В поисках родовых корней

Сыктывкарка Мария Плоскова выход на заслуженный отдых восприняла как долгожданную возможность заняться тем, на что раньше не хватало времени: поиском корней и составлением родословной семьи Кочановых, из которой она родом. В результате изучение одного рода привело к тому, что ей пришлось проследить историю десяти деревень Усть-Куломского района за последние 400 лет и на основе собранных материалов издать несколько книг.

Пять братьев в грозовые годы

До выхода на пенсию Мария Плоскова работала учителем, по ее инициативе в Сыктывкаре была создана Коми национальная гимназия. Она была первой учительницей этой гимназии, она же и разработала первый учебник коми языка «Лысва» («Росинка») для пятого класса по морфологии, затем учебное пособие «Ордым» («Тропа») для седьмого класса по лексикологии. В 2005 году, выйдя на пенсию, решила заняться поиском в архивах сведений о своих родных по линии отца – Алексея Павловича Кочанова. И в процессе работы поняла, что раньше о своих родных не знала почти ничего. В архиве ей удалось отыскать данные о пятерых братьях отца, которые были участниками Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. В Первой мировой в 1914 году погиб старший брат отца – Андрей Павлович 1889 года рождения. Он служил в Польше и защищал российскую границу. Где похоронен, неизвестно.

В 1914 году отец Марии служил в Петрограде вместе со своим братом Василием. Тот был старшим кочегаром на крейсере «Аврора», а отец заведовал оружейным складом. Четвертый брат – Сергей в 16-летнем возрасте ушел на Гражданскую войну и вернулся только в 1925 году. Учился на командира войсковой части в Вологде и был в звании унтер-офицера. Освобождал от белогвардейцев Псков, Тулу, Владикавказ, а в Коми крае – Ижму и Троицко-Печорск.

По словам Марии Плосковой, судьба пятого брата, Тимофея, представляет наибольший интерес в плане отражения особенностей того периода истории, когда члены одной и той же семьи нередко оказывались по разные стороны баррикад. В возрасте 17 лет он пошел воевать против интервентов, но в результате попал в белогвардейский отряд, который организовывался в Архангельске. Новобранцев до места назначения сопровождали руководитель третьего района (Усть-Куломского) Николай Иванович Есев, а из Сыктывкара – руководитель уездного отдела милиции Павел Васильевич Колотов. Они передали новобранцев в отряд Гуго Федоровича Ролланда, который вскоре превратил их в белогвардейский отряд. В это время почти вся Архангельская область была занята интервентами. Впоследствии всех, кто имел отношение к этому отряду, расстреляли. По дневнику Андрея Андреевича Цембера, первого архивариуса Зырянского края, удалось установить, что Николай Есев был расстрелян в Верхнем Чове в 1932 году. Тимофея помиловали только потому, что он на то время был еще несовершеннолетним и не участвовал в военных действиях, так как его готовили милиционером для своего села. Тимофей всю жизнь работал мастером леса. Из метрической книги Мария Плоскова узнала, что ее отец – Алексей – был у своего брата Тимофея крестным отцом.

В дни Великой Отечественной войны все братья были на фронте, кроме Алексея. Его комиссовали из-за возраста и ранения в годы службы в Польше и назначили охоткорреспондентом Архангельского института звероводства и животноводства. Главной задачей Алексея Павловича было наблюдать за передвижением зверей и птиц, их рождаемостью, количеством детенышей, болезнями и отправлять эти данные в институт. Кроме этого, он выполнял и тыловую нагрузку, отправлял через военкомат продукты питания для фронта. Работая в лесу, отец Марии Плосковой иной раз проходил сотню верст в день.

Из плена – на чужбину

У всех пятерых братьев Кочановых были сыновья. Сыновья Алексея Кочанова – Дмитрий и Андрей воевали. Дмитрий дошел до Берлина и был награжден двумя орденами Красной Звезды и орденом Победы, Андрей воевал на Ленинградском фронте и в Прибалтике. Оба вернулись с войны и умерли уже на родине: один от осколочных ран, другой от рака. У Василия были сыновья Александр и Николай. У Сергея – сын Гелий, который стал впоследствии известным в Коми композитором. Сергей воевал на Карельском фронте, был командиром батальона 997-го стрелкового полка 263-й стрелковой дивизии. Защищал ворота Кольского полуострова – город Медвежьегорск. В 1942 году Сергей погиб и похоронен в Медвежьегорске в братской могиле. Он награжден орденом Красного Знамени. Тимофей и Василий защищали Москву. Сыновья Василия Павловича – Николай и Александр – пропали без вести в дни Великой Отечественной. После войны родственники долго их искали. Случайно по интернету в Воронежской области среди имен погибших нашли имя Кочанова Александра Васильевича. Дальнейшие поиски подтвердили, что старший сын Василия Павловича действительно защищал Воронеж и в числе 3497 солдат похоронен в братской могиле деревни Скляево.

О судьбе второго сына своего дяди Василия Павловича – Николая – Мария Алексеевна узнала из архивов. И прочитав документы, сразу вспомнила случай из детства. В 1964 году учитель русского языка и литературы Нижне-Вочской школы пришел к ним домой и с тревожным видом тихо сказал на ухо отцу: «Дядя Алексей, я сегодня Колю слушал на радиостанции «Би-Би-Си». Он, оказывается, в деревне Ивановка Белгородской области попал в плен и почему-то не вернулся домой, ведь он живой».

