Три стихии под защитой

Начальник цеха водоснабжения и очистки сточных вод Дмитрий Злобин рассказал о всех ступенях очистки стоков.

Работу любого крупного промышленного предприятия всегда сопровождает множество домыслов и мифов, касающихся в том числе и влияния производства на окружающую среду. Не исключение и Монди СЛПК. Хотя предприятие выведено из списка «горячих точек» Баренц-региона, что на международном уровне подтверждает его правильный подход к экологии, у жителей Коми по-прежнему остаются вопросы: достаточно ли очищаются стоки комбината, что и как хранится на полигоне промышленных отходов, какие вещества попадают в воздух с дымом из труб? Чтобы ответить на эти вопросы, компания пригласила журналистов в пресс-тур по объектам Монди СЛПК.

Поймать СО2

Уже шесть лет назад предприятие исключили из списка «горячих точек» БЕАР по показателю «Сокращение эмиссии оксида углерода и специфических веществ», достичь этого удалось в результате масштабной модернизации производства, в частности – реализации проекта STEP. То есть с 2015 года с точки зрения выбросов в воздух Монди СЛПК – предприятие безопасное. Конечно, из труб идет не только пар, но содержание того же углекислого газа и других веществ соответствует всем нормам. Впрочем, на достигнутом комбинат не остановился: в этом году, после модернизации ТЭЦ, выбросы этих веществ еще снизились. Например, СО2 в воздух теперь попадает на 200 тысяч тонн в год меньше, чем ранее, снижение почти на треть к прошлым показателям.

Обновленная ТЭЦ в программе пресс-тура проходила под пунктом «Воздух», но от ее модернизации зависит также чистота земли и воды, поскольку новый биотопливный котел работает в первую очередь на кородревесных остатках. Такое сырье есть на каждом лесопромышленном производстве, и долгие годы это было очень большой проблемой для лесного региона – в разных районах скапливались внушительные горы из опилок, щепы и коры. Еще во времена СССР, когда только начиналось строительство «гиганта на Вычегде», было решено, что предприятие должно быть максимально дружественным к природе и кородревесные остатки должны идти в дело – для производства тепловой и электрической энергии. И биотопливные котлы были установлены, но технологии прошлых лет не позволяли использовать материал на сто процентов. Достичь этого удалось лишь сейчас.

Площадка с кородревесными отходами.

Заместитель главного эколога Монди СЛПК Дмитрий Караваев рассказал и показал, как кородревесные остатки превращаются в «зеленую» энергию. Кородревесные остатки свозят на специальную площадку и отправляют по транспортеру в загрузочные бункера, а оттуда они попадают в топку нового биотопливного котла. Измельчаются и идут в топку другие древесные материалы – сломанные поддоны, ящики. Для того чтобы вместе с их измельченными остатками в котел не попадали гвозди, скобы, на шредерной установке есть специальные уловители металла. Современная техника позволяет также перерабатывать куски снега и льда, которые могут попадаться в топливном сырье. Но касается это больше коры и опилок, их Монди СЛПК получает от других предприятий – после модернизации ТЭЦ появилась возможность не только полностью утилизировать свои кородревесные остатки, но и помочь в этом плане другим лесопромышленникам.

Благодаря современной технологии можно использовать сырье влажностью до 50 процентов. В топочной камере находится кварцевый песок, он бурлит, создавая кипящий пузырьковый слой, в котором и сгорает топливо. Температура в топке достигает 750-850 градусов. Зольных остатков при этом получается немного. Периодически песок проходит очистку и снова возвращается в камеру.

Бушующее в топке пламя видно через смотровые окошки, а вот работа других важных элементов котла – электрофильтров – от посторонних глаз скрыта. Эти устройства занимаются очисткой дымовых газов, улавливая мельчайшие частички золы на «удочки»-электроды, в первую очередь благодаря им трубы ТЭЦ и не «коптят».

Одна из буферных емкостей, которая в пиковые часы принимает городские стоки.

Песколовки и ил-чистильщик

В котлах ТЭЦ горят не только кородревесные остатки, небольшую долю топлива составляет обезвоженный осадок сточных вод. Берется он с очистных сооружений Монди СЛПК, куда поступают и производственные, и бытовые стоки. Дело в том, что именно здесь проходит очистку вся вода, которую используют в своих квартирах жители Эжвы и Сыктывкара, сюда же попадают стоки различных организаций, точек общепита и прочих учреждений. Многокилометровые трубы канализации соединяются вместе, и стоки идут общим потоком через Эжву на территорию предприятия, где и попадают на очистные сооружения.

Сначала прибывшие стоки с помощью насосов загоняют на гору, на станцию механической очистки – это первая ступень удаления из воды ненужных примесей, где она проходит через решетки с прозором в шесть миллиметров. На следующие этапы очистки вода бежит по трубам с горы самотеком. Механическая очистка позволяет убрать из воды крупные нерастворимые фракции и песок. Первые – это различный мусор, который случайно или по человеческой нерадивости попал в канализацию. Его, к счастью, не так много. Как рассказал начальник цеха водоснабжения и очистки сточных вод Дмитрий Злобин, чаще всего решетки станции отлавливают различные тряпки, куски нетканки (от влажных салфеток, например), пробки от бутылок, ватные палочки. Мусор, осевший на решетках, автоматически сгребается, отжимается, удаленная от крупных примесей вода отправляется двумя параллельными потоками на две песколовки, где из нее удаляют песок и мелкие камешки. Весной, когда снег на улицах активно тает и вместе с песком попадает в канализацию, песколовкам приходится работать по-стахановски. После прохождения первой ступени очистки стоки от города объединяют с производственными стоками – от самого Монди СЛПК.

