Коми готовится к новой экзаменационной кампании

О том, как прошла экзаменационная кампания – 2021, на что надо будет обратить внимание в 2022 году и каких изменений в процедуре выпускных экзаменов следует ожидать, шла речь на заседании координационного совета, состоявшемся 29 октября в администрации главы республики.

Открывая заседание, зампред правительства Лариса Карачёва напомнила об особенностях экзаменационной кампании этого года. По причине неблагоприятной эпидемиологической ситуации одиннадцатиклассники, не планировавшие поступать в вуз, в этом году могли сдать русский язык и математику в форме экзамена, а не ЕГЭ. Те же, кто планировал продолжить обучение в вузах, проходили ЕГЭ только по русскому языку, а также сдавали ЕГЭ по учебным предметам, необходимым для поступления. Лариса Карачёва отметила высокий уровень организации экзаменационной кампании, что позволило отработать ее без сбоев, и поблагодарила все учебные заведения за слаженную работу, высокий уровень прозрачности и объективности проведения экзаменов.

Более конкретно, в цифрах, об итогах проведения экзаменационной кампании рассказала министр образования Наталья Якимова. Она сообщила, что на прошлой неделе состоялись три индивидуальных собеседования представителей субъектов страны – с министром просвещения, руководителем Рособрнадзора и управлениями Рособрнадзора и минпроса. В ходе этих встреч обсуждались особенности проведения и итоги экзаменационной кампании в каждом отдельно взятом регионе. Министр отметила, что в целом Коми находится в «зеленой зоне» и на федеральном уровне оценена положительно. Но по нескольким позициям регион все же сдал, и эти погрешности необходимо учесть и не допускать.

Что касается общей организации кампании, то она действительно была проведена на хорошем уровне. В этом году выпускные экзамены сдавали 4579 человек. Работало 77 пунктов проведения экзамена. Все аудитории были обеспечены системами видеонаблюдения. По показателю обеспечения пунктов проведения экзаменов (ППЭ) системами онлайн-наблюдения республика в этом году достигла уровня 95 процентов. Пять оставшихся процентов работали офлайн: это пункты приема экзаменов на дому и те, которые расположены в труднодоступных местах. Но даже там видеозапись все равно велась и потом просматривалась. В 80 процентах ППЭ использовались новые современные системы телевидения замкнутого периметра.

– Мы увеличиваем количество пунктов, оснащенных этими системами. Это позволяет более качественно и объемно отслеживать происходящее в ходе экзамена, – пояснила министр.

В пунктах проведения экзаменов стопроцентно используется технология печати полного комплекта экзаменационных материалов и сканирования КИМов – здесь все отработано без сбоев. Все ППЭ были оснащены необходимым составом технических средств и расходными материалами. И, конечно, все сто процентов прошли проверку готовности. Ежегодно республика проходит тренировочное тестирование. В текущем году все тренировки прошли успешно.

Итоги экзаменационной кампании свидетельствуют о стабильности системы общего образования. По отдельным показателям есть незначительный рост. Так, увеличилось количество высокобалльных результатов – от 81 до 99 баллов. Стобалльников тоже в этом году больше. Даже были мультистобалльники – получившие по сто баллов за два экзамена. Освоили программы и получили аттестаты 98,6 процента выпускников.

– Сейчас мы уже совсем иначе анализируем тех выпускников, которые получили медали, – отметила Наталья Якимова. – Теперь медаль необходимо подтвердить определенным результатом ЕГЭ. Что отрадно: в этом году медалистов больше – 551. И все они подтвердили свой уровень.

Отдельно министр остановилась на контрольно-надзорных мероприятиях и анализе зон риска.

– Была проведена проверка всех заключений ПМПК (психолого-медико-педагогических комиссий). Кто давно работает в системе, знает, что раньше были некоторые шероховатости, – рассказала министр. – Но в этом году мы установили, что все выданные заключения ПМПК, которые дают право особого прохождения экзамена, соответствуют действительности. Мы также осуществляли контроль порядка проведения ЕГЭ в основной и дополнительный период, посещали пункты проведения экзаменов. В этом году стопроцентно проконтролировали онлайн аудитории, где сдавали ЕГЭ дети с ограниченными возможностями здоровья.

Несмотря на то, что в республике ежегодно проводится большая информационная и просветительская работа не только с детьми, но и с родителями, все равно каждый год есть участники экзамена, которые нарушают порядок. Так, в 2021-м удалили с экзаменов пять человек: двое пронесли телефоны, трое – шпаргалки. Результаты их экзаменов были аннулированы. Нарушителей пригласили на комиссию по делам несовершеннолетних, и в отношении их законных представителей были составлены протоколы. Материалы направили в суд. Некоторые получили наказание в виде штрафа – по три тысячи рублей.

Министр отметила, что количество нарушений в республике не растет, но и не падает: в среднем каждый год – порядка пяти. Факты нарушений не замалчиваются и не скрываются. Как положительный момент было отмечено, что в республике уже который год не происходит утечки экзаменационных материалов, нет фотографирования и размещения их в интернете. Наталья Якимова попросила коллег и в этом году продолжить разъяснительную работу с выпускниками по этому вопросу.

Обязательную перепроверку проходят работы выпускников, набравших сто баллов. В этом году таких работ было 34. Из перепроверенных работ три не подтвердили первичный результат: по математике, литературе и русскому языку. По оставшимся работам результат подтвердился. Кроме того, перепроверяются экзаменационные работы выпускников из зоны риска. Таких было четыре работы. Здесь результаты тоже подтверждены и не вызывают сомнений.

