Андрей Глушков: «Квадроцикл – это игрушка взрослых мужчин»

На счету сыктывкарского квадроклуба «Сусанин» несколько десятков экспедиций по просторам республики и за ее пределами. Совсем недавно экстремалы-сусанинцы в третий раз побывали в горах Северного Кавказа, преодолев более 600 километров по горным дорогам. О том, что заставляет взрослых мужчин регулярно месить грязь по бездорожью, по каким правилам живут члены клуба, в интервью «Республике» рассказал руководитель квадроклуба «Сусанин» Андрей Глушков.

– Какова история создания вашего клуба?

– Тяга к приключениям и путешествиям у меня была с детства. С юных лет я увлекался техникой и в особенности мотоциклами. Но возможности мотоцикла все же меньше, чем у квадроцикла. Чтобы получить кайф от езды на мотоцикле, надо просто газовать – и все. А квадроцикл – уже совсем другая тема, на нем постоянно преодолеваешь какие-то трудности. Это интереснее, потому что разнообразней. Квадроцикл – это не средство передвижения, это лекарство от однообразия, способ выйти из зоны комфорта и испытать свои возможности. Поэтому к нам в квадроклуб пришло много мотоциклистов, которые в первый сезон просто жили на квадроцикле.

Первый квадроцикл у нас был общий с друзьями, приобрели его в 2009 году. Был он моноприводный, цепной, достаточно примитивный. Поначалу просто катались на нем вокруг дома: дом у меня за городом, и мы облазили все поля и леса в округе.

С 2013 года я уже более серьезно подошел к этому вопросу и купил полноприводный квадроцикл, на нем можно было кататься уже гораздо дальше. А 19 сентября 2016 года мы с группой единомышленников создали квадроклуб «Сусанин». Поскольку экстремал жаждет адреналина вне зависимости от сезона, то клуб наш объединяет не только квадроциклистов, но и любителей снегоходов. Изначально нас было шестеро. Постепенно присоединились еще ребята, и сейчас костяк клуба – это 16 постоянных его членов.

Квадродвижение достаточно молодое в сравнении с мотоциклетным. В Коми квадроциклетный бум пришелся на 2012-2014 годы, когда обстановка в стране относительно стабилизировалась и финансовое положение семей немного улучшилось. Потому что квадроциклы – это, по сути, очень дорогие игрушки для больших мальчиков, которые уже состоялись и могут позволить себе дорогую технику для активного отдыха. После 2015 года пошел спад движения. Это прежде всего было связано с ценой вопроса, которая, по меркам людей со средним уровнем зарплаты, приближается к астрономическим цифрам. Не каждый, даже очень состоятельный человек, может себе позволить купить. Еще пять лет назад хороший квадроцикл можно было приобрести за 300-400 тысяч, а сейчас цена на именитые бренды доходит почти до двух миллионов рублей. Именно по этой причине у нас в клубе почти нет молодежи, а в основном уже состоявшиеся мужчины.

– В 90-е годы у воркутинских мужчин было повальное увлечение самодельными вездеходами, на которые они ставили мотоциклетные двигатели, и рассекали на них по тундре. Вы все катаетесь только на покупных квадроциклах или кто-то ездит на самодельном?

– Нет, мы не самоделкины, хотя, конечно, их дорабатываем и тюнингуем.

– Почему «Сусанин»?

– Это было первое наше название, и мы его не меняем. «Сусанин» – потому что мы не ищем легких путей, а предпочитаем дебри и бездорожье. Можно сказать, в задачи наших экспедиций входит сначала залезть в дебри, а потом выбраться из них.

– Кто входит в ваш клуб?

– Люди, которые не любят лежать на диване и живут от субботы до субботы планами на новое путешествие, постоянно готовые к новым вызовам, не боящиеся трудностей. Отличительная черта нашего движения в том, что мы отошли от банальных покатушек – выехать до первой лужи и вернуться. Наша основная цель – длительные поездки экспедиционного плана, исследование неизведанных мест.

Мы сразу, еще даже не будучи официальным клубом, совершили поездку в Архангельскую область на Кенозеро. Просто много слышали о нем, нашли его на карте и доехали до него без навигатора. В этой первой экспедиции приняло участие шесть человек на четырех квадроциклах. Мы очень гордились этим походом: 300 километров на квадроцикле да еще без навигатора – это серьезно. Мы сразу съездили в Карелию и не раз уже были в горах Северного Кавказа. Вот на Алтай пока не можем никак выбраться.

