Доходы растут, а кадров не хватает

Более 3318 гектаров – объем искусственного лесовосстановления в Коми в 2021 году, в то время как планировалось 2865. Об этом и других показателях по выполнению госпрограммы «Развитие лесного хозяйства», планах на будущее, вопросах обеспечения бизнеса древесиной, а отрасли – кадрами рассказал на бюджетных слушаниях в Госсовете министр природных ресурсов и охраны окружающей среды региона Алексей Кузнецов.

Перед началом заседания председатель комитета Госсовета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Попов в разговоре с журналистами отметил, что рассмотрение госпрограммы вроде бы рутинное мероприятие, но, с другой стороны, за прошедший год в лесном законодательстве, в правилах отпуска древесины, правилах вывоза леса за границу произошло очень много изменений, новаций, поэтому возникает много вопросов. В частности, лесной бизнес затронет новый порядок проведения аукционов – теперь они организуются только на электронной площадке. Там, где с интернетом проблемы, могут возникнуть сложности.

Финансируется «лесная» госпрограмма в основном за счет федеральной казны, например, как сообщил министр, лесная служба только на 23,9 процента содержится на средства республиканского бюджета. Общая сумма финансирования мероприятий по госпрограмме в 2021 году составила 905,6 миллиона рублей. Это на 21 миллион с лишним меньше, чем было в прошлом году (основное сокращение пришлось на региональную долю).

– Встал вопрос, связанный с недостатком финансирования, предоставляемого в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий по охране лесов от пожаров в лесном фонде на территории Коми, – рассказал министр природных ресурсов, пояснив, что в результате из федерального резервного фонда Коми были выделены нужные средства: 24,6 миллиона на тушение лесных пожаров и 20 миллионов на авиационное патрулирование лесов.

Также в июле были выделены дополнительные субвенции (2,89 миллиона) на оснащение лесопожарной техникой и оборудованием. Плюс более полутора миллионов добавлено из республиканского бюджета на доведение оплаты труда госучреждений в лесном хозяйстве до МРОТ.

В следующем году, по проекту бюджета, финансирование госпрограммы «Развитие лесного хозяйства» составит 923,6 миллиона рублей, на 2022-2023 пока обозначено по 905,4 миллиона в год, порядка 70 процентов, как и прежде, составит вклад федеральной казны.

Что касается доходности госпрограммы, то с этим проблем нет больше десяти лет. В этом году в бюджеты республики и страны в целом перечислено около 2,7 миллиарда рублей, то есть «Развитие лесного хозяйства» уже принесло в три раза больше, чем забрало. Доходы обеспечивает деятельность 32 лесничеств и лесопожарного центра, учредителями которых является минприроды Коми.

За первые девять месяцев 2021 года в Коми прошло 26 выездных плановых проверок на предмет выявления нарушений требований лесного законодательства. Выявлено десять нарушений. Кроме того, проведено 5314 контрольных мероприятий. Уровень незаконных рубок в регионе невысок относительно объемов легальной заготовки – 0,02 процента, но в реальных цифрах это не так уж и мало – больше тысячи кубов. Сумма возмещений по незаконным рубкам в этом году (с учетом выявленного в прошлые годы) – 1,8 миллиона рублей.

Численность лесных инспекторов в Коми – 534 штатные единицы, есть 103 вакансии. Кадры, по словам Алексея Кузнецова, «приходится удерживать из последних сил, поскольку и зарплата, и соцпакет очень низкие». Но ставки устанавливаются на федеральном уровне. Более-менее достойного дохода для инспекторов удается достигать с помощью стимулирующих выплат. Уже пять лет назад разработали программу «Земский лесничий», чтобы привлечь в отрасль молодежь – подъемными, жильем, льготами, но программа пока действовать никак не начинает, видимо, на федеральном уровне не могут решить вопрос с ее финансированием. Учитывая высокую доходность программы, грустно, что те, кто обеспечивает эти вливания в бюджет, получают весьма скромные зарплаты. По данным регионального профсоюза работников лесных отраслей, средняя зарплата по рабочим специальностям со всеми доплатами – 23 тысячи рублей, пожарный-десантник, рискующий жизнью, зарабатывает в среднем 32,7 тысячи.

Алексей Кузнецов рассказал, что лесных пожаров в этом году произошло 176 (81 ликвидирован в первые сутки), среднее значение для региона за десять лет – 222. Средняя площадь одного пожара в 2021-м – 34,2 га, средний показатель за период с 2011-го – 45,3 га.

Для патрулирования лесов в этом году были зафрахтованы шесть легкомоторных самолетов, пожарных доставляли в леса самолетами Ан-2 и вертолетами Ми-8. Кроме того, один вертолет задействовали для сброса 11 тонн воды, во время лесного пожара в Усть-Цилемском районе.

С 2012 года в Коми работает информационно-аналитическая система «Лесные пожары» – это местная разработка. Организована система видеонаблюдения за лесопожарной обстановкой – 27 видеокамер мониторят леса в радиусе до 30 километров от их установки. Видеопоток можно просматривать в режиме реального времени, применяя ручное управление.

Проводятся работы по противопожарному обустройству лесов, например, на неарендованной территории сделано 250 километров минерализованных полос, проведен уход за 600 километрами уже существующих полос.

