Керамист Анна Рогова: «Творчество требует свободы»

Пять лет назад сыктывкарка Анна Рогова попробовала освоить гончарное дело и после первого же контакта с глиной и гончарным кругом влюбилась в это ремесло и полностью посвятила себя ему, оставив свою первую профессию модельера. Сегодня она уже владелец своей школы керамики. Об истоках смелости, позволяющей круто менять свою жизнь, и о магии работы с глиной мастер рассказала «Республике».

– По первой профессии вы конструктор-модельер. Почему гончарный круг вдруг стал милее швейной машинки?

– Выбранная профессия, которую я получила в Сыктывкарском колледже сервиса и связи, мне нравилась. Но вскоре после колледжа я вышла замуж, пошли дети – у меня их четверо. В общей сложности я девять лет была в декретном отпуске и потому шила на дому. Когда узнала о системе грантовой поддержки при открытии собственного дела, решила создать свое ателье по пошиву. Выучилась в Бизнес-инкубаторе, открыла ателье, оно просуществовало три года. Из-за мягкости характера я не смогла выдержать ценовую политику: работала за себестоимость, практически без прибыли. Пришлось закрыть ателье. К тому времени уже знала многих мастеров из Коми ремесленной палаты, с которыми участвовала в ярмарках. Руководитель палаты Ефим Канев предложил мне перейти к ним руководителем мастерской «Зарни пас» по пошиву национальной одежды и кожаных изделий. Тогда еще все это только начиналось. Проработала там пять лет.

В ремесленной палате была гончарная мастерская, и мне очень интересно было поработать на гончарном круге. На тот момент у меня наступало эмоциональное выгорание – я ведь уже 20 лет шила. И Ефим Тихонович, видимо, заметив мой интерес к гончарному кругу, предложил выучиться на гончара. Отправил учиться к сыктывкарскому гончару Владимиру Акулину. Я прошла всего 20 занятий, и мне сразу дали два гончарных круга, печь для обжига. Вот, говорят, тебе группа «ВКонтакте», вот тебе оборудование, вот тебе место – набирай детей и работай. И предложили вести на условиях договора проект «Этношкола» на базе РЦДО.

Конечно, за 20 занятий я не так уж многому научилась, чтобы обучать. Ведь одно дело – уметь что-то самому и совсем другое дело – научить этому других. Хотя сейчас педагоги, которые открывают подобные школы, нередко сами бывают недостаточно квалифицированы в плане передачи знаний. Но мне повезло: я поработала в РЦДО, где отличная команда методистов, мастеров и психологов, за пять лет они сделали из меня педагога. Через год я устроилась педагогом в РЦДО, вела детское объединение «Стиляжки», обучала детей кройке и шитью и вела группу по керамике, параллельно продолжая работать с проектом «Этношкола». В общем, так получилось, что я только познакомилась с гончарным делом и меня сразу бросили в работу.

– Это хорошо или плохо – вот так сразу?

– Это сразу любовь. В то время у меня ребенок был еще грудной, муж вечером приходил с работы, я передавала ему ребенка и бежала за гончарный круг.

– А потом, когда решили открыть свою школу, не страшно было из бюджетного учреждения уходить в свободное плавание?

– Учитывая, что у меня уже был неудачный опыт предпринимательства, конечно, страшно. Хотя решение уйти из бюджетной сферы я приняла давно, но что-то все не давало уйти. К окончательному решению подтолкнула пандемия. Когда ты все время крутишься в одной карусели, то как бы не видишь себя со стороны. Понимаешь, что что-то не так, а не можешь уйти. А когда всех закрыли на карантин, народ перенес общение в интернет-зону, где начались такие интересные онлайн-курсы. Я так обучилась декорированию керамики в очень крутой мастерской, поехать в которую ни за что не смогла бы, потому что она находится в Звенигороде. А тут такой подарок судьбы.

Еще обучилась на онлайн-курсах по гончарному искусству у педагога Евгения Покидаева, которого всемирный карантин застал на Бали. Он ездил турами по миру и там застрял. Там и решил запустить онлайн-обучение. Про Женю Покидаева мне задолго до этого рассказывал один гончар из Ярославля, где я была на повышении квалификации (спасибо РЦДО за эту возможность). До этого керамику в интернете никто не преподавал. Женя – потрясающий педагог. Учить гончарке онлайн – это круто. Если до прохождения его курса у меня были только маленькие изделия, то сейчас я могу справиться с пятью килограммами глины.

Новые знания вдохновили меня на окончательное решение открыть свою школу. Сейчас, когда ко мне приходит человек, я сажаю его за гончарный круг и учу, как глину отцентровать, чтобы она стала ровной, потом ее раскрыть, вытянуть в цилиндр. И почти у половины получается с первого занятия. Надо сказать, что ручная лепка в школе не так идет, «гончарка» больше привлекает людей. Видимо, это просто в новинку. К тому же работа за гончарным кругом сама по себе очень успокаивает. Люди приходят ко мне в школу расслабляться. Молодцы, что не загоняют себя, а ищут возможности здорового снятия стресса. Утром обычно занимаются дети, вечерами – взрослые и семьи. В выходные у меня – детская группа.

– Интерес к народным ремеслам сегодня достаточно высок, а вот насколько хлебное это дело?

