Число безработных в Коми в 2020 году выросло до 22,1 тысячи человек, но в нынешнем эту цифру удалось сократить до 6,7 тысячи. Что в регионе делается для того, чтобы обеспечить работой нуждающихся, а предприятия – квалифицированными специалистами, рассказала на бюджетных слушаниях в республиканском парламенте министр труда, занятости и социальной защиты Екатерина Грибкова.
Перед тем как перейти к самому докладу, министр напомнила о демографической ситуации в регионе – на начало этого года в Коми проживало 813,6 тысячи человек, на 98 тысяч меньше, чем было в 2010 году. Екатерина Грибкова пояснила, что одной из главных причин сокращения населения является миграционный отток граждан из Коми. В 2020-м миграционная убыль составила 3,3 тысячи человек, причем 73 процента из них – люди трудоспособного возраста.
– Миграционный отток определяет не только численные потери, но, что очень важно, оказывает влияние на качественный состав трудовых ресурсов, – подчеркнула министр. – За неполные пять лет численность рабочей силы снизилась в республике на 44,4 тысячи человек. При сокращении численности населения и рабочей силы в республике наблюдается сокращение числа занятых граждан. За июнь-август 2021 года численность занятых составила 370,1 тысячи человек. Показатели регистрируемой безработицы в настоящее время имеют положительную динамику. Снижение количества зарегистрированных безработных, уровня регистрируемой безработицы, наблюдалось с 2017 года до введения ограничительных мероприятий. С марта 2020 года численность безработных начала расти и достигла пика в 22,1 тысячи человек в сентябре 2020 года, уровень безработицы составил 5,2 процента.
Екатерина Грибкова напомнила, что в 2021 году по поручению президента России был разработан и реализуется комплекс мер по восстановлению к IV кварталу 2021 года численности занятого населения Республики Коми до уровня 2019 года. В результате количество безработных начало постепенно снижаться и по состоянию на 1 ноября этого года составило 6,7 тысячи человек, уровень регистрируемой безработицы – 1,6 процента. То есть в настоящее время, по данным министерства, показатели сопоставимы с допандемическими.
Что касается возможностей трудоустройства, то сейчас работодателями заявлено 12,8 тысячи вакансий. Чтобы обеспечить баланс спроса и предложений на рынке труда, проводится профессиональное обучение безработных. Ежегодно по направлению из органов службы занятости обучаться идут более двух тысяч жителей республики. Профподготовка проводится на базе 87 образовательных организаций по 134 профессиям. При этом более 60 процентов обучается по рабочим профессиям. Трудоустраиваются по окончании учебы 80 процентов безработных. Также служба занятости содействует не имеющим работы гражданам в открытии собственного дела, на эти цели выделяется единовременная помощь – 145 тысяч рублей, в этом году такую выплату уже получили 70 человек, еще 15 получат. За девять месяцев этого года 94 безработных зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей.
Профобучение также проходит в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография», распространяется это в том числе на людей старше 50 лет, предпенсионеров, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей-дошкольников. Сейчас обучение по этому направлению завершили 457 жителей Коми, еще 1927 человек к нему приступили.
Отчасти проблемы с трудоустройством решаются при помощи проектов «Народного бюджета» в сфере занятости. В нынешнем году так обеспечили хоть и временной, но работой 179 граждан.
Часть вакансий, которые требуют высококвалифицированных специалистов, местными кадрами закрыть невозможно, поэтому запущена региональная программа повышения мобильности трудовых ресурсов, предусматривающая финансовую поддержку на создание условий для переезда и закрепления специалистов из других субъектов России. В этом году средства выделили на 60 специалистов для шести организаций.
Также министр рассказала о грядущей модернизации службы занятости, основной целью которой является создание современных кадровых центров, их деятельность будет строиться по принципам «бережливого производства» – сократить множество операций, чтобы было больше времени и возможностей для взаимодействий с гражданами, работодателями. Такая работа идет по всей стране. Это должно повысить качество услуг, предоставляемых службами занятости, обеспечить равные возможности для всех категорий клиентов, наладить эффективное управление рынком труда. Кроме того, центры преобразятся и внешне по принципам федерального брендбука «Работа России». Затраты на все это составят 35 миллионов рублей на ближайшие три года, 25 миллионов низ них – на 2022 год.
Разработан и утвержден главой Коми план мероприятий по развитию рынка труда Коми до 2030 года «Бур Труд – 2030», его реализация начнется со следующего года.
– Суть плана – в обеспечении межведомственного взаимодействия в решении проблем обеспечения занятости всех категорий граждан в условиях диверсификации экономики и предотвращения оттока молодежи из республики. Это ориентир для дальнейших действий по развитию рынка труда, – рассказала министр.
Несколько замечаний по реализации программы высказал председатель Контрольно-счетной палаты Коми Игорь Гурьев. В частности, он выразил недоумение по поводу размера премии победителям республиканского конкурса «Наставник года». На ближайшие три года на эти цели заложено по три миллиона, по миллиону на призера. Но, например, лучшие приемные семьи получают по 50 тысяч рублей, лучшие многодетные семьи – по 100 тысяч, лауреаты конкурса «Учитель года» – 52 тысячи. Такая несоразмерность весьма бросается в глаза, так что стоит пересмотреть объем премии, чтобы не возникали неудобные вопросы.
Министр ответила, что по этому поводу есть варианты корректировок, в том числе предложение по снижению премии, их рассмотрят в следующем году вместе с парламентариями. Вице-спикер Госсовета Валентина Жиделева сердобольно заметила, что лучше бы тогда всем премии увеличить.
Воркутинский депутат Сергей Гагаузов по этому поводу сказал, что неплохо было бы и обнародовать, чем же так хороши наставники, побеждавшие в конкурсе в последние три года, чтобы вся республика знала об их достижениях. В чем ценность и важность их практик? Разве не логично тогда перенимать их опыт, применять их практики в других коллективах?
Екатерина Грибкова с критикой согласилась, ответив, что публикации о победителях были на официальных интернет-ресурсах, но этого, наверное, действительно мало.
Также со стороны КСП прозвучали замечания по поводу освоения средств госпрограммы – пока только на 72 процента от годового плана (запланированное финансирование 877 миллионов). В основном средства тратились на предоставление мер поддержки безработным, в то время как по ряду других направлений вообще не расходовались. Например, нулевое исполнение расходов по финансовой поддержке работодателей, участников упомянутой выше программы повышения мобильности трудовых ресурсов, предусматривающей привлечение кадров из-за пределов региона (на это предусмотрено 13,5 миллиона рублей, в том числе 9,5 миллиона из федерального бюджета). Игорь Гурьев указал, что низкие темпы по привлечению специалистов, особенно в условиях антиковидных ограничений, вызывают риски недостижения установленных показателей программы.
Екатерина Грибкова признала, что недостаточное освоение по ряду направлений есть, но министерство ведет активную работу, чтобы это исправить:
– По мобильности трудовых ресурсов есть определенные сложности, граждане по разным причинам отказываются приезжать в республику. Но восемь человек из нужных 60 уже подобраны. И из тех организаций, что были заявлены в программе – изначально их было 11, в течение лета часть отказались от участия, подобрали местные кадры, но это и хорошо. Риск неосвоения действительно есть, но мы подключили коллег из других регионов, Минтруд России держит ситуацию на контроле, будем отрабатывать.
Анна ПОТЕХИНА
Фото gsrk.ru
Оставьте первый комментарий для "«Бур Труд» против оттока специалистов"