Проходят и лесопатологические обследования. В этом году их планируется провести на шести тысячах гектаров, на данный момент работы выполнены примерно на 95 процентов. По результатам таких проверок проводятся санитарные рубки, в этом году таковые, например, осуществлены на 302,8 га. Здесь из года в год одна и та же проблема – в Коми, как и в других многолесных регионах, спрос на низкокачественную «санитарную» древесину низок, поэтому заинтересованности бизнеса в проведении таких работ нет.

В течение года министерство проводит аукционы по купле-продаже древесины на корню, в первую очередь это направлено на развитие малого и среднего бизнеса в отдаленных населенных пунктах. К октябрю проведено 70 таких аукционов, продано 883 тысячи кубов древесины (на четверть больше, чем за аналогичный период прошлого года), поступления в бюджет республики на 1 апреля составили 335,9 миллиона рублей. Доходы такого рода в десять раз превышают расходы региона на проведение аукционов, отвод и таксацию лесосек.

У малого лесного бизнеса, как пояснил министр журналистам, сейчас возникают сложности с финансами. С одной стороны, выросли цены на пиломатериалы, которые сейчас востребованный экспортный товар, но ведь и кругляк по этой же причине подскочил в цене. Соответственно, вокруг аукционов на древесину ажиотаж, цены достигают высочайшего уровня.

– Если годом раньше средняя цена за кубометр была 300 рублей, то сейчас уже близко к тысяче. Естественно, малый бизнес, индивидуальные предприниматели, которые хотят заниматься переработкой, не в состоянии такую цену дать, поэтому побеждают не они, – рассказал Алексей Кузнецов. – И сейчас задача – откорректировать объемы, немножко перенасытить рынок, может быть, у нас получится развернуть эту ситуацию в сторону малого предпринимательства.

В ходе заседания, общаясь на эту тему с парламентариями, министр сообщил, что лимиты на древесину, выводимую на аукционы, увеличиваются, и невостребованные делянки есть, где древесина вот-вот перестойной станет – пора пилить, но их не берут, потому что по разным причинам неудобно, лес не нравится. Хочется самому выбрать и сформировать участок и при этом иметь гарантию, что на аукционе он точно станет своим. С нынешней системой электронных аукционов такой гарантии, конечно, нет.

– У человека должно быть понимание, что к хорошему участку нужно взять еще немножко и другого, с перестойной древесиной. Тогда ты будешь полноценным игроком, а не исключением из правил, под схему которого нужно подстраиваться, – высказался руководитель минприроды. – Проблема не в том, что у нас дефицит леса, а в том, что люди хотят получать именно то, что присмотрели себе.

Немало сложностей в работе министерству добавляли вопросы лесоустройства, но со следующего года они будут в федеральном ведении. По словам Алексея Кузнецова, с одной стороны, это облегчает задачи, но с другой – усложняет процесс уточнения тех территорий, где в первую очередь нужно будет проводить таксацию. Если раньше республика сама определяла площади лесоустройства с точки зрения эффективности их последующего использования, то сейчас это будет делать государство. Из-за чего, как высказался министр, появляется «элемент лотереи». Территория у нас огромная, и по логике лесоустроительные работы в тундре, например, можно было бы провести в последнюю очередь, а в первую – в товарных лесах, которые идут в аренду. Значит, придется доказывать Рослесхозу, что нужно делать именно так, а не иначе.

В качестве задач на ближайшие три года министр назвал увеличение доходности госпрограммы (не менее чем 10 процентов ежегодно), выполнение лесохозяйственных работ (восстановление лесов в 2022 году планируется на территории 59,3 тысячи гектаров), охрану лесов от пожаров и незаконных рубок, лесной надзор, предоставление лесов в пользование, совершенствование ИАС «Лесные пожары», содействие развитию школьных лесничеств, проведение экологических акций.

Также в ведении министерства находится региональный проект «Сохранение лесов» (часть нацпроекта «Экология»). На его реализацию в этом году выделено 442 миллиона из федерального бюджета. Цель – к 2024 году достичь полного баланса в выбытии и воспроизводстве лесов – сколько вырубаем, столько и восстанавливаем. А для этого нужно увеличивать площади лесовосстановления, формировать запас семян, оснащать подведомственные учреждения необходимой техникой и оборудованием. По плану в нынешнем году соотношение лесовосстановления и лесоразведения к вырубкам и площадям погибших лесов должно было составить 89,7 процента, но к 1 октября достигли 60,8 процента.

Перед лесной программой в Госсовете рассматривалась дорожно-транспортная, и депутаты задавали вопрос минстрою относительно возобновления сплава древесины по рекам, такое поручение давал глава Коми Владимир Уйба (это нужно, в частности, чтобы снизить нагрузку на дороги). Министр строительства Игорь Кузьмичёв ответил, что уже разработан соответствующий законопроект, который сейчас проходит все необходимые согласования. Этот же вопрос парламентарии задали и Алексею Кузнецову, поскольку, по пояснению Александра Попова, «этот вопрос на стыке двух министерств». Министр пояснил, что сначала нужно разобраться с потенциальными объемами – сколько именно древесины будет доставляться потребителям лесным транспортом. Далее нужно решить вопросы дноуглубления, без которого и речи о масштабных грузовых перевозках быть не может, создания терминалов, на которые лес будут доставлять зимой, чтобы летом дальше везти по воде. Ввести сам сплав в 2022 году технически очень сложно, но подготовительная работа будет проведена.

Анна ПОТЕХИНА

Фото gsrk.ru

Оставьте первый комментарий для "Доходы растут, а кадров не хватает"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.