В исторической части столицы республики еще сохранились деревянные здания начала XX века. К сожалению, в своем большинстве они имеют весьма обшарпанный вид и явно нуждаются в реставрации. Но даже при всем при этом остаются очень красивыми благодаря богатому архитектурному декору – орнаменту. Именно этой теме была посвящена очередная экскурсия из цикла «Пешком по Усть-Сысольску». Гид – Анна Хайрова сразу уточнила, что рассказывать будет конкретно о коми орнаменте.
Экскурсия началась возле дома-музея Ивана Павловича Морозова. Как отметила гид, согласно сайту культура.рф, это здание является единственным в мире российским музеем, который посвящен политическому лидеру и построен в XXI веке. Деревянная бревенчатая постройка на улице Кирова является реконструкцией дома семьи Морозовых в селе Межадор Сысольского района.
По сути, это традиционный коми крестьянский дом, и в нем воплощены представления предков об окружающем мире. По горизонтали мир делился на женское и мужское, на свое и чужое, а по вертикали – на верхний мир небес, где живет бог Ен, средний мир людей и нижний мир, где обитал бог Омöль. Дом коми воплощал все эти миры и их переходные границы.
– Дом представляет собой типичное жилище коми с минимальным количеством украшений. Но если местные жители начинали декорировать свои дома, то подходили к этому с любовью и старались создать свой неповторимый узор. И чтобы подчеркнуть универсальную модель дома-космоса, в первую очередь коми размещали скульптурную резьбу на крыше. Прежде всего это охлупни – изображения животных и птиц. Охлупень, конёк – деталь крыши на традиционных деревянных избах. Охлупень изготовлялся из целого бревна в виде буквы V в сечении; конец бревна зачастую вырубался в виде головы коня (отсюда «конёк). На коми домах обычно вырезались фигурки коней, жеребят (по-коми чибо). По краю крыши дома-музея Морозова размещены фигурки куриц, – рассказала Анна Хайрова.
Есть и другие примеры декора. Гид показала фотографию резьбы-полотенца в виде креста на одном из домов в селе Чупрово Удорского района.
Следующей экскурсионной остановкой стал дом на улице Кирова, 33, здание бывшего военкомата. Оно богато украшено деревянной резьбой и в отреставрированном виде выглядело бы просто потрясающе. Впрочем, даже в нынешнем виде его узорочье впечатляет своим богатством. Дом был построен в 30-е годы прошлого века.
На крыше, на причелинах (резных досках, которые прикрывают торец двускатной тесаной крыши) и на контурах дома нанесен орнамент, символизирующий небеса. Вместе с другим орнаментом в виде круга с солнцем он символизировал верхний мир, где жил бог Ен. Средний мир олицетворяли наличники и иногда крыльцо. А вот нижний мир вообще не украшали, видимо, для того, чтобы силы зла не могли проникнуть в дом.
Гид подчеркнула, что коми узорочье все-таки следует воспринимать не просто как оберег, а как этнокультурное явление, которое гармонично встроилось в городскую культуру.
Когда же коми стали переселяться в города, появилась смешанная культура, включающая в себя много различных элементов. Такими зданиями являются деревянные дома на улице Советской, 45 (дом мещанина Шарапова) и 47.
В городских домах появляются новые формы декорирования – балконы. Гид рассказала, что первые балконы исследователи находят в тех регионах Республики Коми, где местное население и русские жили вместе. Это районы рек Летка, Уса, Вашка, Верхняя Вычегда, Ижма. Балкон поначалу не декорировался, у него не было перил и перекрытий и даже входа, он носил исключительно декоративную функцию. Постепенно балконы начали декорировать, ограждать их перилами и устанавливать колонны. Нередко балконы устанавливали над крыльцом, как это сделано в доме мещанина Шарапова. В эти же времена к коми резьбе добавились русские узоры. Их привнесли северные русские крестьяне.
Дом на Советской, 47 украшен узором «рыбья чешуя». Узор, скорее всего, пришел из-за рубежа в конце XIX – начале XX века. Смотрится он очень красиво, а секрет заключается в том, что дерево стареет медленно и постепенно меняет свой оттенок.
Возле дома по улице Советской, 17 гид показала экскурсантам ромбы на фасаде. Ромб с древности является символом женского лона, а с появлением земледелия становится символом плодородия.
– Изучать происхождение коми орнаментов очень трудно, – призналась гид. – Более-менее подробно эта тема изучена исследователями декоративно-прикладного искусства. Например, Галина Климова в своем труде «Текстильный орнамент коми» выделила некоторые особенности коми орнамента. На Ижме очень распространен мотив орнамента в виде оленьих рогов, а у коми-пермяков популярен цветочный орнамент, в верховьях реки Вашки – огромные ромбы с засечками и узорами. Узоры постоянно перетекают друг в друга, меняются и в том числе меняют свое название. Тот же ромб в верховьях Сысолы называют кругом, а ромб с продленными сторонами – граблями, на реке Кобра ромб просто именуют «коми узор». Таким образом, до нас коми орнамент дошел уже без своего первоначального смысла и сильно трансформированным.
В Сыктывкаре орнамент выполняет прежде всего декоративную функцию, украшая дома, столбы, заборы и даже брусчатку. Коми орнамент как масло по хлебушку «размазан» очень тонко. Его можно увидеть на балконах, на граффити, на фонарях, на флагштоках.
– Сыктывкар стремительно меняется, сносятся деревянные дома, вместо них возводятся многоэтажки. Отражает ли такая застройка наш колорит и нашу культуру? Боюсь, что нет. Но историческая часть Сыктывкара все еще стоит, а следовательно, есть что посмотреть и есть что рассказать на экскурсии «Пешком по Усть-Сысольску». Влюбляйтесь в Сыктывкар, очаровывайтесь им и открывайте заново нашу столицу вместе с нами, – завершила свою экскурсию Анна Хайрова.
Галина ВЛАДИС
Фото Игоря БОБРАКОВА
Оставьте первый комментарий для "Орнаменты деревянного Сыктывкара"