– А «если парень в горах не ах»? Все ли выдерживают этот экстрим или бывает, что кто-то сходит с дистанции?

– Конечно, это настоящее мужское увлечение, слабаки у нас не приживаются. Все члены клуба – состоявшиеся, зрелые мужчины разных профессий и социального статуса. Мы за здоровый образ жизни: никакого алкоголя. Самое главное для нас в экспедициях – приключения. Ты никогда не знаешь, что будет дальше. Преодоление трудностей – это и есть то главное, что влечет всех членов нашего клуба. Это позволяет проверять себя, ставить каждый раз новые задачи и гордиться победами. У нас говорят так: «Если первый серьезный поход не отбил у тебя желания, то ты квадроманьяк навсегда». Есть, конечно, и такие ребята, кто, пройдя первый тест-драйв, говорят: «Не, не, это не для нас. У вас все на грани фола». Кроме того, не все любят грязь, неизбежную во время поездок, поэтому у нас есть члены клуба, которые ездят только на снегоходах.

– Помимо экспедиций ваш квадроклуб – постоянный участник городских праздников. Это можно назвать рекламой клуба?

– С самого начала мы стали активно пропагандировать наше движение. К нам присоединились мотосалоны «Снежный барс» и «Драйв», которые нас поддерживают, и в 2017 году мы сделали первое открытие квадросезона. Все наши мероприятия мы анонсировали. Начали с квадротриала, потом организовали снегоходный биатлон. Проводили общегородские мероприятия с привлечением партнеров, прекрасными призами. Каждый участник заезда получал утешительный приз, не говоря уже о победителях. Организовали трассу в Алешино, где показывали свое мастерство в управлении техникой. Участвовать в этом мог любой желающий, имеющий удостоверение на управление техникой. Участвовали в празднике «Живой воздух» в этнопарке, на празднике Корткеросского района «Корт Айка» устраивали показные выступления в карьере, регулярно участвуем в Зимних забавах.

Пандемия, конечно, нас очень ограничила. На 2020 год было запланировано большое мероприятие в Эжве, но все сорвалось. Хотя в прошлом году осенью все же удалось провести «Квадропандемию» за затонским мостом.

Еще одно направление, которое мы выбрали для популяризации нашего движения, – проведение семейных праздников с участием как взрослых, так и детей. Для детей всегда организуем анимацию, разные угощения: чтоб уж праздник, так праздник.

– В вашей группе в соцсети «ВКонтакте» у вас есть видеоотчет экспедиции по поиску упавшего американского самолета. Что это за история?

– Идею поиска этого самолета мы разрабатывали с одним из лидеров клуба Женей Беляевым. Нашли человека, который побывал на месте крушения. Изначально координаты он задал неточные, и мы не нашли самолет, но ничего – прогулялись. А обломки этого самолета мы все равно обнаружили потом, в следующую экспедицию, в болоте, в ста километрах от Сыктывкара. До нас ведь никто не пытался его вытаскивать. Мы планируем осенью попробовать его вытащить и сдать в музей коми авиации. За счет того, что у нас есть лебедки для подъема, мы подняли из болота двигатель, который очень хорошо сохранился. Но там есть еще что выковыривать.

Однажды нам сказали, что где-то неподалеку от Нювчима находится заброшенный учебный центр НКВД. И мы – 16 человек на 14 квадроциклах отправились на поиски этой базы. Не нашли, но зато потом год вспоминали, как мы ее искали. Может, этой базы никогда на самом деле и не существовало и нас дезориентировали, но это было незабываемое приключение.

А этим летом у нас был большой проект «Неизвестная Республика Коми». Мы долго прорабатывали этот маршрут, предварительно исследовали его на квадроциклах, а зимой на снегоходах. Если посмотреть на карту республики, то видно, что большие населенные пункты располагаются в основном по краям, а центр территории – пустой. Этот участок даже изучали журналисты НТВ в передаче «Таинственная Россия». Выехав из Сыктывкара, мы сделали большое кольцо до Ухты и по старой заброшенной дороге вернулись в сторону Усть-Кулома, а затем вдоль Вычегды по селам в сторону Сыктывкара. Проехали 800 километров практически без асфальта. С нами в экспедиции участвовали представители синдорского квадродвижения «Блэк коин». Особенностью этого маршрута было отсутствие мостов через лесные речки. Мы спускали квадроциклы вниз с берега с помощью лебедки, а потом так же поднимали.