– Тогда я не поняла, о ком они говорят, но, когда прочла архивные документы, та картина всплыла в памяти, – рассказала собеседница издания. – Оказывается, Николай воевал на Украинском фронте. Попал в плен к немцам. И как хорошего знатока техники его увезли в Германию на военный завод. Когда союзники освобождали Германию, пленных русских заводчан начали партиями отправлять на родину, в Россию. Но вскоре стало известно, что первая партия была полностью расстреляна по приказу Сталина. Николай должен был возвращаться домой второй партией, но среди пленных прошел слух, что на родине всех ждет то же самое, и он перекинулся к союзникам в Америку. Была попытка отыскать следы Николая, по интернету нашла в Америке четырнадцать Кочановых, но не могла с ними выйти на контакт, потому что не знаю английского языка. Фотографий Николая и Александра в семье не осталось. Но опять же помог случай: их удалось отыскать в домашнем архиве Натальи Гуцуляк, которая привезла из Керчомъи альбомы младшей сестры Николая, учительницы этого села – Анастасии Васильевны Самариной. В общем, пока найти Николая или его родственников в Америке мы не смогли. Но то, что я нашла эти сведения, уже хорошо.

Выходцы из Псковских земель

По мере поиска архивных сведений материал все накапливался. Причем много собралось материала, не имеющего отношения к роду Кочановых. Так, изучение антропологических сведений из архивных документов о жителях Носимской деревни Усть-Куломского района выявило очень много Кочановых, но свои корни Мария Плоскова среди них не нашла.

– Я хотела уже выкинуть собранные документы о Носиме, но муж вовремя остановил: «Ты столько работала, зачем же выкидывать? Напечатай». Ну я и издала в 2019 году книгу «Ловва» («Живая вода»). И хотя в опубликованных в ней сведениях не было ничего о моих родственниках, зато сколько людей нашли в ней свои корни. Мне даже из Финляндии писали, что нашли 12 поколений своих родственников в этой книге, – поведала краевед.

А по тем сведениям, которые удалось найти о роде своего отца, Мария Плоскова издала книги «Вит вок да гыма вояс» («Пять братьев и грозовые годы»), «Мунiсны, дорйисны, усисны, вошисны, локтiсны… батьяс, вокъяс, пиян…» («Уходили, защищали, погибли, пропали, вернулись… отцы, братья, сыновья…»).

– Я взялась за поиск представителей рода Кочановых, но дальше поколения отца и его братьев найти их оказалось почти невозможным из-за множества разветвлений, – рассказала Мария Плоскова. – И тогда журналист, краевед Анна Сивкова мне посоветовала: «Ты не берись за одного, ничего так не найдешь, я уже это знаю. Бери все село». Ну я и взяла Нижний Воч. А потом оказалось, что брать Нижний Воч без Керчомъи никак нельзя, потому что эти села объединяла одна церковь – Иоанно-Предтеченская, которая исполняла функции нынешнего загса и регистрировала все акты гражданского состояния малых деревень.

Предстояло проделать огромную работу, и, чтобы старания не пропали даром, с 2010 года краевед начала работать над книгой «Виртусь» («Кровиночка»), в которую вошли истории родословных жителей деревень Нижний Воч, Верхний Воч, Дзоль, Габов, Дема, Прупт, Канава, Кирда, Окос, Оська. В книге содержатся сведения с 1646 по 1950 год.

Как выяснилось, первые жители деревни Нижний Воч поселялись сначала в Усть-Куломе, а затем в Керчомъе. И чтобы искать этих людей, надо было исследовать архивные документы Москвы, Вологды, Великого Устюга и Сыктывкара. Удалось найти сведения о первых поселенцах села Воч под названием Воч Пом, относящиеся уже к 1719 году.

– В архивах мне никто ничего не пояснял, с чего начать и с какими документами работать, это потом я уже узнала, что существуют посемейные списки, а есть еще исповедальные ведомости, в которых отмечалось, когда и кто приходил на исповедь в церковь, – рассказала Мария Плоскова. – Кроме этого, велись похозяйственные и метрические книги. Все эти книги годовые. Я взялась за ревизские сказки, их было в России десять. Первая ревизия крестьян, или перепись, Коми края была в 1719 году, она находится в Москве. Вторую ревизию крестьян за 1746 год я нашла в Великом Устюге. А в архиве Сыктывкара сохранились по нашему району только четыре ревизии. Я так была обрадована. Они мне очень помогли в исследовании своего рода. В документах Иоанно-Предтеченской церкви нынешнее село Нижний Воч в 1719 году значилось как починок Воч Пом, исследователи-топонимисты могли не заметить, но там был Иван Кочанов, прародитель рода Кочановых, которых считают пришельцами из Псковских земель. Иван Кочанов со своим отцом приехал в наши края где-то в 1690-х годах, когда была междоусобица между псковскими и новгородскими губерниями за северные земли.

Как выяснилось из данных ревизии 1719 года, первые Морохины поселились в Усть-Куломе, оттуда перебрались в Керчомъю, а затем в Нижний Воч. Были они выходцами из средней полосы, примерно из Липецкой губернии, а откуда точно – неизвестно. Касевы оказались выходцами из Пермского края. Кстати, там до сих пор есть деревня Касево.

Поиск исторических данных, конечно, совсем непростое занятие. Марии Плосковой приходится делать запросы и выезжать в архивы разных городов. Кроме того, и книги она издает на свои средства. Однако поисковая работа настолько увлекла ее, что оставить это занятие она уже не может:

– Я очень благодарна народному писателю, поэту Республики Коми Василию Григорьевичу Лодыгину за прекрасный отзыв о книге «Виртусь». Он с великой радостью сообщил, что нашел в моей книге свою родословную и на основе этого решил написать роман «Хлебный путь».

Галина ГАЕВА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "В поисках родовых корней"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.