– Сейчас гончарное дело и керамика просто на пике. Наконец-то люди начали возвращаться к этому. В России 80 лет был провал в этом ремесле. Объяснения этому разные. В первую очередь, наверное, причина в том, что долгое время частного бизнеса в стране не было, а работа в артели – это штамповка. Сегодня вообще в больших городах начался подъем народных художественных промыслов. Народ ушел в творчество – вышивают, лепят, рисуют, плетут, валяют. Появился даже такой модный термин «заземление». Поскольку ритмы жизни нагнетают стресс, и человеку не хватает внутренней тишины, он обращается к ручному творчеству, потому что оно заземляет, успокаивает. Я даже не ожидала, что будет такой наплыв желающих прикоснуться к этому ремеслу.

Что касается покупательского спроса на авторскую керамику, то могу сказать, что народ берет ее охотно. Не так давно я съездила на ярмарку народно-художественных промыслов «Ладья» в Москву и убедилась в этом. Специально к этой поездке не готовилась, мне просто предложили поучаствовать, и я поехала. Собрала все свои изделия. Они, конечно, были разношерстные, а на ярмарку желательно делать коллекцию в одном стиле. Там познакомилась с керамистами со всей страны и оценила покупательский спрос на изделия. Действительно в больших городах ценится ручной труд, люди покупают керамику. Но предпочитают брать в основном работы, выполненные в одном стиле.

От Республики Коми на ярмарке была целая команда наших мастеров. Они меня и подтолкнули открыть свою мастерскую. В Москве я продала большую часть привезенных изделий, отработала билеты на самолет.

– Кто в основном проявляет интерес к работе с глиной?

– Свою школу я открыла минувшим летом и даже не рассчитывала на то, что это будет успех. Особенно летом, когда народ массово стремится на природу. Но люди брали курсы, приходили с детьми, было очень много иногородних. Летом у меня занималась девушка 18 лет, которая приехала в Сыктывкар из Испании к отцу. Она хотела научиться гончарить и долго ко мне ходила. Очень популярны стали фотосессии в моей мастерской. Новобрачные приходят со своим фотографом и делают снимки за гончарным кругом.

– Сколько длится одно занятие и что можно успеть за это время?

– Продолжительность занятия – два часа. Мне очень нравится с семьями работать. Приходят, например, папа, мама и ребенок, и мы проводим мастер-класс. Лепим из глины тарелки, вазы, кашпо, статуэтки. За одно занятие лепим тарелку или кружку. Но это еще не готовое изделие, потому что требуется время на сушку и обжиг. Обжигаю изделие я сама и потом отдаю его авторам. На занятие беру максимум три человека. Это либо семья, либо знакомые люди, чтобы им не скучно было друг на друга смотреть. Это ведь вообще очень интересный процесс – наблюдать, как получается у других. Мужчины иногда приходят с семьей и говорят: «Я тут просто посижу, посмотрю».

Если говорить о работе на гончарном круге, то, конечно, в готовом изделии только 30 процентов работы самого человека, а остальное – работа мастера. Потому что это все-таки ремесло, которому нужно обучиться – хотя бы сто часов просидеть за гончарным кругом. С женщинами и детьми обычно работать легче. Потому что они слушаются мастера, позволяют правильно поставить их руки. Мужчины обычно отказываются от помощи: «Я сам!» Но всегда побеждает желание получить изделие. Хотя готовое изделие – это уже бонус, особенно за гончарным кругом, где в неумелых руках изделие может треснуть.

– А почему изделие трескается?

– Чаще всего из-за разности толщины стенки и дна. Если дно более толстое, а стенки тоньше, то, скорее всего, пойдут S-образные трещины. Это может произойти и в случае, если изделие было резко высушено. Сначала оно должно просохнуть на воздухе, и только потом его подвергают обжигу. Время сушки зависит от размера, толщины стенок, температуры и влажности воздуха. Максимально сохнет неделю.

– А если вещь сломалась в работе, ее только выбросить?

– Нет. Почему? Глина – это вообще безотходное производство. Если она еще не обожженная, размачиваем и снова берем в работу.

– У вас же на изделиях еще и роспись. А это ведь совершенно другой навык, тоже требующий обучения и опыта.

– Я этому обучалась в Ярославле, куда меня отправляли от РЦДО на курсы повышения квалификации по декорированию керамики глазурью и ангобами. Ангобы – это цветная глина. Если сравнивать с красками, то ангобы – что-то типа гуаши, а глазурь – это акварель. Если ангоб сохраняет цвет, то с глазурью все сложнее: она меняет цвета при обжиге. И глазури, взаимодействуя друг с другом, создают новые эффекты. Поэтому я делаю сначала лабораторные работы или пробники, иначе не угадаешь, что может получиться при работе с глазурью. Кроме того, специально делаю на пробнике рельеф, чтобы видеть, насколько глазурь потечная, потечет она при работе или нет.

– А рисунки сами придумываете?

– Конечно, своего стиля я еще не выработала. Сейчас учусь в сообществе «Красильня онлайн». Это школа керамики Анны Куприяновой в Звенигороде. Я ее нашла в инстаграме и влюбилась в работы этого мастера. У нас столько замечательных керамистов в стране.

– Как вы сейчас себя здесь чувствуете?

– Отлично. Я счастлива. Жалею, что раньше не ушла. Все-таки творчество требует свободы. А все эти неизбежные в любом учреждении отчеты, документация – не про это. У меня здесь крылья расправились.

Беседовала Галина ГАЕВА

Фото автора

1 Комментарий для "Керамист Анна Рогова: «Творчество требует свободы»"

  1. Потрясающий человек! Энергичная Анна буквально заражает творчеством и искренне любит своё дело.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.