Здание дисковых фильтров.

Для того чтобы не было резких перепадов в работе очистных сооружений – ведь нагрузка на них в зависимости от времени суток разная, утром, когда весь город идет умываться, воды в канализацию летит больше, – установлены буферные емкости, в которые частично собирается вода в «часы пик». В ночное время при снижении поступления стоков вода из буферных емкостей подается в цикл очистки.

Вторая ступень очистки – биологическая, где различные загрязнения становятся обедом для бактерий, того самого активного ила. Но перед этим воду еще прогоняют через преаэратор, насыщая ее кислородом, чтобы илу было комфортно питаться и размножаться. Периодически ему становится так комфортно и сытно, что он начинает размножаться слишком сильно, заполняя собой специальные водоемы-отстойники. Тогда его излишки забирают, отжимают, высушивают и отправляют в топку вместе с кородревесными остатками.

Третья ступень очистки – дисковые фильтры. Воду направляют на фильтрующие элементы с микропорами, так что все, что не удалось задержать на первых ступенях, остается здесь и заново поступает в процесс очистки. В результате из здания дисковых фильтров вода выходит с показателями, качество которых не хуже, чем в самой реке Вычегде.

А дальше очищенной воде предстоит долгий путь в 16 километров по самотечному каналу в Вычегду. Дело в том, что изначально – в конце 60-х и в 70-х годах прошлого века – стоки после очистных сооружений направлялись в ручей Кылыг-ю. Но с точки зрения экологии это было не лучшее решение, поэтому в 1980-х реализовали самый масштабный по тем временам экологический проект: параллельно Кылыг-ю был пробит тот самый самотечный канал. Во-первых, многокилометровое путешествие нужно для того, чтобы вода стала «живой», дополнительно напиталась кислородом, во-вторых, до модернизации очистных сооружений, завершившейся в 2018 году, на самотечном канале работали пруды-аэраторы, на которые вода шла после второй ступени очистки. Сейчас работа третьей ступени значительно усовершенствовалась с вводом дисковых фильтров.

На разных ступенях очистных сооружений можно наблюдать, как меняется вода из канализации. Вода, направляющаяся к песколовкам, выглядит, прямо скажем, непрезентабельно – черно-коричневая, со специфическим запахом канализации. Во вторичных отстойниках резкого запаха уже нет, а в воде купаются стаи чаек. После дисковых фильтров в самотечный канал уходит абсолютно прозрачная вода. Один из признаков того, что вода в самотечном канале хорошая, – на них селятся бобры. И с каждым годом их все больше и больше. Правда, эти самодеятельные «экологи» доставляют немало хлопот сотрудникам очистных сооружений, поскольку периодически строят на канале плотины, перегораживая ток воды. Запруды приходится убирать, но бобрам место нравится, и они возобновляют строительные работы.

В начале прошлого года Монди СЛПК исключен из списка «горячих точек» БЕАР по показателю «Сокращение сброса сточных вод». Решение принято по результатам исследований, проведенных после модернизации очистных сооружений.

Новый котел, работающий на кородревесных отходах.

Голубые горы полигона

Завершающим пунктом путешествия стала «Земля» – посещение полигона промышленных отходов Монди СЛПК. Отходы, которые образуются на комбинате, стараются по максимуму переработать, поэтому и на полигон их поступает с каждым годом все меньше. Как рассказал Дмитрий Караваев, сейчас у компании цель снизить объем вывозимых на полигон отходов в два раза.

Площадь полигона – порядка 50 гектаров, заполнение на сегодня – 30-40 процентов. Здесь имеются разные площадки с отходами (например, с золой, она образуется при сжигании в котле кородревесных остатков), площадка с известью (она необходима в процессе изготовления целлюлозы и бумаги, после отработки ее отправляют на полигон). А также площадка отходов, образующихся от строительных работ. Везут на полигон только те отходы, которые нельзя сдать на переработку другим предприятиям. При этом размещают их отдельно друг от друга.

Самый приметный объект на полигоне – площадка хранения отработанной извести. Ее холмы под солнцем переливаются бело-голубыми оттенками, напоминая то ли меловые скалы, то ли ледник. Возможно, эти запасы отработанной извести смогут пойти в дело и исчезнут с полигона, сейчас в России развиваются технологии переработки такого вторсырья.

Полигон строго охраняется, при въезде на объект установлен шлагбаум, круглые сутки дежурство несет охранник. Без специального пропуска туда не попасть, мусор, который лежит в машине, должен строго соответствовать тому, что указан в сопроводительных документах. Разрешение на вывоз отходов на полигон выдает отдел экологии после специальной заявки от того или иного подразделения Монди СЛПК.

Периодически проводятся мероприятия по улучшению полигона. Например, не так давно обустроена площадка хозяйственной зоны, на ней установлены балки для обслуживающей организации, навес для техники. Здесь же располагаются помпа, противопожарный прицеп «Водолей», водохранилище на две емкости по 25 кубометров. Если случится возгорание, на полигон прибудет машина, уже заправленная водой, но если ее не хватит, пожарные смогут пополнить запас в хранилище.

По периметру полигона сделаны каналы, в которых собираются дождевые, снеговые стоки, при необходимости из них тоже можно взять воду для борьбы с огнем. По этим каналам вода уходит на нижнюю точку полигона, где она проходит первичную очистку, а далее насосная станция перекачивает стоки по трубе в очистные сооружения. Работает станция в автоматическом режиме, техника сама определяет исходя из уровня воды в отстойнике, когда нужно запустить насос и начать перегонять воду. Но дежурный сотрудник все равно регулярно проверяет работу станции на случай возникновения неисправности оборудования.

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Три стихии под защитой"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.