Пассажирский интерес

Подпрограмму «Развитие автомобильного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта» представила на бюджетных слушаниях в Госсовете Коми заместитель министра экономического развития и промышленности республики Нарине Киракосян. Доклад вызвал едва ли не большее количество вопросов, чем первая часть госпрограммы «Развитие транспортной системы», посвященная ремонту и строительству дорог.

В части железнодорожного транспорта дела обстоят так: в Коми сейчас функционирует девять железнодорожных вокзалов, перевозки осуществляются по 14 маршрутам дальнего следования и восемь – пригородного. За девять месяцев текущего года перевезено 235 тысяч пассажиров (конечно, счет идет не в реальных людях, а в их поездках, кто-то мог проехать по республике на поезде десяток раз и больше). Это на 25 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Нарине Киракосян пояснила, что увеличение пассажиропотока связано с частичным снятием антиковидных ограничений.

С целью сохранения социально значимого пригородного сообщения пассажирским компаниям из республиканского бюджета выплачивается компенсация потерь в доходах, в нынешнем году на эти цели выделено 103,4 миллиона рублей.

Наиболее востребованный у населения вид транспорта – автомобильный. В республике действует 35 межмуниципальных и 225 муниципальных маршрутов, более 90 автобусов оборудовано видеокамерами и терминалами для безналичной оплаты проезда. За девять месяцев на всех маршрутах регулярных автобусных перевозок перевезено 29,5 миллиона человек, это на 24,1 процента больше, чем с января по сентябрь прошлого года.

В этом году обновлен автопарк на ряде сыктывкарских маршрутов, а также тех, что курсируют по столице Коми и Выльгорту (№101 и №174), приобретено около 30 новых автобусов.

В сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Коми в текущем году наметилось значительное снижение выдачи соответствующих лицензий – за девять месяцев всего 111, к концу года прогнозируется полторы сотни, в то время как в 2020-м было 471.

– В первую очередь мы связываем это снижение с несовершенством законодательства. У нас отсутствуют установленные права, обязанности, не определена ответственность перед пассажирами у участников перевозок, – пояснила Нарине Киракосян.

Воздушный транспорт в Коми обеспечивает в том числе социально значимые перевозки на территории региона. Занимается этим АО «Комиавиатранс». Всего у нас девять региональных воздушных маршрутов на самолетах, плюс 13 вертолетных маршрутов в труднодоступные населенные пункты. В республике действует семь аэропортов. Всего за девять месяцев из аэропортов Коми отправились в полеты более 273 тысяч пассажиров, примерно на четыре тысячи больше, чем в прошлом году. На организацию авиаперевозок в республиканском бюджете предусмотрено: на межмуниципальное сообщение – 331,3 миллиона рублей, на внутримуниципальное – 60,2 миллиона. Кроме того, из республиканской казны компенсируется часть убытков аэропортам, в нынешнем году на это выделили 382 миллиона рублей.

Одна из важнейших задач – вопрос стабилизации компании «Комиавиатранс», с этой целью министерство совместно с авиапредприятием разрабатывает концепцию выхода из кризиса и дальнейшего развития, с учетом возможной федеральной поддержки. Решается вопрос имущественной принадлежности аэропорта «Ижма» – земельный участок, на котором он расположен, относится к федеральной собственности, средств на содержание аэропорта много лет не выделялось. Государственного учреждения, которое могло бы взять этот аэропорт на баланс, в Коми нет, альтернативный вариант – устройство на территории села вертолетной площадки, но вопрос упирается в финансирование, сообщила заместитель министра.

– И главная проблема авиационной отрасли в регионе – недостаточное финансирование в целом, – подытожила Нарине Киракосян.

Водные пассажирские перевозки работают на территории пяти муниципальных образований (Печоры, Вуктыла, Ижемского, Усть-Цилемского и Троицко-Печорского районов), есть один межмуниципальный маршрут – Печора – Вуктыл, функционирует 17 паромных переправ. Всего на организацию водных перевозок в Коми в этом году из бюджета направлено 16,6 миллиона рублей. Кроме того, в развитие речного транспорта вложился бизнес – администрация Вуктыла в рамках соцпартнерства с «ЛУКОЙЛом» приобрела аэровездеход «Нерпа» для организации рейсов в труднодоступные населенные пункты. Минэк Коми в свою очередь прорабатывает вопрос субсидирования этих и подобных перевозок – на транспорте, приобретенном в лизинг или бизнесом. Прогноз по количеству перевезенных пассажиров на этот год – 306 тысяч.

Депутат Сергей Гагаузов поднял вопросы авиасообщения с Воркутой, наполненности авиапарка в республике.

– Бывают такие ситуации, когда самолет по метеоусловиям не может попасть в Воркуту. Садится в Ухте или Сосногорске, а потом не продолжает полет в Воркуту, потому что бортов мало, возвращается в Сыктывкар. И люди, купившие билеты, из-за нелетной погоды возвращаются по домам. Потом снова приезжают на самолет, который совершает рейс практически через сутки, – рассказал Сергей Гагаузов. – Мы обсуждали в комитетах, что количества транспорта у нас недостаточно. Нам говорили, что работа в этом направлении будет вестись. Но мы видим, что ее нет.

Парламентарий Елена Прокопчик попросила ответить, что вообще планируется сделать для улучшения авиасообщения по республике.