– Мы провели проверку фактов выявления Рособрнадзором работ по русскому языку и обществознанию, в которых предположительно присутствовал разный почерк. Была проведена не только проверка работ, но и просмотрена видеозапись экзамена. Подозрения не подтвердились. Всего мы выявили 67 работ участников по трем зонам риска. Это меньше, чем в прошлом году. Поначалу вызвала подозрения одна работа участника, который получил «неуд» по русскому в основной день, а в дополнительный период сдал аж на 30 баллов. Однако перепроверка показала, что все было честно. Четыре участника, которые завершили экзамен в основной день досрочно по уважительной причине, придя сдавать в резервный день, получили от 80 до 100 баллов. Их работы тоже перепроверили, и результат подтвердился, – рассказала Наталья Якимова.

Без сбоев прошли и ОГЭ в девятых классах. В отличие от аудиторий, где выпускники сдают ЕГЭ, пункты приема ОГЭ только на 41 процент оснащены видеонаблюдением, но, по словам министра, пока и не требуется больше. В этом году 98,4 процента учащихся получили аттестат об окончании девяти классов. Слабее всего у девятиклассников идет информатика и обществознание. По мнению министра, причина в том, что школьникам, которые сегодня с раннего возраста разбираются в гаджетах и проводят в интернет-пространстве много времени, кажется, что они легко сдадут эти экзамены. Но они просто не до конца понимают специфику экзаменационных заданий, которые оказываются для них не такими уж простыми. Она призвала педагогов усилить разъяснительную работу по этому вопросу.

Министр перечислила выявленные нарушения, которые смазали в целом хороший результат кампании. Так, в день сдачи ЕГЭ по иностранному языку в одном из сыктывкарских ППЭ утром, перед началом экзамена, выяснилось, что не подготовлена станция для сдачи экзамена выпускника с ограниченными возможностями здоровья. Конечно, станцию потом подготовили, но это привело к необходимости повторного прохождения контроля технической готовности. Рособрнадзор зафиксировал это как нарушение.

Еще один вид допущенного нарушения – ошибочное вскрытие электронных носителей. Этого, по словам министра, никак нельзя допускать. Но в пунктах Корткеросского и Усть-Цилемского районов в основной день экзаменов были по ошибке вскрыты спецпакеты с материалами, которые предназначались для экзаменов в резервные дни. В Усинске при распределении спецпакета были перепутаны пакеты разных пунктов проведения экзамена. Это тоже было зафиксировано как нарушение. Еще одно нарушение – в Сысольском районе – проведение экзамена в аудитории, не предназначенной для этого. В Печоре и Корткеросском районе распечатали неверное количество индивидуальных комплектов. Еще одно нарушение этого года: повторное сканирование форм экзамена. При приеме материала на уровне РИЦОКО были установлены факты некорректного заполнения форм.

– Ведь для этого у нас с вами и проходят региональные тренировки. Тренируемся и вместе с тем совершаем ошибки, – попеняла коллегам Наталья Якимова. – Мы с вами оцениваемся на федеральном уровне не только по результатам ЕГЭ и по качеству, но и по организационной и технологической части. Любое нарушение требований порядка можно считать нарушением. Так, черновики согласно инструкции передаются в орган местного самоуправления. Но почему-то шесть муниципалитетов отправили их на хранение в РИЦОКО. И вот эти названные мной ошибки не позволили Республике Коми остаться на первых лидирующих позициях. Я прошу сделать работу над ошибками и обратить особое внимание на это при подготовке к экзаменационной кампании – 2022. Еще нам указано, что мы недостаточно работаем в соцсетях на всех уровнях. Если СМИ освещают наши мероприятия, то работа наших подведомственных учреждений в соцсетях – слабая. Прошу усилить информационную работу сейчас, потому что в декабре выпускники уже будут писать итоговое сочинение, начнется новая экзаменационная кампания.

О планируемых изменениях в проведении экзаменационной кампании – 2022 рассказал заместитель министра образования Олег Холопов. Принципиальных изменений в процедуре проведения не ожидается, но небольшие новшества есть. Первое и самое важное – изменение структуры КИМов ЕГЭ. Содержание будет меняться поэтапно и планово с текущего года до 2024-го. В связи с этим изменится шкала перевода первичных баллов ЕГЭ в тестовые баллы, чтобы можно было соотнести результаты прошлых лет с текущими. С 2021 года ЕГЭ по информатике проводится с компьютером.

– В этом году у наших выпускников не было возможности подачи апелляции по этому предмету. Но все прекрасно понимают, что тут тоже могут быть какие-то ошибки, и в 2022 году планируется сервис подачи апелляции по информатике тоже ввести, – рассказал Олег Холопов. – В 2020-2021 годах из перечня ЕГЭ была исключена математика базового уровня. В 2022 году планируется вновь вернуть выбор как профильного, так и базового уровня. Но содержание базового уровня пока обсуждается.

В части итоговой аттестации в девятых классах в планах вернуться к сдаче четырех предметов: математика, русский язык – обязательные экзамены и два предмета по выбору. Уже с 2020 года планировалось, что при сдаче ОГЭ по химии будут лабораторные задания. В 2022 году это должно вступить в силу. В 2023 году будет переход на новую технологию передачи экзаменационных материалов по сети интернет и сканирование бланков участников экзаменов непосредственно в аудиториях. На уровне республики принято решение перейти на эту технологию в 2023 году, а 2022 год будет переходным, чтобы обеспечить ППЭ необходимым оборудованием.

По поводу вводимых изменений будет проводиться широкая информационная работа с выпускниками, родителями, учителями. Чтобы нововведения в КИМах не были новостью ни для учеников, ни для учителей, Коми региональный институт развития образования проводит целый цикл обучающих методических вебинаров для педагогов.

Галина ГАЕВА

Фото smollenta.ru

Оставьте первый комментарий для "Коми готовится к новой экзаменационной кампании"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.