Былое и легенды кирульского храма

Старейшей из ныне действующих в столице республики каменных церквей – Свято-Вознесенскому храму, что в местечке Кируль, – исполнилось 200 лет. В честь круглой даты прихожане организовали на прилегающей к храму территории фотовыставку под открытым небом, а в минувшую субботу, 3 июля, здесь прошла очередная экскурсия в рамках проекта «Прогулки по Сыктывкару». Гидом выступила сыктывкарка Нина Нолкен, историк по образованию, прихожанка и певчая церковного хора этого храма.

Юбилейное преображение

– Несмотря на пандемию, мы широко отпраздновали юбилей храма – две недели назад провели фестиваль православной песни. На площадке перед входом в церковь установили сцену, расставили скамейки. На фестиваль съехались творческие коллективы из районов. Приезжал отец Сергий (Филиппов) из Сосногорска, известный бард и пламенный проповедник. Ему доверили провести праздничную службу и завершить ее проповедью, и это было очень ярко, огненно. Две песни на нашем открытом певческом поле отец Сергий исполнил на бис, – рассказала Нина Нолкен.

Гид напомнила, что на протяжении многих лет сам храм и территория вокруг него находились в запущенном состоянии. Но в этом году храм по-настоящему преобразился. Он нарядно выглядит снаружи и великолепен внутри, и сейчас у него достойное обрамление. Обновлена и перенесена на другое место плита в память о находившихся здесь захоронениях. Минувшей осенью были высажены голубые ели, которые благополучно пережили суровую зиму и хорошо прижились. Растут гортензии, вдоль заасфальтированных дорожек установлены красивые скамейки. Территория облагорожена, и здесь звучат молитвы.

Кладбищенская церковь

Начиналась история этого местечка с вещей скорбных, но неизбежных – появление храма в Кируле напрямую связано с перенесением в этот район городского кладбища. Прежде оно располагалось рядом с Троицким собором на территории нынешнего Кировского парка. В 1780 году Усть-Сысольск получил статус города, и согласно санитарным нормам, действовавшим тогда в Российской империи, кладбища должны были быть вынесены за городскую черту. Более всего для этого подходило местечко Кируль, где заканчивалась Юго-Загородная улица (как прежде называлась улица Домны Каликовой): и от центра недалеко, и нет никаких построек. Уже через десять лет, в 1790 году, здесь построили деревянную Никольскую церковь для отпевания усопших. Правда, церковь была несамостоятельной – приписанной к Троицкому собору. Никольский храм простоял до 1848 года, пока не был уничтожен пожаром.

В начале XIX века рядом с Никольской деревянной церковью возвели каменный собор. Свято-Вознесенский храм строился с 1811 по 1820 год. Поскольку в тот период Коми край входил в состав Вологодской губернии, церкви подчинялись вологодскому епископу. Храмозданная грамота на строительство этой церкви была дана Вологодским епископом Евгением в 1820 году.

– Но мы празднуем 200-летие церкви в 2021 году, потому что храм почти два года не был освящен. Для освящения нужно, чтобы был расписан иконостас, а это процесс длительный, – пояснила Нина Нолкен. – Освящение кирульского храма произошло по благословению следующего вологодского епископа – Анисифа. В его биографии есть очень интересный факт – он был последним духовником светлейшего князя Михаила Кутузова и в 1813 году принял его последнюю исповедь.

В 1822 году храм наконец был освящен, но действовал не в полную силу, поскольку, как и Никольская церковь, был приписан к Троицкому собору. В субботу шли поминальные службы, а в воскресенье по просьбе верующих – праздничные. Так продолжалось до 20-х годов XX века, и весь этот период кирульский храм практически был кладбищенским.

Тем временем территория вокруг церкви обрастала деревянными домами, здесь селились люди, местечко перестало быть окраиной. И постепенно кладбище заполнилось. По подсчетам историка Михаила Рогачева, в местечке Кируль было похоронено около 25 тысяч человек.

Возвращаясь к истории храма, гид напомнила, что инициатором строительства каменной кладбищенской церкви был городской голова Усть-Сысольска, купец Алексей Иванович Суханов. И на его же средства началось строительство. Ныне это единственная сохранившаяся в городе действующая церковь, построенная в начале XIX века.

Главным кирульское кладбище оставалось в городе до 1932 года. Поскольку к этому времени места для новых могил больше не было, приняли решение о переносе кладбища. Изданный властями декрет разрешал горожанам перенести могилы родственников, но сделать это они должны были за три дня.