И.о. директора АО «Комиавиатранс» Юрий Скрипин сообщил, что для полетов в Воркуту можно задействовать два арендованных
Ан-24. Есть четыре L-410 – два исправных, еще два требуют вложений на ремонт. Используя их, можно увеличить количество рейсов по Коми, был бы спрос (и компенсации из бюджета, конечно). Но что касается Воркуты с ее непростой зимней погодой, то тут дело в другом. Если самолет до Воркуты не долетел, сев на другом аэродроме, то дальше он не летит в случае, если прогноз неблагоприятный. Тогда пассажирам стоит идти на поезд. Если же прогноз хороший – самолет позже продолжит рейс. Юрий Скрипин еще раз напомнил о сложностях с финансами: сейчас долги «Комиавиатранса» составляют больше четырех миллиардов рублей, в том числе 73 миллиона по заработной плате.

Другой воркутинский парламентарий, Руслан Магомедов, уже говоривший о проблеме транспортного сообщения с Заполярьем в ходе рассмотрения программы развития экономики, рассказал, что на нужные авиарейсы до заполярного города и из него зачастую просто и билетов нет. Однажды, когда ему срочно нужно было в Сыктывкар, он летел в столицу Коми из Воркуты через Москву.

Начальник отдела транспорта минэка Владимир Котов напомнил, что в прошлом году авиарейсов в Воркуту зимой вообще не было. А в этом не планируется прерывать зимой авиарейсы между Сыктывкаром и Воркутой. А компания «Руслайн», которая возит воркутинцев в Москву и обратно, тоже обещает работать, пока пассажиры «голосуют рублем», если же желающих летать станет мало – рейсов зимой в Москву не будет. Также Владимир Котов пообещал депутатам сделать анализ перевозок за последние две недели, чтобы понять, нужно ли увеличивать количество рейсов.

Депутат Степан Чураков в ответ посоветовал мониторить ситуацию постоянно, а не «потому что Госсовет сказал».

Парламентарий из Ижмы Николай Братенков задал представителям минэка вопрос, касающийся водных перевозок: о возможной ликвидации Коми региональной транспортной компании, которой на замену придет частный бизнес.

– Малые суда, которые займут свободное место, не имеют лицензии, не могут обеспечить должной безопасности пассажиров, – обеспокоился депутат, отметив также, что и цена на перевозки в таком случае может заметно вырасти. Соответственно, пенсионеры, неимущие не смогут выезжать в больницы, по другим делам. Не лучше ли выделить средства на ремонт судов транспортной компании, сохранив ее?

Депутат задавал вопрос по видеоконференцсвязи, неосторожно положив сотовый недалеко от микрофона. Телефон, хоть и был на беззвучном режиме, зазвонив, выдал в динамики в зале Госсовета низкие протяжные гудки.

– Это у вас там гудки судов региональной транспортной компании на заднем фоне? – рассмеялся Владимир Котов. – А если по существу, то при принятии решений в части развития перевозок у нас есть два основных фактора – интересы населения и интересы муниципальных администраций. На сегодня, чтобы мы там ни говорили про маломерные суда, что это плохо, нелегалы, но… Ижемский район просит такое же маломерное судно «Нерпа», как у Вуктыла. Такие маломерные суда уже ходят в Усть-Цилемском районе. Согласен, что это должно быть безопасно, отвечать требованиям, быть под речным регистром – и администрация района все эти вопросы проработала. Я считаю, что маломерные суда позволят организовать для населения скоростные, качественные перевозки в дополнение к тому, что есть. У региональной транспортной компании на сегодня есть пять катеров, используется только три. Та же Усть-Цильма просит передать суда району. Вопрос с перевозками будет решаться в интересах населения.

Что касается цен у частников, то Владимир Котов напомнил, что у республики уже есть опыт в этой сфере, когда бизнес работает по утвержденным тарифам.

Депутат Владимир Жариков поднял тему предприятия «Комиавтотранс», отметив, что, если ориентироваться только на окупаемость маршрутов и заполняемость автобусов, можно доставить много неудобств населению. Такое было, когда сократилось количество вечерних рейсов между Эжвой и Сыктывкаром. Депутат сравнил эту ситуацию с той, что в «Комиавиатрансе»: людей-то возить надо, значит, и предприятия, которые сейчас в критическом состоянии, нужно как-то сохранить.

– Мне пока непонятно, как будет оздоравливаться «Комиавтотранс». Как мы выровняем эту ситуацию? – спросил Владимир Жариков. – Понятно, что без субсидий предприятие все равно не обойдется.

– Вопрос нерентабельности при перевозках – признак некомпетентности, – высказался Владимир Котов. – Потому что перевозки обеспечиваются заказчиком. Это как с Воркутой: мы не обсуждаем, рентабельно ли туда летать, если потребность есть – должно быть решение. Маршруты 54 и 18 одни из самых загруженных в городе, сам ими пользуюсь. Действительно, проблемы выехать из Эжвы бывают, вот, например, на днях, когда снег выпал, такое было. Должен быть взвешенный подход в интересах жителей. Наверное, нам нужно разделить ответственность с муниципалитетами по перевозкам в части софинансирования.

Также были заданы вопросы о передаче на федеральный уровень аэропортов, что позволит высвободить средства региона (пока «Росавиация» к этому не стремится), о совершенствовании работы автобусных перевозок на городских маршрутах, приобретении спецтехники для труднодоступных населенных пунктов и увеличении субсидирования для предпринимателей, работающих на таких территориях.

Анна ПОТЕХИНА

Фото vk.com/pressgsrk

Оставьте первый комментарий для "Пассажирский интерес"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.