– Недавняя экспедиция в Северную Осетию – это новый или известный уже для вас маршрут? И как вы передвигаетесь в горах?

– В Осетии есть квадроклуб «Алания», это наши друзья, которых мы обрели благодаря инстаграму. Кстати, благодаря инстаграму нас знают далеко за пределами республики. «Алания» нас встречает как дорогих гостей каждый год. В Осетии мы были три раза. Первый раз проехали с местными квадроциклистами, второй раз уже самостоятельно, безо всякого навигатора, спрашивали дорогу у людей.

Обычно приезжаем во Владикавказ, а квадроциклы привозим на прицепе. А уже из Владикавказа едем по маршруту. Наша экспедиция в этом году должна была проехать по кавказскому хребту до Эльбруса. Это где-то в среднем 700 километров. Мы преодолели 10 или 12 перевалов. Выехали с Кармадонского ущелья, где погиб Сергей Бодров. Ночевали в самом главном лагере наших альпинистов – альплагере Безенги. Это шикарное место. Находится на высоте 2200 метров над уровнем моря.

Побывали у самого высокого водопада Европы. До Эльбруса все же не доехали 50 километров. Иногда передвигались буквально в «молоке», когда перед тобой горы более пяти тысяч метров, а ты их практически не видишь. Из-за такой плохой видимости даже орлы, не видя опасности, погибают, налетев на провода, и остаются на них висеть. Даже местные удивлялись, как мы этой дорогой проехали, по которой уже давно никто не ездит, потому что она размыта селевыми потоками. Но вот такие мы авантюристы. Может, именно плотная облачность и помогла нам, потому что мы просто не видели опасности и поэтому преодолели все почти на ощупь.

Кавказ завораживает, туда хочется возвращаться снова и снова. А квадроцикл дает возможность побывать в таких местах, куда пешком ты никогда не дойдешь. Я каждый раз стараюсь привезти на Кавказ новых людей. У нас недавно появился новый член клуба Владимир, которого мы прозвали Позитивом, он так загорелся квадроциклом, что во все походы с нами ходит. В недавний достаточно сложный поход по Коми краю он брал с собой 72-летнего отца. Я сначала тревожился, выдержит ли пожилой человек такой путь. А он оказался молодцом.

– Езда на квадроциклах – это травмоопасное занятие?

– Конечно. Особенно в соревнованиях. За спортивную линейку у нас отвечает Евгений Беляев – один из лучших квадроциклетных и снегоходных гонщиков. Экспедиции он тоже любит, но, поскольку он еще молодой и горячий, его больше привлекают гонки и шоу на квадроцикле. Это единственный профессиональный спортсмен в нашем клубе, победитель этапов международных соревнований Can-Am X Race. Он бронзовый призер ралли «Золото Кагана». В 2019 году мы были в шаге от чемпионства в десятом сезоне, но, к сожалению, в Астраханской пустыне нас подвела техника – сломался квадроцикл. А туда мы приехали в ранге лидеров чемпионата юбилейного сезона. Сейчас он готовится к соревнованиям, которые пройдут 3 сентября в Астрахани.

Так вот во время соревнований в Ижевске Женя на первом же этапе попал в страшную аварию. Спортсмены ведь разгоняются до 120 километров в час по пересеченной местности. Поверьте, 120 километров в час на квадроцикле – это очень опасно. Не каждый даже на асфальте может так разогнаться. Евгений на скорости увидел впереди перевернувшуюся багги, пытался притормозить, но врезался в нее, а сам вылетел из квадроцикла. Слава богу, был в экипировке и сильно не пострадал, хотя квадроцикл всмятку. Учитывая, что вне соревнований, в лесу мы так не разгоняемся, то травм обычно не бывает.

– Как жены относятся к этому?

– Моя жена не всегда, конечно, довольна тем, что меня каждую субботу не бывает дома. Но в целом жены и дети всегда активно участвуют в организуемых нами мероприятиях. И даже готовы ездить с нами в дальние походы.

Беседовала Галина ГАЕВА

Фото предоставлено Андреем Глушковым

Оставьте первый комментарий для "Андрей Глушков: «Квадроцикл – это игрушка взрослых мужчин»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.