– Так быстро перезахоронить останки было практически невозможно, поэтому мало кто это осуществил, единственное – забрали кресты и памятники. Потом время сделало свое дело, и могилы превратились в траву, цветы, деревья, – констатировала факт гид.

Священномученики

О плачевном состоянии храма в советские времена свидетельствуют фотографии выставки. На крыше выросли деревья, крест с купола был снесен, полностью разрушена трехъярусная колокольня. Сейчас она восстановлена, но имеет только два яруса. Полностью восстановить ее не разрешили в связи с близостью аэропорта. Считается, что это каким-то образом мешает самолетам идти на посадку.

– И на самом деле такое соседство неудобно. Очень часто по воскресеньям здесь стоит такой шум от самолетов, что трудно вести церковную службу – самолеты своим гулом перекрывают все звуки, – добавила Нина Нолкен.

В 1920-е годы в храме служили священники, заслуживающие особого рассказа.

– В их числе священномученик, исповедник земли Коми Стефан Ермолин. Он родился в селе Часово Яренского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. В годы Гражданской войны служил в Красной армии, был даже командиром взвода, но братоубийство во время войны так его потрясло, что, вернувшись в родное Часово, он решил служить Господу. Был рукоположен, в 1926 году Стефан Ермолин становится дьяконом, а в 1928-м – дьяконом Свято-Вознесенской приходской церкви. В 1920-е годы 24 высших иерарха – архимандриты, архиепископы, такие как будущий епископ Афанасий Сахаров, отбывали ссылку в Коми крае, большинство – в Сыктывкаре. Стефан Ермолин изображен на иконе в числе первых
17-ти священномучеников, исповедников православной веры, в земле Коми просиявших. С кирульским храмом связаны пять лет его служения. В 1932 году он стал священником нашего храма, потому что местный священник был арестован и расстрелян. Стефан Ермолин был дружен с ссыльным епископом Вязниковским Германом Ряшенцевым, служившим в Свято-Казанской церкви в местечке Кочпон. В связи с этим Стефан Ермолин стал фигурантом сфабрикованного дела «Священной дружины». Священников обвинили в контрреволюционной деятельности, 13 человек расстреляли, в их числе был и Стефан Ермолин, – рассказала Нина Нолкен.

В Коми канонизированы 40 священников, сейчас готовятся документы и на канонизацию игумена Амвросия Морозова. В его биографии есть примечательный факт: уроженец села Межадор, он приходился родственником первому секретарю Коми обкома КПСС Ивану Павловичу Морозову. Амвросий (в миру Афанасий Морозов) был двоюродным дедом руководителя Коми АССР, родным братом отца Ивана Павловича.

В 16 лет родители Афанасия Морозова благословили его на служение Богу, он пришел в Свято-Стефановский Ульяновский монастырь и прошел все ступени иночества – был трудником, послушником, стал монахом, иеродьяконом, иеромонахом – монахом, который имеет право проводить службу. Амвросий стал последним настоятелем Ульяновского монастыря, видел его разграбление, был несколько раз арестован и отбывал ссылки. В кирульском храме он служил с 1924 по 1930 год, почти шесть лет. Последние годы жизни вел службы в кочпонской церкви и там был арестован и расстрелян. Мученическую смерть он принял в местечке Нижний Чов. Сейчас на месте расстрелов установлен поклонный крест, который виден с дороги.

В июле 1932 года Сыктывкарский городской отдел расторг договор с общиной верующих, намереваясь закрыть храм, но это решение было отменено Коми облисполкомом как незаконное. Тем не менее 4 апреля 1933 года договор был аннулирован. Однако храм не закрыли, а передали «обновленцам» – сторонникам «революционной реформы» Русской православной церкви. С этого периода и вплоть до закрытия Свято-Вознесенский храм был единственной действующей церковью в Сыктывкаре и являлся соборным храмом обновленческого епископа Усть-Сысольского и Усть-Вымского.

Явление Николая Угодника

В 1938-м постановлением Верховного Совета Коми АССР Свято-Вознесенский храм все-таки был закрыт. С конца 30-х по 60-е годы в его помещениях размещались склады, гаражи, кузница и даже хлебозавод.

