Еврейская диаспора в Коми

Представители более сотни национальностей проживают сейчас в Коми. У многих из них есть свои землячества или национально-культурные автономии. В год столетия региона «Республика» продолжает цикл публикаций, знакомящих читателей с национально-культурными автономиями, жизнью и традиционной культурой представителей разных народов, их интеграцией в общественно-политическую и культурную жизнь.

Количество евреев в Коми относительно невелико – порядка тысячи человек, и почти половину из них объединяет Еврейская национально-культурная автономия. Еще в 1990 году появилась идея создания национального еврейского объединения. Тогда и возникло в Сыктывкаре общество еврейской культуры «Шолом», которое возглавлял Семен Пошуменский. 10 октября 2000 года была зарегистрирована Коми республиканская общественная организация «Еврейская национально-культурная автономия» (КРОО ЕНКА). Ее основная цель – содействие сохранению самобытности языка еврейского народа, удовлетворение национальных и культурных потребностей, возрождение и развитие национальных традиций и культуры, развитие и укрепление межнациональных связей и дружбы между всеми народами, проживающими на территории республики.

Первые евреи на будущей территории Руси появились еще в I-II веках. Но самая большая часть евреев оказалась в Российской империи после раздела Польши в конце восемнадцатого века: в 1772 году на территории страны насчитывалось около 200 тысяч евреев.

К концу XIX века в Российской империи была самая большая еврейская община мира (в 1880 году здесь проживало 67 процентов всего еврейского народа). Евреи составляли более половины городского населения Литвы и Белоруссии. В городах Украины евреев было больше, чем украинцев. Но из-за погромов и Гражданской войны страну в начале прошлого века покинуло более двух миллионов евреев, которые эмигрировали в основном в США. На территории СССР во время Второй мировой войны оккупанты уничтожили примерно от полутора до двух миллионов евреев. В конце 1980-х – начале 1990-х годов, после отмены ограничений на эмиграцию, половина еврейского населения СССР покинула страну, эмигрировав преимущественно в Израиль, США и Германию. По переписи 2010 года численность евреев в России составляла 156 801 человек, или 0,11 процента всего населения страны. В России с 1991 года в качестве самостоятельного субъекта Федерации существует Еврейская автономная область, однако по состоянию на 2010 год в ней проживало всего 1628 евреев.

Большинство евреев до революции жили на юге и западе Российской империи, а северный Коми край их не привлекал. К тому же существовала так называемая «черта оседлости». Это граница территории Российской империи, за пределами которой с 1791 по 1915 год запрещалось постоянное проживание евреев.

Первые евреи в Коми крае появились в результате политических ссылок из Польши и Литвы, где проходили антиправительственные восстания. Так в Усть-Сысольске оказался дед краеведа, исследователя коми языка, фольклора и истории Андрея Цембера. Сам краевед считал себя «природным зырянином». С учетом того, что его бабушка и мать были зырянками, это утверждение вполне имеет право на существование. Но в своей биографии он пишет, что его дед Ксаверий Цембер и семеро его братьев принимали активное участие в польском восстании 1830 года. В одной из автобиографий, поначалу написав «происхождение я имею польско-еврейское», затем Андрей Цембер оставляет только «еврейское». Но позднее, попав во время войны в немецкую оккупацию, Андрей Цембер называл себя поляком и зырянином.

Немало евреев было среди ссыльных революционеров в начале прошлого века. Причем не только в Усть-Сысольске, но и в Ижме, Сизябске, Усть-Куломе и других селах. И они же оказались одними из первых сосланных в Коми край при советской власти. В 1920-х годах сюда сослали членов нескольких сионистских организаций. К 1939 году евреи составляли уже 0,2 процента населения Коми – 570 человек.

В 1940-1941 годах в Коми край сослали несколько тысяч граждан восточной Польши и стран Прибалтики. Как ни печален факт ссылки и заключения, в какой-то мере он оказался спасительным, ведь сотни тысяч в это время погибали в огне Холокоста. В числе сосланных оказался молодой Менахем Бегин – будущий премьер-министр Израиля, лауреат Нобелевской премии мира. В 1940 году он был арестован советскими властями в Вильнюсе и приговорен к восьми годам лагерей как агент британского империализма и социально опасный элемент. Он работал на строительстве железнодорожного моста через Печору в бригаде грузчиков. В 1941 году был освобожден как польский подданный и вступил в армию Андерса, а в мае 1942 года оказался в Палестине. В 1943-м вышел из армии Андерса и полностью посвятил себя борьбе за создание еврейского государства. Летом 2013 года в Печоре увековечили память о Менахеме Бегине. В церемонии принимала участие официальная делегация из Израиля, в составе которой приезжала и дочь Бегина – Хасия Мило (Бегин). О своем пребывании в Коми АССР Бегин написал книгу «Белыми ночами».

Родители родившегося в Сыктывкаре олигарха Романа Абрамовича тоже из литовских переселенцев.

В 1950-1970 годах евреи приезжали в Коми АССР по собственной воле. В республике требовались грамотные специалисты: инженеры, врачи, преподаватели. В 1958 году в Коми АССР числилось от шести до десяти тысяч евреев. Хотя по переписи их в 1959 году было 2790 человек. Видимо, не все афишировали свою национальность. Хотя в Коми АССР не смотрели в графу «национальность», и евреи могли сделать карьеру.

В 1975 году в Сыктывкар по распределению Владимирского пединститута приехал фотограф Марк Оникул. Он поработал учителем химии в школе, отслужил в армии и вернулся в Сыктывкар.

Легендарный бывший мэр Воркуты Игорь Шпектор родился в Харькове, там же окончил инженерно-строительный институт и работал на заводе. Затем переехал в Воркуту.

