос, есть ли случаи отстранения педагогов от работы в связи с отказом вакцинироваться от коронавируса.

Отвечая на него, Наталья Якимова привела статистику заболеваемости в учреждениях образования: перед ноябрьскими каникулами болели гриппом и ОРВИ 13,5 тысячи детей, после – 8,5 тысячи. До выхода на отдых коронавирус подтвердился у более чем 600 детей, сейчас ковидом болеют меньше 400 несовершеннолетних. Министр отметила, что вакцинация от коронавируса позволила избежать большого числа заболевших педагогов. По данным на 12 ноября, привито было 75 процентов всех сотрудников, у еще 10 процентов есть медотвод.

– В настоящий момент мне неизвестны факты отстранения сотрудников, включая педагогических работников, по причине непрохождения вакцинации, – заявила Наталья Якимова.

Депутат Владимир Жариков выразил озабоченность по поводу нехватки школьных психологов. Их всего 345 на полторы тысячи учебных заведений. Учитывая трагедии, произошедшие в этом году в школах и вузах именно по причине эмоциональных психических срывов учащихся, этого числа специалистов крайне недостаточно. Министр с этим согласилась и рассказала, что минобраз два года подряд выходил с предложением ввести в школах дополнительные ставки психологов, но пока средств на это не хватает. Тем не менее работа по профилактике деструктивного поведения ведется, созываются психологические консилиумы, существуют службы медиации по разрешению возможных конфликтов в учебных заведениях, работают экстренные психологи, помогает республиканский минздрав.

Зарплата педагогов

Средние зарплаты педагогов по республике за девять месяцев 2021 года составили: в вузах – более 103 тысяч рублей, в школах – более 55 тысяч рублей, в ссузах – 52 тысячи рублей, в учреждениях дошкольного образования – 42 тысячи рублей.

Оплата труда сотрудников дополнительного образования составила 51 тысячу рублей, в учреждениях для сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, – 48 тысяч рублей.

Республиканским бюджетом предусмотрены расходы на сохранение достигнутого уровня с учетом прогнозного роста зарплаты с 1 января 2022 года педагогических работников на пять процентов, иных работников на четыре процента. Для этого вносятся изменения в законодательство. Как отметила Наталья Якимова, для увеличения финансового обеспечения муниципальных детсадов и школ подготовлен проект правок в документ «О Методике расчета объема субвенций местным бюджетам на реализацию муниципальными дошкольными и муниципальными общеобразовательными организациями в Республике Коми образовательных программ». Он внесен в повестку дня ноябрьской сессии Госсовета и позволит в случае его принятия увеличить общий объем субвенции на 2022 год по сравнению с объемом субвенции 2021 года на 1,443 миллиарда рублей. Это включает в себя в том числе расходы на обеспечение целевых показателей среднемесячной зарплаты педагогов, а также индексацию оплаты труда.

– Как показала практика, в конце года муниципалитетам зачастую не хватает выделенных денег. Этой осенью, к примеру, пришлось срочно выделять необходимые суммы из республиканского бюджета. В конце текущего года муниципалитетам недостает более одного миллиарда рублей. Законопроектом предлагается внести изменения в методику расчета объема субвенций для муниципальных учреждений образования, – пояснила на брифинге перед бюджетными слушаниями председатель социального комитета Надежда Дорофеева.

На самом заседании спикер парламента Коми Сергей Усачёв после знакомства с цифрами задал вопрос о падении зарплат в социальных учреждениях для детей-сирот. Оплата труда работников здесь уменьшилась на пять процентов.

Наталья Якимова пояснила, что на зарплату педагогам как раз и должны быть направлены дополнительно выделяемые муниципалитетам средства субвенций.

– Приложим все усилия, чтобы за 12 месяцев мы компенсировали этот разрыв, – отметила министр.

От уровня зарплат зависит кадровая обеспеченность. В Коми потребность в педагогах на начало текущего учебного года – 264 человека. Это менее одного процента. Наибольший дефицит педагогов в школах – 161 вакансия. Не хватает учителей математики, иностранных языков, филологов и педагогов начальных классов.

Потребность в кадрах с лихвой может покрыть выпуск нынешних студентов из вузов и ссузов республики, но не все из них придут работать в школы или детсады. Поэтому в министерстве призывают руководителей образовательных организаций больше внимания уделять целевому обучению – заключать трехсторонние договоры между учебным заведением, студентом и будущим работодателем.

Помогает в решении кадровой проблемы и программа «Земский учитель». Наталья Якимова сообщила, что в этом году 13 учителей, прошедших отбор, прибыли в сельские школы, сейчас продолжается конкурсный отбор еще по одной вакансии. В 2022 году также привлекут 13 учителей. Каждый из переехавших педагогов получает единовременную выплату – один миллион рублей.

Галина ВЛАДИС

Фото gsrk.ru и из архива «Республики»

Оставьте первый комментарий для "Образование «от и до»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.