К этому периоду относится легенда, которая впоследствии была опубликована на страницах газеты «Вера». В 1930-е годы в помещении церкви работала кузница. Внучка одного из кузнецов Леонтия Ковальчука рассказала об удивительной истории, приключившейся с ее дедом. Дело было в декабре 1938 года накануне праздника в честь Николая Угодника. Леонтий заступил в ночную, третью смену. В 12 ночи дверь вдруг открылась, и кузнец подумал, что это пришел напарник. Но это оказался старец с белой бородой в белом холщовом одеянии. Кузнец удивился тому, как легко зимой одет старик. «Вы к кому?» – спросил Леонтий. «А разве это не церковь?» – спросил старец. «Да нет, это кузница». «Нет, это церковь», – возразил незнакомец. «Раньше это действительно была церковь, – согласился Леонтий, – а теперь видите – сделали кузницу». И начал рассказывать про свою работу. Но дед настаивал: «Нет, это церковь». И еще раз твердо повторил: «Это церковь» и на глазах у кузнеца исчез.

Леонтий был так потрясен, что не смог дальше работать, загасил свой горн и пошел домой. Позже выяснилось, что его напарник заболел. Кузнец рассказал случившуюся с ним историю жене, которая была верующей, и жена догадалась, что к нему приходил сам Николай Угодник. Ведь старик с белой бородой явился в канун праздника в честь Николая Угодника.

Восстановление

Возрождение кирульского храма как действующей церкви началось в 70-е годы прошлого века, когда храм был взят под охрану как памятник культуры и градостроительства города Сыктывкара. В течение пяти лет перед тем, как храм был передан церкви, в нем размещался этнографический отдел республиканского краеведческого музея. В это время здание постарались привести в порядок, что-то восстановить.

Русской православной церкви здание передали в феврале 1990 года. Все труды по восстановлению храма пали на тогдашнего настоятеля отца Иоанна (Лапко). Нина Нолкен напомнила, что интерес к церкви в то время был неподдельным, кирульский и кочпонский храмы приняли на себя миссию заново крестить людей. Нагрузка на настоятеля была просто колоссальной: надо и крестить, и храм расписать, и иконостас заново создать.

Для создания иконостаса был приглашен резчик из Прикарпатья Иосиф Долганич. Практически все иконы обрамлены киотами, изготовленными руками этого мастера. Иконостас в храме выполнен из горной липы, этой древесине не страшны ни сильные морозы, ни дожди. Расписали храм православные живописцы Захарчук и Пикляр. Была восстановлена глава с крестом на храме, шпиль, увенчанный крестом на колокольне.

С 1990 по 2004 год церковь Вознесения Господня носила статус и выполняла функции кафедрального собора, до тех пор, пока не было завершено строительство Свято-Стефановского собора.

Сейчас в храме служат пять священников, и каждый параллельно занимается восстановлением разрушенных деревенских храмов. Отец Владимир проводит субботники по восстановлению церкви в селе Ляли, отец Алексей курирует храм в Кажыме, отец Стахий – храм Пажги, отец Сергий – настоятель храма в Усть-Куломском районе. А на плечи настоятеля Свято-Вознесенского храма – отца Иоанна легла подготовка к 200-летию кирульской церкви.

Святыни

Свято-Вознесенский храм привлекает истинно верующих еще и потому, что здесь много «мощевичков» – ларцов с частичками мощей святых. Есть даже очень древние, относящиеся к первому веку нашей эры – частички святого апостола Иакова брата Господня, Марии Магдалины, святой великомученицы Варвары. Хранятся частички мощей святой блаженной Матроны Московской. Благодарные верующие приносили и оставляли на киоте с мощами Матроны золотые цепочки, крестики, но однажды все золото похитил какой-то бессовестный воришка. Он посмел вскрыть киот и украл золотые украшения, которые предназначались для изготовления более массивного киота.

– Милиция вора так и не нашла, бог ему судья, – сказала Нина Нолкен.

Самый последний мощевичок появился в храме совсем недавно – святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Все врачи советского времени учились по учебникам «Очерки гнойной хирургии» профессора Валентина Войно-Ясенецкого. Он всю жизнь был и целителем, и священнослужителем. Один из инициаторов Ташкентского университета и епископ Ташкентский больше 20 лет провел в ссылках в северных краях. Когда началась война, сосланный в Сибирь врач попросил у Сталина разрешения оперировать, и очень многих раненых, которых отправляли в глубокий тыл, спас от смерти. Рака с мощами архиепископа Крымского Луки хранится в Симферополе, в монастыре, а частичку мощей передал в наш Свято-Вознесенский храм настоятель монастыря. Рядом с мощевичком – икона Луки. Она написана по заказу жительницы Печоры, у которой был очень больной внук. Она нашла иконописца, и он создал эту икону.

Галина ВЛАДИС

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Былое и легенды кирульского храма"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.