Многие евреи оставили значительный след в истории Республики Коми. Это поэты Александр Клейн, Александр Алшутов (Бейлин), Марк Каганцов, тележурналист Анатолий Пошуменский, строители Наум Белоцерковский, Леонид Трапер. Среди известных евреев в живописи – Роман Бендерский, в музыке – Михаил Герцман, в науке – Яков Юдович, Лев Иржак, Марк и Александр Фишман, Дмитрий Несанелис, в библиотечном деле – Циля Зильберг, в юстиции – Борис Шенкман, в культуре – Александр Мойсеевич, Эдуард Шмеркович, Зислав Хвейдан, начальником департамента угольной промышленности минпромтранса республики был Альберт Бернштейн. Список можно продолжать долго.

Еврейская национально-культурная автономия в Коми одно из наиболее активных национальных объединений. Основной ее деятельностью является социальная работа. Организация оказывает социальную поддержку четырем сотням евреев, живущих в республике. Оплачивает им лекарства, протезы, коляски, покупает нуждающимся семьям продукты, предоставляет услуги сиделки на дому. При автономии работает клуб для пожилых людей, есть великолепная библиотека еврейской и мировой литературы. Недаром евреев издавна называют «народом книги».

В еврейской общине много молодежи. На базе автономии в Сыктывкаре действует детская воскресная школа с музыкальным ансамблем, ежегодно организуется этнокультурная летняя театральная студия «Гефен» («Виноградная лоза»). Каждый год ставить с детьми спектакли из Москвы приезжает режиссер Александр Степанюк. В театральную студию принимают детей вне зависимости от их национальности. Возглавляет школу педагог и музыковед, заслуженный работник Коми Ольга Мойсеевич. В этом году пройдет уже девятнадцатая летняя смена, и снова будет поставлен спектакль – уже двенадцатый по счету.

Ее отец Александр Мойсеевич стоял у основания автономии вместе с Семеном Пошуменским (министр бытового обслуживания республики), Татьяной Кожевниковой, Борисом Куковицким, Дмитрием Несанелисом и другими.

– Отец был заместителем председателя и исполнительным директором по всем организационным вопросам. По сути, сплотил и укрепил общину, – рассказала «Республике» Ольга Мойсеевич.

В ЕНКА дети изучают традиции, историю еврейского народа и иврит. В центре проходят интереснейшие встречи и еврейские праздники. В сентябре – начале октября еврейский новый год Рош-а-Шана (в переводе с иврита означает «голова года»), в декабре – Ханука, в марте – Пурим и в апреле – Песах. Помимо этого есть пост судного дня – Йом Киппур. Есть праздник Суккот, когда строится шалаш, в котором полагается жить неделю. Ну и главный праздник – это день субботы – шабат.

На праздник Пурим евреи едят «уши Амана». Так называется традиционное треугольное печенье со сладкой начинкой и маком. Пурим – один из самых веселых еврейских нерелигиозных праздников, он посвящен событиям, произошедшим в древней Персии во времена правления царя Артаксеркса. Он празднуется в память о спасении евреев от истребления царедворцем персидского царя Аманом. Во время этого праздника принято петь, танцевать, сытно есть и пить вино. По традиции в этот день дети шумят трещотками, приветствуются маскарадные маски.

Дата праздника Рош-а-Шана ежегодно меняется, но всегда выпадает на осень. Согласно еврейским верованиям, Рош-а-Шана – символ сотворения мира, а если конкретнее – шестого дня, когда был создан первый человек. По еврейскому календарю сейчас миру исполнился 5781 год. На этот праздник на столах выставляются блюда-символы, главными из них считаются яблоки и мед. По традиции нужно, обмакнув в мед, съесть кусочек яблока. Это сделает весь предстоящий год сладким и счастливым. На столах должны быть нарезанная кружочками морковь (по форме и цвету она напоминает золотые монетки), сладкая булочка хала с изюмом, овощи и фрукты – в знак надежды на обильный урожай, а также символ плодородия – рыба. Еще одним символом праздника считаются зерна граната. О наступлении нового года громко извещают звуком шофара – музыкального инструмента, сделанного из рога барана.

Песах – один из самых значительных праздников в иудаизме. Иудейская Пасха является более древней, чем христианская, и имеет совершенно другое значение. Праздник посвящен самому главному событию библейской истории – исходу иудеев из Египта, которое считается началом истории еврейского народа. Евреи отмечают его уже тридцать три века – с XIII века до нашей эры, когда Моисей вывел иудейский народ из египетского рабства.

За эти годы существования автономии проведено несколько фестивалей еврейской культуры, израильского кино, неделя памяти Менахема Бегина. Издано несколько выпусков сборника «Судьбы евреев в Республике Коми». Автономия имеет свой культурный центр по адресу: Сыктывкар, улица Морозова, 37 и представительство в Доме дружбы Коми.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

3 Комментариев для "Еврейская диаспора в Коми"

  1. В 1940- 41 годах евреи приехали как беженцы из Западной Белоруссии, куда вошла Красная армия, т.е они знали что будет война и бежали от ВОВ. В отличии от осадников, которые были репрессированы на этих территориях, бывших польских военных, которые присвоили себе чужие земли как победители. Так что евреи в Коми Асср скрывались от войны. В 1943 году они все смотались.Не надо искажать историю

    • Добрый вечер! Лично я прожила в Коми всю жизнь и мой дед еврей пришёл с войны без обеих ног, так, что не надо всех под одну гребенку

  2. На кой черт, в нашу республику ставят и.о.главы республики Коми еврея по национальности, у нас что нет достойных представителей Коми народа, что бы поставить их на место главы республики Коми? Путин уже совсем охерел с этими евреями и все к кормушке.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.